Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Другой энциклопедический словарь - справочник дает определение метафоры как способа переосмысления значения слова на основании сходства, по аналогии.[18, с. 325]
Метафора является не только ресурсом образной (поэтической) речи, но и источником новых значений слов, которые наряду с характеризующей способны выполнять номинативную (идентифицирующую, классифицирующую) функцию, закрепляясь за индивидом в качестве его наименования (прозвище Медведь), либо становясь языковой номинацией некоторого класса объектов (анютины глазки, роза ветров). В этом случае метафоризация приводит к замещению одного значения другим.
В основе метафоры лежит сравнение. Метафору традиционно называют сокращенным сравнением - без предикатов подобия (похож, напоминает и т.д.) и компаративных союзов (как, как будто, как бы, словно, точно и др.). метафора лаконична. Она сокращает речь, сравнение её распространяет.
Различают два типа метафоры: метафоры языка и метафоры речи (стиля). Первым, кто противопоставил их, был Ш. Балли, показавший всеобщую метафоричность языка.
1. Метафора как языковое явление, необходимое для номинативных и коммуникативных целей. Языковая метафора - это вторичная косвенная номинация при обязательном сохранении семантической двуплановости и образного элемента: загорелся спор, хлынул поток предложений и др. Наша речь перенасыщена языковой метафоричностью. Языковая метафоричность заложена в самой природе языка, является готовой лексической единицей. Языковую метафору мы воспроизводим автоматически.
2. Метафора как речевое явление: художественная, поэтическая, тропеическая, индивидуально-авторская, творческая, речевая, окказиональная и др. термины, встречающиеся в специальной литературе.
Художественная метафора и языковая метафора объединены общим для них психологическим и психолингвистическим свойством перенесения наименования с одного предмета на другой на основании сходства. Но в лингвистическом плане между этими двумя видами метафор обнаруживаются глубокие принципиальные различия. Так, например, в отличие от языковой метафоры, художественная метафора внесистемна, субъективна, сохраняет авторство, является результатом целенаправленных эстетических поисков, уникальна, неповторима, невоспроизводима, выполняет эстетическую функцию и обладает максимальной синтагматической, контекстуальной обусловленностью.
Высшей формой метафорического выражения является симфора (от греческого - соотнесение, совмещение), когда непосредственное сравнение опущено и даются лишь самые яркие признаки обозначаемого предмета: этот дождь зарядил надолго.
Метафорические переносы подчинены жесткой закономерности и осуществляются по определенным моделям. В обобщенном и схематизированном виде предстают следующие типы метафорических переносов:
1. Предмет - предмет (водопад слез, лавина писем, копна волос);
2. Предмет - человек (котелок «голова», варежка «рот», море демонстрантов);
3. Предмет - физический мир (каскад звуков, град ударов, волна света, стена огня);
4. Предмет - психический мир (звезда счастья, бездна горя, гранит науки, камень на душе, облако печали);
5. Предмет - абстракция (жемчужина поэзии, вагон времени, осколок прошлого);
6. Животное - человек (баран - бестолковый, жук - плутоватый, медведь - неуклюжий, змея - коварная);
7. Человек - человек (барин - о ленивом, актер - о притворщике, ангел - о чистом, светлом человеке);
8. Физический мир - психический мир (взлет самолета - взлет творческой мысли, фантазии; искра костра - искра любви, таланта; крушение поезда - крушение надежд, планов);
9. Животное - предмет (чешуя водной поверхности, перья мороза, пушинки снега);
10 Животное - животное (ну и бегемот - о коте, орел - о коне, лиса - о кошке);
11. Животное - психический мир (когти тоски, страха; стая воспоминаний; рой впечатлений);
12.Человек - животное (барин, вельможа - о животном);
13. Физический мир - мир человека (огонь - о горячем человеке, слякоть - о без характерном человеке).
Метафора широко распространена во всех стилях и жанрах речи, которые призваны воздействовать на эмоции адресата - ораторском, политическом, публицистическом и др. дискурсах. Не используются художественные метафоры лишь в деловой речи: законах, уставах, инструкциях, правилах.[Сл. - справочник Иванова с.325].
Будучи много аспектным явлением, метафора составляет предмет изучения ряда отраслей знания и разделов лингвистики. Как определенный вид тропов метафора изучается в поэтике, как источник новых значений слов - в лексикологии, как особый вид речевого употребления - в прагматике, как ассоциативный механизм и объект интерпретации и восприятия речи - в психолингвистике и психологии, как способ мышления и познания действительности - в логике, философии и когнитивной психологии.
Наиболее полно метафора изучена в лексикологии. Оба основных типа полнозначных слов - имена предметов и обозначения признаков - способны к метафоризации значения. Чем более многопризнаковым, информативно богатым и нерасчлененным является значение слова, тем легче оно метафоризируется. Среди имен - это, прежде всего конкретные существительные - имена естественных родов, реалий и их частей, а так же имена реляционного значения, создающие метафорические перифразы (баловень судьбы, питомец брани). Среди признаковых слов - это прилагательные, обозначающие физические качества (колючий ответ), описательные глаголы (совесть грызет). Иногда выделяемая метафора порождена аналогией между целыми ситуациями (не бросай слов на ветер).
Метафоризация значения может проходить в пределах одной функциональной категории слов либо сопровождаться синтаксическим сдвигом. Метафора, не выходящая за пределы конкретной лексики, используется для целей номинации.
Номинативная метафора часто порождает омонимию. Метафоризация значения признаковых слов заключается в выделении в объекте признаков, уподобляемым признакам, присущим другому классу предметов («тупой нож» и «тупая боль», «тупое шило» и «тупой ученик»).
Метафоризация значения может сопровождаться переходом существительного из именной позиции в предикатную. Метафора этого типа имеет своей целью индивидуализацию объекта. Образная метафора вводит в язык синонимы. Естественное место метафора находит в поэтической, художественной речи, в которой она служит эстетической функции языка. Это проявляется в том, что к метафоре нет стандартного вопроса. Для поэтической речи характерна метафора - сравнение объединяющая в генетивное сочетание имена сопоставляемых объектов (брильянты росы). Благодаря образу метафора связывает язык с мифом и искусством и соответствующими им способами мышления - мифологическим, художественным, синтетическим.
Для выяснения природы метафоры важно определить её синтаксические свойства. Предложение с метафорическим сказуемым синтетически сходно с утверждением тождества по следующим чертам: 1) оно выражает фактуальное суждение (метафора как и тождество констатируется); 2) указывает на неградуированный (статичный) признак; 3) дает константную характеристику предмета; 4) не допускает синтаксического распространения признаковыми словами, указывающими на меру сходства.
Оно отличается от предложений тождества по следующим признакам: 1) истинность метафорически вынужденного суждения не всегда может быть логически установлена; 2) предикатная образная метафора не может быть кореферентна своему субъекту; 3) метафорическое предложение ассиметрично. Эти свойства сближают метафорические предложения с утверждениями сходства, подобия. Метафорические высказывания, согласно прагматическому подходу, рассматриваются как такой способ употребления языка, при котором конвенциональные буквальные) значения слов используются для выражения других смыслов.[20, с.296-297].
Римский ритор Квинтилиан отмечал, что избыток метафор утруждает внимание слушателя, превращает речь в аллегорию и загадку.
Аллегория - (греч. allegoria -- иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев -- сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие -- женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма [20, с.85].
Эпитет (от греческого - приложение) - художественное, образное определение предмета, т.е такое, которое не просто указывает на какое-либо его качество, но создает картину, образ на основе переноса смысла (скучно, однозвучно, утомительно - душевное состояние путника в Пушкинских строках). Главным украшением эпитете служит переносное значение : необузданная страсть, безумные замыслы. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными (белый снег - прилагательное, сахарный снег - эпитет).
Чаще всего эпитеты - это красочные определения, выраженные прилагательными (статные осины, могучий дуб). По составу эпитеты делятся на простые и сложные. Первые выражены одним словом, вторые словосочетанием. Известны и другие классификации эпитетов. Так, можно противопоставить эпитеты постоянные и индивидуально-авторские. Постоянные эпитеты характерны для народного творчества (красна девица, добрый молодец, живая или мертвая вода и т.д). Индивидуально-авторские эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение («Погубленных березок вялый лист, еще сырой, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика душист» А. Твардовский).
В зависимости от стилистического назначения художественных определений эпитеты делят на изобразительные и эмоциональные. Первые значительно преобладают в художественных описаниях. Эмоциональные эпитеты встречаются реже, они передают чувства, настроение поэта. Назначение эпитета в тексте не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных эпитетов, часто получают условное, символическое значение (розовый, голубой, синий цвета обозначают радостные, светлые чувства). У Есенина: «Заметался пожар голубой». функции эпитетов таковы: в качестве средства общения могут характеризовать самые разнообразные предметы и свойства, воспринимаемые любым органом чувств, а также объединять различные сферы восприятия; одновременно запечатлевают духовный или социально-психологический облик явления; как средство общения выявляет разнообразные свойства говорящего: пол, возраст, национальность, социальное положение, индивидуальные черты; взаимодействуя с другими словесными средствами, участвует в реализации всех свойств (параметров) речевого целого; участвуют в организации не только словесного, но и высших уровней художественного текста; знаменуют движение времени, повернутое вспять ходом поэтического воспоминания, и таким образом, участвует в реализации сюжета
[27,
с. 288-289].
1.2 Загадка и её педагогическая
ценность как жанра русского детского
фольклора
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними. Казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил свое отражение в загадке. И составление загадка, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.
Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр. [37, с.13].
К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Также загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах.
Загадка была не только «тайным языком». С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд.
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах.
В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег. С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный язык» постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством - средством обучения детей. [Ю.Г.. Илларионова Учите детей отгадывать загадки, с.5].
Что такое загадка? В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса»[48, с. 322].
В. П. Аникин, определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» [3, с. 54].
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок