Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа [1, с.50].
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский). В конце 60-х годов уточняется подход к понятию «культура речи». Стали говорить не только о правильности речи (правильное звукопроизношение, правильное употребление слов по смыслу, грамотность речи), но и ввели понятие «хорошая речь». Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность и выразительность. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдение правил речевого этикета. Экспериментальные исследования ( О. С. Ушакова, Е.В. Савушкина, О.Н. Сомкова, Н.В.Гавриш,, Е.М.Струнина ) свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Рассмотрим исторический путь развития мысли, касающийся вопроса развития «хорошей речи».
К.Д.Ушинский выдающийся русский педагог - разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку. Язык, по утверждению К.Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба» [42, с. 560].
К.Д.Ушинский раскрывает назначение русских пословиц, поговорок, прибауток, загадок и стихов как основного средства обучения родному слову. Он пишет: « По форме - это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из его живого глубокого источника - вечно юной, вечно развивающейся души народа. Эти пословицы и поговорки, сами, дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» [42, с.392].
Он называет русские пословицы «живописными по форме и поэтичными по духу», считает, что прибаутки и скороговорки развивают в детях « чутье к звуковым красотам родного языка, рекомендует народные сказки как «лучшее средство для развития устной речи в детях», говорит, что сказка «чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными частностями и народными выражениями советует использовать «маленькие рассказцы» в несколько строчек для приучения детей к употреблению правильного и литературного языка изустно и письменно.
Идеи великого русского классика К.Д.Ушинского о родном языке вошли в «золотой фонд русской педагогики» и являются ценными и в настоящее время
Е.Н.Водовозова, непосредственная ученица и последовательница К.Д. Ушинского, считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. В главном своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8- летнего возраста» она изложила ~ программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора: сказок, песен, поговорок, загадок. Рекомендовала обогащать речь детей народными оборотами и выражениями. Е.И.Тихеева результаты своих длительных исканий и опыта в области развития речи детей изложила в книге «Развитие речи детей»[36., с. 6].
Она считала язык творением народа, народной культуры, выражением духовной культуры человека, орудием социального воспитания. На вопрос: «Что такое родной язык?»- она отвечала: «Это наше мышление, воплощающееся в словах, это нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, систематизации наших мыслей и знаний, к наблюдению жизни; это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание» [36, с. 8].
Е.И. Тихеева считает родной язык и речь основой умственного воспитания и сокровищницей всех знаний.
Методика развития речи Е.И.Тихеевой включает разнообразные игры и занятия, направленные на развитие восприятия, внимания и наблюдательности, развитие представлений и памяти, речи и мышления, активности в их единстве. Особое значение придает Е.И. Тихеева упражнениям по развитию речи. К ним она относит: подбор эпитетов к предметам, действий и обстоятельств, различие нюансов смысла слов, вставление пропущенных слов, упражнения на точность номенклатуры, составление предложений с определенным словом, объяснение смысла загадки, скороговорки и др., что способствует воспитанию «хорошей » речи. Большое место в развитии речи Тихеева отводит живому слову. Она подчеркивает, что обучение родному языку должно идти рука об руку с развитием любви к лучшим художественным образцам родной литературы. Поэтому советует воспитателям использовать все доступное в родной поэзии и искусстве путем живого слова и мелодии. Руководствуется она этим важным положением: «Литературным языком овладеет только тот, кто художественно развивался на совершенных образцах» [36,с. 16].
Первенствующее место Е.И. Тихеева уделяет народной сказке, по возможности не прочитанной, а образно и художественно рассказанной. Из обилия материала народного творчества она отбирает более доступное для детей: народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, особенно, если образы живого слова связаны с личными воспоминаниями и переживаниями детей, их опытом.
В дальнейшем проблема развития «дара слова» и «хорошей речи», образной речи детей рассматривалась в трудах Е.А. Флериной, A.M. Леушиной, Е.И.Радиной, Р.И.Жуковской, М.М.Кониной, Ю.Г.Илларионовой и др. [43,13].
А.М.Леушина в статье «Развитие связной речи у дошкольника» показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте у детей возникает необходимость и стремление использовать некоторые средства языковой выразительности. Это проявляется в желании «рассказать красиво», положительной оценке отдельных литературных форм выражения, встречающихся в художественных произведениях, в попытках заимствовать их при сочинении собственных рассказов, сказок. Вместе с тем, А.М.Леушина указывает на невозможность для ребенка самостоятельно, правильно, адекватно содержанию находить и использовать тропы (эпитеты, сравнения, метафоры...). Поэтому исследователь делает вывод о неизбежной временной задержке в развитии выразительности речи у старших дошкольников. Она писала: «Только в процессе последующего школьного обучения ребенок может в большей или меньшей мере овладеть тем неисчерпаемым богатством выразительных средств, которые заключает в себе богатая литературная речь». В н. в. данная точка зрения опровергнута современными, исследованиями в области развития образной речи дошкольников, которые доказывают возможность обучения образной речи в старшем дошкольном возрасте.
Ю.Г. Илларионова в пособии для воспитателей детского сада в 1985 году «Учите детей отгадывать загадки» раскрывает методику использования загадки в работе с детьми при ознакомлении с окружающим и развитии речи. Уделяя большое внимание загадке как средству активизации мышления, она отмечает роль загадки в развитии выразительности речи. В связи с этим отмечает богатство и разнообразие изобразительно-выразительных средств загадки. « Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются т.о., чтобы создавалась преднамеренно многоплановость понимания»,- пишет Ю.Г.Илларионова [13, с. 16].
Выразительность характеристики предметы создается разными способами: употребление слова в переносном значении, олицетворение, многозначность слова, эпитеты, сравнения; разнообразный ритмический рисунок загадки, разнообразные рифмы, богатая и разнообразная звукопись. Все это позволяет определить загадку как «логическую задачу, данную в художественной форме» [13, с. 20].
Она определяет условия обучения детей отгадыванию загадок: « Это система знаний об окружающем мире, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих мыслей» [13,, с. 49].
В пособии дана краткая историческая справка о возникновении загадки, раскрыта ее роль в воспитании, определены принципы отбора загадок для детей разного дошкольного возраста, условия обучению отгадыванию, " приёмы отгадывания, способы доказательства отгадки и использование загадки в воспитании и обучении детей. Дан подбор загадок для детей разного возраста. Приведены примеры конспектов занятий и развлечений, построенных на работе с загадками, предложен иллюстративный материал.
Свое развитие проблема образной речи получила в работах, выполненных под руководством О.С.Ушаковой (Л.Т.Туэт, Р.П.Боша, Н.В.Гавриш). Впервые ею в «Программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (1994г.) была введена задача развития образной речи в подготовительной группе (включен новый раздел). « Эту задачу, несомненно, надо рассматривать по отношению к детям младшего и среднего дошкольного возраста, однако мы подчеркиваем важность работы над образностью речи в старшем дошкольном возрасте» [38, с.39].
О.С.Ушакова отмечает в программе необходимость использования разных жанров художественной литературы ( следует знакомить детей знакомить детей со спецификой литературных жанров, их художественными достоинствами, учить понимать значение образных выражений, целесообразность их использования в тексте), в т.ч. произведений малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок, фразеологизмов). Следует обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Прекрасной основой для развития образной речи являются лексические и грамматические упражнения (подбор эпитетов, сравнений, метафор и др.), специальные творческие задания, Проводимые на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок - все это подводит детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество. «Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях» [39, с.40]
О.С.Ушакова в книге «Развитие речи дошкольников» в главе «Образность речи как условие развития ее культуры» отмечает, что многие исследователи считают образность речи важнейшим элементом эстетической функции языка, способностью языковых средств вызывать наглядно-чувственные представления. Изучая вопросы развития речи детей, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития. Рассматривая аспекты взаимосвязи разных речевых задач, О.С.Ушакова вычленяет в обогащении словаря работу над смысловой стороной слова, в формировании грамматического строя речи - работу над синтаксисом, как важнейшую часть организации текста, а в воспитании звуковой культуры речи -интонационное оформление, от которого зависят эмоциональность и выразительность высказывания. Она подчеркивает, что в понятие «хорошая речь» - выделяют как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. [39, с. 172]
«Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.
Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания. Раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение смысловых оттенков слова.
И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи» [39, с. 174]
Эти положения нашли отражение в исследовании Н.В.Гавриш «Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку (1991г.)». Она убедительно доказывает, что источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в частности, малые фольклорные формы). [9, с.115]
Н.В.Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомиться с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателями богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
Исследование Н.В. Гавриш проходило в процессе ознакомления детей с малыми фольклорными Фомами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами) в соответствии с тематикой литературных произведений разных жанров.
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи явилось обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводились на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняли представления детей о разнообразии жанров и образности речи и углубляли художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствовало осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Причем формирование образности речи проводилось в единстве с развитием других качеств связного высказывания (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращалось внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок