Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62

Работа состоит из  1 файл

Ляскина 2 для примера.doc

— 1.86 Мб (Скачать документ)

      Результаты анкеты показывают, что  родители участвуют в эмоциональном  развитии своих детей в основном  ситуативно, обращая внимание на  поведение и экспрессивные выражения. 

    Таким образом, данные тестирования, анкетирования показывают, что преобладающее количество учащихся на начало эксперимента находилось на среднем уровне развитости эмоциональной отзывчивости на музыку. Самые низкие результаты выявлены по первому критерию: эстетические переживания, так как мы считаем, что у первоклассников затрудняется в определении и подборе слов, которые передают настроение и переживание, так как имеют ограниченный словарный запас музыкальных терминов, характеризующих эмоционально-образное содержание музыки. Дети слабо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах. Одной из причин этого является не посещение детей детского дошкольного учреждения, не посещение кружков дополнительного образования, ограниченность в посещении театров, концертов и т.д.

    Более наглядно полученные результаты об уровне сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку отражены в таблице 2.

    Таблица 2

     Результаты  развитости эмоциональной отзывчивости первоклассников

На начальном  этапе эксперимента 

                           Уровни

Критерии 

Высокий Средний Низкий
Эстетические  переживания 6% 25% 69%
 Эмоциональная  экспрессия 13% 50% 37%
Творческие  проявления 13% 31% 56%
 

Диаграмма 1

                             

 Критерии   1,  2,  3.

Уровни

          Ряд 1 –  высокий уровень  (синий)

          Ряд 2 –  средний уровень   (красный)

          Ряд 3 –  низкий уровень    (желтый) 

      Хотелось бы отметить, что эмоциональной потенциал и желание проявлять эмоции в разных видах музыкальной деятельности у учащихся 1 класса высоки. Это учитывалось нами  при дальнейшей разработке и апробации  уроков музыки, в ходе формирующего этапа 1 класса опытно-экспериментальной работы, главной направленностью которых являлось развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.

     

    1. Методика  развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку
 

    Для формирования эмоциональной отзывчивости первоклассников на музыку МОУ СОШ № 1 с. Ленинское, ЕАО, нами была проведена серия занятий по музыке, на которых нами были внедрены различные виды музыкально-игровой деятельности при соблюдении следующих условий, содержание которых раскрыто нами в Главе 1.  § 1.3.:

  • создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку;
  • систематическое использование учителем методов и приемов, влияющих на формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников;
  • развитие творческих проявлений через музыкально-игровую деятельность.

    Необходимо  отметить, что все условия гипотезы взаимосвязаны в решении проблемы формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.

    1 класс по предмету «Музыка» обучается по программе Д.Б. Кабалевского. Данная программа хотя и предоставляет возможность развития эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку, однако, по нашим наблюдениям технократичный подход к проведению урока музыки, недостаточное внимание учителя к созданию эмоциональной атмосферы в учебном процессе не позволяет достаточно глубоко пробудить в детях внутреннего эстетического переживания, выразительной экспрессии, ярких творческих проявлений. Учитель не владеет в достаточном объеме теми методами и приемами (метод эмоционального воздействия, словесные методы, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии), влияющими на формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.

    Таким образом, в ходе формирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы нами была разработана и проведена серия занятий на основе программ «Музыка» Д.Б. Кабалевского [29], а также «Музыка» под редакцией Ю.Б. Алиева [1], программы «Музыка» И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр [23], программа «Музыка» О.С. Нечаевой, на которых использовались различные виды упражнений, заданий, музыкально-игровых ситуаций, способствующих повышению уровня сформированности эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.

    Задача  педагога заключается в создании микроклимата и условий для формирования эмоциональной отзывчивости у первоклассников на музыку. Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Разъясняя сущность художественных образов музыкального произведения, мы опирались на специфику изобразительных средств композитора. Рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины.

    Все проводимые уроки музыки в ходе формирующего эксперимента начинались с эмоционального настроя детей. Поэтому, в нашем случае организационному моменту уделялось большое внимание. В беседе, каждый ребёнок мог высказать какое у него настроение, с каким бы произведением он хотел сегодня познакомиться на уроке, какими видами музыкальной деятельности хотел бы заняться. Данные пожелания учащихся по возможности учитывались нами при проведении последующих уроков музыки.

    Уроки музыки проходили в соответствии с разработанной нами методикой, направленной на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку. С этой целью на каждом уроке нами включались методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в процессе восприятия музыки, пения, элементы музыкально-игровой драматизации, как основного вида деятельности, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости первоклассников на музыку.

    В качестве примера приводим некоторые  проводимые нами фрагменты уроков, заданий, направленных на формирование умений «чувствовать музыку», осознавать свои чувства и переживания, ощущать свою сопричастность содержанию музыке, ее образам, событиям; устанавливать зависимость между своими эмоциями и звучащей музыкой с опорой на средства музыкальной выразительности; умений содержательно рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции. 

1. Упражнение  «Лад: мажор и минор» направлено  на формирование чувства эстетического сопереживания, фантазии; постижение понятий «лад», «мажор», «минор».  Найти оригинальные эмоциональные характеристики двух основных ладов: мажора и минора. Подобрать  образные сравнения к ладам. Например: мажор – «Боевая жизнь», «Удары о камни», «Восход солнца»; минор – «Закат солнца», «Беседа деревьев в лесу», «звезды ведут хоровод» и др.    

2. Фрагмент  урока. На доске картинка М.Нестерова «Два лада».

Учитель: - Посмотрите на картинку Нестерова  «Два лада».

Легенда

    Давно это было. В те далекие времена  жили на Руси юноша и девушка. Он любили друг друга. Все любовались ими  и называли их «два лада». Однако отец девушки, богатый князь, хотел выдать ее замуж за иноземного князя.

    Однажды царь увидел влюбленных на берегу озера. Они стояли рядом у белоствольных берез и, как зачарованные, глядели на двух лебедей. (А вы знаете о лебединой верности. Погибает один – другой разбивается с высоты о землю.)

    Разгневался отец, пришпорил коня. Но что-то вдруг  дрогнуло у него в груди. И вспомнилось  детство, и такое же озеро, и эти  лебеди, и ощущение счастья…Тихо повернул он обратно.

    А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.

    Долго потом на Руси передавали из уст  в уста легенду о двух ладах  – о любви-согласии и любви-удаче.

  • Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? (Нежность, трепетность, доброту, покой, восторг).
  • Как вы думаете, какая музыка отразила бы настроение композитора, если бы он попытался рассказать эту легенду? Давайте же создадим такой музыкальный образ вместе. (Музыка будет плавная, мягкая, ласковая, негромкая и т.д.)

    То  есть мы с вами только что передали чувства, которые художник вложил в создание картины. Видите, как близки звуки и краски в искусстве.

- Вспомните  мелодии, близкие по настроению  этой картине. («Вальс цветов», «Осенняя песнь» Чайковского, «Перепелочка» и т.д.) 

3. Фрагмент  урока. Разучивание р.н. песни «Вдоль по улице молодчик идет»

- Какая  по характеру песня? Давайте  учиться говорить о музыке. (Веселая,  быстрая, живая и др.)

    Учитель вывешивает таблицу эмоциональных  настроений (на разного цвета бумаге написаны слова-синонимы). Дети подбирают подходящие из тех, что не были названы.

              Группы  слов

          Радостно                Набожно

          Торжественно       Робко

          Энергично             Раздраженно

          Поэтично              Дерзко

          Грозно                  Страстно

          Нежно                   Сонливо

          Спокойно             Танцевально

          Тяжело                  Взволнованно

          Бесконечно           Шутливо

          Элегантно

(19 листов, к каждому слову написано несколько  синонимов).

  • Когда звучит такая мелодия? (На праздниках, свадьбах, гуляньях и т.д.).
  • Вот сколько разных слов можно сказать о такой музыке. А какой ей подойдет цвет? (Розовый, белый, оранжевый, желтый, красный, то есть веселой музыке соответствуют теплые тона).
  • Давайте сыграем эту мелодию с нашими инструментами в таком настроении, которое мы ей дали – веселом, радостном (Учитель раздает звонки, металлофоны, бубны, ложки, треугольник).
  • Давайте, исполним песню так, чтобы ноги заходили.

   Песня входит в духовную жизнь детей, придаёт  яркую окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте  окружающего мира. Мелодия и слово родной песни – могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребёнком народные идеалы и чаяния. 

4. Работе  по совершенствованию лексического  состава речи  предлагалось проблемное задание «Копилка музыкальных терминов» (Приложение И), которое выполнялось на протяжении всех уроков. Задание имеет два варианта.

    Первый  вариант построен на том, что ученики  должны подтвердить или опровергнуть мнение самого учителя о прослушанном ими музыкальном произведении. На практике это выглядело следующим образом. Дети слушали музыкальное произведение, а затем учитель поочередно давал определения его характера. Если определение было правильным, то ученики должны были хором повторить его.

    Второй  вариант приема «Копилка музыкальных  терминов» заключается в том, что дети расширяют свою лексику определений, запоминая новые термины, которые называл кто-нибудь из самих учащихся. Благодаря хоровому ответу новый термин прочно закрепляется в памяти детей. Полученный школьниками новый уровень владения музыкально-определительным лексиконом служил базой для последующего его переноса на новые, изучаемые в дальнейшем музыкальные произведения. Дети приобретают навык давать музыкальной пьесе не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку