Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Заключение
Анализ лингвистической, психологической и педагогической литературы показал, что обогащенная различными языковыми средствами, образными словами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако, добиться этого можно только при условии, если развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
Важнейшим источником выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. В том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки).
В современной педагогике определены и подробно описаны различные направления работы по формированию у дошкольников связной речи, расширению и обогащению их словаря выразительными средствами с помощью таких средств, как стихотворение, сказка, чтение художественных произведений.
Загадке уделено незначительное место. Следовательно, проблема развития у дошкольников образной речи на материале загадок не достаточно изучена. Тем не менее, загадка представляет для детей особый интерес. Не смотря на ее трудность и непонятность, дети охотно пытаются отгадать, поставленную перед ними задачу. Тем самым, мы можем говорить о необходимости использования загадки как средства развития образной речи у старших дошкольников.
Нами также была проведено экспериментальное исследование, где выявлялось эффективное воздействие загадки на процесс развития образности речи старших дошкольников.
Результаты первичной диагностики ( констатирующий эксперимент) показали, что дети старшего дошкольного возраста не владеют образной речью в достаточной степени, не понимают значение образных слов и выражений, не выделяют средства образности. Следовательно, это нашло отражение в их не умении отгадывать загадки, выстраивать доказательство отгадки и самостоятельном сочинении.
Поэтому, на формирующем этапе исследования была предложена система работы по развитию образной речи у детей, основным средством которой стала загадка. В ходе формирующего этапа экспериментального исследования был использован целый комплекс мероприятий, направленных на развитие образной речи у старших дошкольников, основным звеном, которого является загадка: наблюдения за окружающей действительностью и предметами окружающего мира, занятия, дидактические игры и упражнения, игры - развлечения.
На формирующем этапе исследования были использованы наиболее эффективные методы и приемы, такие как:
- наблюдения, которые позволили провести предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке;
- образец и план доказательства;
- знания, специально подводящие ребят к отгадыванию;
- закрепление полученных навыков употребления в речи образных выражений и слов в дидактических играх и играх - развлечениях;
- вопросы, помогающие детям понять переносное значение слов, а также помогающие составить свою загадку;
-анализ содержания загадки;
- описание игрушек;
- использование разных загадок об одном и том же предмете, где дети показывали, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают и подтверждают отгадку;
- объяснение и аргументирование, рассуждение;
- поощрение попыток детей самостоятельно находить варианты описаний, строить доказательства отгадок, без помощи взрослых сочинять свою загадку.
После проведенной работы по развитию образной речи было проведено повторное диагностическое исследование. Результаты контрольного этапа исследования показали, что предлагаемая система мероприятий по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста, основным звеном которого является загадка, способствовала эффективному обучению. Дети формирующей группы показали значительную динамику в развитии речи. Их речь стала богаче, насыщенной различными образными словами и выражениями.
Дети быстро отгадывали загадки не только описательного, но и метафорического характера, научились выделять в загадках сравнения и метафоры. При выполнении заданий на придумывание загадки не испытывали особых затруднений.
Данное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу об эффективности применения загадки в процессе обучения детей старшего возраста образному языку при соблюдении следующих условий:
-проведение специальной работы с детьми, направленной на изучение языковых и композиционных особенностей загадки и пополнение литературного багажа детей за счет загадок;
-наблюдения детей за окружающей действительностью в сочетании с поэтическим ее описанием;
- использование специальных речевых игр и упражнений, направленных на подбор сравнений, эпитетов, метафор.
Отсюда следует вывод, что необходимо включать в процесс воспитательно-образовательной работы систему мероприятий по развитию образной речи, эффективным средством которого является загадка.
Данное
исследование имеет практическую значимость
и может быть использовано в работе воспитателей
и педагогов дошкольных учреждений.
Используемая литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., Академия, 1998.
2. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Ленинград, «Просвещение», Ленинградское отделение, 1987.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1997.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., «Просвещение»,1981.
5. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей// Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь.// Собр. соч. - М., Педагогика, 1982.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
8. Гавриш Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников./ Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте.// собрание научных трудов. - М., 1990.
9. Гавриш Н.В., Осика О.В. О формировании образности речи дошкольников./ Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - Шадринск, 1992.
10. Головин Е.В. Основы культуры речи./ 2-е изд. испр. - М., высш. Школа, 1988.
11. Диагностика речевого развития дошкольников./ под ред. О.С. Ушаковой. - РАО, М., 1997.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986.
13. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки./Пособие для воспитателей детского сада. - М., Просвещение, 1985.
14. Каплан Л. Поговорим о красноречии// Дошкольное воспитание № 7, 1991.
15. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. - М., 1972.
16. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
18. Культура русской речи: Энциклопедический словарь - справочник/ под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова. - М., Флинта: Наука, 2003.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.// Избранные психологические произведения / под ред. В.В. Давыдова и др. - М., 1983, т.2.
20. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. - М., Советская энциклопедия, 1990.
21. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля. - Киев, 1994.
22. Лурия А.Р. Речь и мышление. - МГУ, 1969.
23. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., Просвещение, 1987.
24. Мухина В.С.Детская психология/ под ред. Л.А. Венгера. - М., Просвещение, 1985.
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ пд ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1990.
26. Ольховиков Д.Б. Образность как категория филологического описания текста// Сб. статей к 60- летию пр-ра В.П. Нерознака. - М., 1999.
27. Педагогическое речеведение. Словарь - справочник/ под ред. Т.А. Ладыженской. - М., Флинта, 1998.
28. Полозова А.И. Приемы формирования выразительности детской речи // Пути повышения эффективности педагогического процесса в детском саду: Межвуз. Сб. научн. тр. - Ростов -на - Дону, 1982.
29. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2001.
30. Проблема изучения речи дошкольника/ под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1994.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.
32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., Просвещение, 1973.
33. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи// Дошкольное воспитание. - 1981, № 2.
34. Сомкова О.Н. Возможности использования загадки для развития образного мышления и речи детей// Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду/ Сб. научн. тр. Ленинград, пед. инст-т им. А.И. Герцена. - Л., 1985.
35. Савушкина Е.В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной). - Ульяновск, 2004.
36. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1981.
37. Угрюмов А. Русские имена. - 1970.
38. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 2001.
39. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.,2001.
40. Ушакова О.С., Струнина Е.м. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., Владос, 2004.
41. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования развития речи дошкольников/ Пособие для воспитателей детского сада. - М.. 1997.
42. Ушинский К.Д. Родное слово/ Избранные педагогические сочинения. - М.,1975.
43. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961.
44. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения// Детская речь как предмет лингвистического изучения/ под ред. С.Н. Цейтлин. - Л., 1987.
45. Художественное творчество и ребенок/ под ред Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.
46. Художественное творчество в детском саду/ под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1974.
47. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М., 2000.
48. Чичеров В.И. Русское народное творчество. - М., 1999.
49. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. - М., 1964.
50. Эпштейн М.Д. Образ художественный. - ЛитЭС, 1987.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок