Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая
литература
Введение
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, используя выразительные и образные языковые средства - вот критерии культуры речи.
Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности.
Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Обогащенная этими языковыми средствами, речь любого человека становится выразительной, яркой, живой.
Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного детства. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи как правильность, точность, выразительность. Важнейшими источниками выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, скороговорки, загадки).
Исследования психологов и педагогов (О.С. Ушакова, Л.Т. Туэт, Р.П. Боша,, Н.В. Гавриш, О.Н.Сомкова, Ю.Г. Илларионова и др.), посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В то же время ученые отмечают существующее несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.
Использование некоторых образных средств речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают загадки, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Для загадки характерны богатые и разнообразные изобразительно-выразительные средства (метафора, олицетворение, эпитеты, сравнение; разнообразная рифма, разнообразный ритмический рисунок; богатая и разнообразная звукопись). Все это делает загадку ценнейшим языковым материалом.
В современной педагогике определены и подробно описаны различные направления работы по формированию у дошкольников связной речи, расширению и обогащению их словаря выразительными языковыми средствами с помощью таких средств как стихотворение, сказка, чтение художественного произведения и т.д. Загадке, как средству развития образной речи в литературе уделено незначительное место. Кроме того, педагоги дошкольных учреждений затрудняются в правильном применении загадки при обучении детей, так как испытывают недостаток в разработанном практическом материале. Наблюдения показывают, что на практике педагоги мало используют загадки для развития образности речи дошкольников.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью процесса развития образности речи старших дошкольников на материале загадок и недостаточностью методической разработанности данного вопроса.
Значимость проблемы и недостаточная её разработанность обусловили выбор темы дипломной работы: «Развитие образности речи старших дошкольников на материале загадок».
Данное исследование имеет важную проблему, которая формулируется следующим образом: «Являются ли загадки эффективным средством развития образности речи старших дошкольников».
Объект исследования: образная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: загадка как эффективное средство развития образности речи старших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития образности речи старших дошкольников будет проходить наиболее эффективно на материале загадок при соблюдении определённых педагогических условий. Это могут быть такие условия как:
-проведение специальной работы с детьми, направленной на изучение языковых и композиционных особенностей загадки и пополнение литературного багажа детей за счет загадок;
-наблюдения детей за окружающей действительностью в сочетании с поэтическим ее описанием;
- использование специальных речевых игр и упражнений, направленных на подбор сравнений, эпитетов, метафор.
Поиск путей формирования образности речи дошкольников на материале загадки составил основную цель исследования: разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6.
Определить эффективность использования
загадок в процессе развития образности
речи старших дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы изучения
проблемы
1.1 Понятие образности
речи
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире - в формирование общих художественно-творческих способностей детей.
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенна для речи связность её построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, … так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».[ 32, с.217]
Что же такое образность? Энциклопедический словарь - справочник под редакцией Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова раскрывает понятие образности, как сложной многозначительной категории стилистики, имеющая различные интерпретации в связи с разными осмыслениями понятия и термина образ. [18, с.377]
«Необходимо иметь в виду, что самый термин образ имеет множество самых различных значений, особенно когда он сопровождается такими эпитетами, как поэтический, художественный, творческий. Или употребляется в таких выражениях, как «мышление в образах». Везде в таких случаях термин «образ» с трудом формулируемую массу семантических оттенков и становится по-разному семантически нагруженным» [21, с 175].
Как отмечает Д.Б. Ольховиков «производное слово-термин «образность» находится в сложных отношениях синонимии с рядом близких по значению семантико-стилистических категорий6 «выразительность», «экспрессивность», «метафоричность» [26, с 341].
В составе лингво-эстетической категории образности можно выделить образность тропеическую, основанную на употреблении слов и выражений в переносном значении и образность нетропеическую.[16, с 8-10].
И образность тропеическая и образность нетропеическая могут выступать как изобразительность речи, под которой понимается такая степень её предметной конкретности, благодаря которой содержание речи воспринимается преимущественно через чувственные (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные) представления. Например: Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался, и наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот» (К. Паустовский).
Таким образом, «образность художественной речи» не сводится к использованию образных средств самого языка, «переносно-фигуральных значений» слов, их экспрессивно-стилистической значимости и т.д.» [49, с105].
Итак, образность можно определить как такое эстетически значимое построение текста, которое посредством особого отбора и употребления языковых и речевых единиц порождает соответствующее авторскому заданию эстетическое переживание реципиента.
Следует иметь в виду, что в литературоведении широко используется понятие художественного образа, под которым понимается «категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например: образ войны, образ народа, образ Наташи Ростовой [50, с. 252].
Все формы образности речи - метафоры, аллегории, сравнения - это специфические средства выражения различного смыслового содержания. [40, с.124-126]. Раскроем эти основные понятия.
Метафора (перенос) - троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименование другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В широком смысле термин «метафора» применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении.[20, с.296-297].
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок