Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Встает вопрос, возможно ли самостоятельное овладение ребенком образностью речи или должно быть специальное обучение? На этот вопрос можно ответить, вспомнив некоторые положения теории речи и речевой деятельности, составляющих психологическую основу методики развития речи и обучения родному языку дошкольников. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И.А.Зимняя).
Леонтьев А., раскрывая психологическую природу речи, отмечает, что процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. Эта характеристика речи указывает на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи. [19, с.13]
Современная методика доказывает, что усвоение языка происходит не только и не столько в результате подражания речи окружающих и простого говорения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил строит свои высказывания. Данная мысль подводит нас к тому, что в обучении речи главным должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова, действий с ним [1, с. 14].
Для детей дошкольного возраста характерно особое чутье к слову, языковая способность. Психологическая школа Л.С.Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условно-рефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» [6, с.69-70].
Языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок .должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Это творческий процесс. «Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей является обучение» [39, с. 17].
Основной единицей языка является слово. В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения - сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону - систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается.
Соотношение наглядных и образных компонентов слова с абстрактными, обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив. [22, с.22].
С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». По мнению Л.С. Выготского, именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем мышлением». Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Оно тесно связано с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления.[6, с. 178]
Следует различать значение и смысл слова. Смысл - это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другим словом.
Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля. Овладение словом одновременно является «процессом его обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.
Ребёнок только тогда сможет освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой - точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами. Развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляет «грандиозную сложность».
По мнению Н.Х. Швачкина, наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал А.А. Потербня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм (пухоня - кухарка, пироги). Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
По данным М.М. Кольцовой сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:
первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла - только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого - начала второго года жизни;
вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от её размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т.п.). Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем, значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три - три с половиной года;
четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения слова (вещь). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни. [17, с53-58, 61-67]
Для того, чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, который произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. В исследовании М.М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.
Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом ( Эта кукла - хорошая игрушка. Сколько у тебя игрушек - и кукла, и автомобиль, и мячик!).
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. причем понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются.
В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр - «очечник», «очкуха»; лейка - «поливалка» и т.д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки - играть, одежда - одевать)
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ - «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица - «это девочка, у которой нарядного платья нет».
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложиться», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет - системой так называемых житейских понятий, но в которых, по- прежнему, доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. [6, с.342]
Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации
Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!»). [44, с.345]
Словарь
дошкольников активно обогащается за
счет слов, «придуманных» ими. Словотворчество
составляет важнейшую особенность детской
речи. Факты, собранные психологами. Педагогами,
лингвистами, свидетельствуют о том, что
период от двух до пяти отличается активным
словотворчеством детей. Причем новые
слова построены по законам языка на основе
подражания тем формам, которые они слышат
от окружающих взрослых. Словотворчество
является показателем освоения морфологических
элементов языка, с которыми связано количественное
накопление слов и развитие их значений.
1.4 Состояние проблемы
развития образности речи в теории и практике
дошкольного образования
Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста широко освещены в педагогической литературе. Данные проблемы актуальны, т.к. от уровня развития речи детей в дошкольные годы зависит не только последующее речевое развитие ребенка, но и развитие его мышления, успешность обучения в школе. Дошкольный возраст называют сензитивным в развитии речи и если не уделять должного внимания развитию речи в этот период, то потом наверстать упущенное будет невозможно. Именно поэтому так важно своевременное и полноценное по объему языкового материала развитие речи детей в дошкольном возрасте.
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок