Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Результатом исследования явилась книга «Знакомим дошкольников с литературой»- О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш Данная книга имеет практическое значение, т.к. раскрывает методику развития словесного творчества дошкольников и содержит конспекты комплексных занятий по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию образной речи на материале в основном произведений устного народного творчества по возрастным группам - с комментариями методического характера. Данные занятия включают сочетание художественно- речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. [39, с.283]
Продолжая развивать вопрос развития образности речи, О.С.Ушакова, Е.М. Струнина издают новое пособие для педагогов дошкольных учреждений «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной. В данном пособии есть глава «Развитие образной речи», включающая в себя не только теоретический материал (основные положения, анализ современных исследований, программные требования к речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой по возрастам), но и практический (конспекты занятий). Авторы отмечают: «Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы устного народного творчества. В том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и формы. В содержании работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи» [40 с. 125].
При этом большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых. Основная задача - не только научить детей понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи; заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге.
Исследование Л.А.Колуновой «Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста» посвящено развитию у дошкольников умения понимать смысловые оттенки слов и умения изменять значения слова в зависимости от суффикса в том или ином контексте. Важно научить детей не только целесообразному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, но и научить их переносить навыки отбора языковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимым условием развития связной речи. Для развития словесного творчества и формирования чуткости к слову и оттекам его значений Л;А.Колунова предлагает проводить наблюдения, чтение сказок, специальные упражнения, беседы по поводу увиденного или прочитанного, сочинение сказок детьми. Ею был сделан вывод, что развитие у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности.
Исследования Е.В.Савушкиной посвящены вопросам формирования образной речи и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи.
Она отмечает, что, не овладев связной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведений живописи. «Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности. Если речь детей развивается на материале произведений живописи и сопровождается прослушиванием литературных и музыкальных произведений, то это повышает эмоциональность восприятия и содействует более глубокому проникновению в художественный образ» [35. с. 149].
Важнейшей задачей на первом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами: метафорами, сравнениями, красочными определениями, а также обучение умению строить предложения разных типов, работа над структурой высказывания, соответствующей описательному рассказу. Задача второго этапа - обучение детей построению связного высказывания на тему картин живописи. При этом целесообразно использовать такие приемы как: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, эпитетов, антонимов, сравнений, придумывание названия картины и объяснение этого названия; «вхождение в, картину»,; «самопроекция», словесное рисование картины, дидактические игры типа «Художественный салон», «выставка картин». Рекомендуется и дополнительная работа - посещение художественного музея, выставок, галерей, где дети общаются с подлинными произведениями искусства.
Исследование О.Н Сомковой отражено в работе «Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста». Она делает вывод о том, что развитие выразительности речи идет в течение всего дошкольного возраста по этапам: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей ( жесты, мимика, действия, междометия, повторы слов, инверсии..) к интонационной речевой выразительности у детей средней группы ( мелодика, темп, ритм, тембр речи, дикция, логические ударения...) и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста (тропы - эпитеты, образные сравнения, аллегории, гиперболы, метафоры...)[34,с.46]. О.Н.Сомкова делает в своем исследовании акцент на загадках, как средстве языковой выразительности старших дошкольников и доказывает, что при создании необходимых педагогических условий детям старшего дошкольного возраста будет доступно освоение и сознательное использование в речи таких средств языковой выразительности, как образное сравнение, метафора, эпитет, полисемия, олицетворение. Для изучения отношения детей к речевым художественным образам и оценки ими использованных средств языковой выразительности были отобраны три разных типа загадок (описательная, со сравнениями и метафорическая) об одном и том же предмете. Выявление отношения детей к художественной форме загадки показывает, что дети выбирают метафорическую загадку как самую интересную. Но в то же время недифференцированную оценку дали 34% детей пятилетнего возраста: « Мне загадка нравится, по словам она интереснее». Только 6% детей шестилетнего возраста дали осознанную и обоснованную оценку метафоре и образному сравнению в загадках: «Это загадка красивая, на сказку похожая, березки как подружки в белом платьице» (о загадке про березу). Но и данные цифры доказывают положительные этапы работы. Таким образом, дети проявляют интерес к загадке, к языковым средствам выразительности при специальном обучении и соблюдении условий.
В статье Л Каплан «Поговорим о красноречии» написано: «Красноречие в современном понимании - это способность говорить красиво и убедительно. При этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно, убедительно» [14, с. 71].
Ясность
речи зависит от того, насколько осмысленно
стимулирует развитие детского словесного
творчества (сочинение сказок, рассказов,
стихов, загадок), для которого создаются
условия, как на занятиях, так и вне занятий.
Глава
II. Содержание экспериментального исследования
2.1
Выявление уровня развития образной речи
у детей старшего дошкольного возраста
Цель:
- Выявить уровень развития связной речи и использование образных слов в речи старших дошкольников.
- Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
Эксперимент по проблеме развития образной речи детей старшего возраста проводился на базе МДОУ ЦР № 179 «Алиса» г. Ульяновска.
Констатирующий эксперимент проводился в течение сентября месяца 2007года.
К проведению констатирующего эксперимента было привлечено 20 детей, которые на момент исследования посещали группу. В последствии, эти же дети вошли в состав экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) по 10 человек в каждой.
Список детей старшей группы.
1. Алина Х. - 5 лет 9 мес.11. Оля К. - 5лет 9мес.
2. Настя Ф. - 5лет 9мес.12. Катя И. - 5лет 6мес.
3. Марина Б. - 5лет 11мес.13. Егор Т. - 5лет 6мес.
4.Ваня К. - 5лет 6мес.14. Таня К. - 5лет 10мес.
5. Гера К. - 5лет 7мес.15. Олег М. - 5лет 7мес.
6.Юля С. - 5лет 9мес.16. Света К. - 5лет 7мес.
7. Катя М. - 5лет 6мес.17. Света П. - 5лет 6мес.
8. Аня С. - 5лет 11мес.18. Костя П. - 5лет 9мес.
9. Арина Р. - 5лет 8мес.19. Витя О. - 5лет 6мес.
10. Кирилл С. - 5лет 5мес.20. Регина М. - 5лет 5мес.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий этап, на котором выявлен уровень развития старших дошкольников образной речи.
2. Формирующий этап, направленный на формирование у старших дошкольников образности речи с помощью загадки.
3. Контрольный этап, который позволил оценить эффективность предложенного метода и системы работы.
Прежде, чем начать работу по выявлению уровня развития образности речи, необходимо выяснить условия, в которых воспитываются дети старшей группы. Именно педагогические условия являются базой формирования образной речи. Анализ таковых позволил констатировать факт, что в детском саду созданы все условия для работы по формированию у старших дошкольников образной речи.
В методическом кабинете данного дошкольного учреждения отведено место для детской литературы, где помимо прозы собраны стихи разных детских поэтов и классиков, четко классифицированы загадки по различным темам, например: «Предметы быта», «О природе», « Животные», «Птицы» др.
В групповой комнате старшей группы в уголке художественно-речевой деятельности присутствует много книг с иллюстрированными загадками, например:
В игровом уголке представлены дидактические игры: «На что похоже?», «Что еще может быть таким?», «Угадай, про что это сказано?», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше скажет о березе» и др.
Анализируя календарные планы воспитателей за I квартал, можно отметить, что работа в данном направлении планируется, но не систематически. Воспитатели используют имеющийся дидактический материал от случая к случаю, применяют загадки на занятиях, в том случае, если им надо заинтересовать детей или на прогулке, чтобы с помощью загадки разнообразить свое описание виденного.
Таким образом, можно сделать вывод, что у старших дошкольников созданы не все условия для развития образной речи.
Кроме изучения педагогических условий была проведена диагностика, которая позволила выявить уровень развития и использования образности в своей речи у старших дошкольников.
Для этой цели была использована часть методики обследования развития речи О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.
Перечень диагностических заданий.
1.
Отгадать загадки о лисе и моркови.
За деревьями, за кустами
Хвост пушистый,
Пробежало быстрое пламя.
Мех золотистый,
Промелькнуло, пробежало
В лесу живет,
Нет ни дыма, ни пожара.
В деревне кур крадет.
Расту в земле на грядке я,
Красный нос в землю врос,
Красная, длинная, сладкая.
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
За кудрявый хохолок
Нужен только красный нос.
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На
вкус - как сахар сладкая.
2. Задать вопросы на понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения, эпитетов, осознание метафор.
3.Придумать загадку о предложенных предметах: часах, зайце, мяче.
Образная речь оценивается по следующим показателям:
1. Понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке - 2балла;
2. Вычленение средств художественной выразительности: сравнений, эпитетов, осознание метафор - 2 балла.
3. Умение включать средства художественной выразительности в самостоятельно придуманные загадки - 1 балл.
Знак + (1 балл) ставился детям, которые справлялись с заданием самостоятельно; знак V (0,5 балла) - если использовалась помощь воспитателя; знак - (0) - если ребенок с заданием не справлялся.
По выше указанным показателям можно выделить следующие критерии оценки.
Высокий уровень: быстро отгадывают все загадки; правильно воспринимают их содержание и художественный образ, заключенный в загадках; выделяют средства художественной выразительности из текста загадок, осознают и объясняют значение метафор; самостоятельно придумывают загадки описательного и метафорического характера.
Средний уровень: затрудняются в отгадывании загадок или отгадывают загадки с помощью наводящих вопросов воспитателя; при отгадывании загадок не всегда узнают художественный образ; вычленяют сравнения, но затрудняются в осознании метафор и эпитетов; с помощью воспитателя придумывают загадки описательного характера.
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок