Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Низкий уровень: восприятие и выделение в загадках сравнений, а также понимание значении метафор вызывает у них значительные затруднения; не воспринимают художественный образ даже с помощью наводящих вопросов, следовательно, отгадывание загадок затруднено.
Исходя из качественных критериев, можно определить количественные критерии:
От 4 до 5 баллов - высокий уровень;
от 2,5 до 3,5 баллов - средний уровень;
2 балла и ниже - низкий уровень.
Диагностика проводилась со всеми детьми старшей группы в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.
В ходе диагностирования дети старшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отгадывали загадки, которые им предлагались.
Диагностические задания были направлены на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки и самостоятельно сочинять её. Загадки подбирались таким образом, чтобы дети имели возможность услышать об одном и том же предмете разные версии описания. Поэтому загадки были подобраны описательного и метафорического характера. Детям читалась загадка. После того, как дети отгадывали загадку, им предлагались вопросы: «Как ты догадался, что это лиса? (понимание метафоры) С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (выделение сравнений) Как можно по-другому сказать о лисе? С чем её можно сравнить?» После прочтения следующей загадки (описательной) детям задавались дополнительные вопросы: «Как догадался, о ком идет речь в загадке? Опиши еще раз какой у лисы мех, хвост. Похоже ли, удачно ли в загадке обрисован предмет?.» После отгадывания загадок были заданы детям следующие вопросы: «Понравились ли вам загадки? Что в них особенно понравилось и запомнилось? Что в них непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными и трудными? Какие загадки вам кажутся наиболее красивыми?»
При выполнении данной серии заданий дети проявили особый интерес. На высоком эмоциональном подъеме отгадывались загадки. Марина Б. Таня К., Ваня К., Света К., Егор Т., Алина Х., Настя Ф. отгадывая загадки, торопились с ответом. При отгадывании описательных загадок они в основном опирались на один существенный признак, что лиса крадет кур в деревне, а морковка растет на грядке. Этот признак в сочетании с другими и обеспечило данным детям безупречное отгадывание. Эти дети уверенно отвечали на вопросы, выделяли в загадках и называли сравнения. Света К. в своем ответе объяснила: «Морковку можно сравнить с красным носом, потому что она бывает длинная и похожа на нос». Ваня К. сообразил: « морковка длинная, поэтому похожа на нос и её мы вставляем снеговику вместо носа». На вопрос: «Почему морковку сравнивают с лисой?» дети отвечали, потому что они с лисой похожи по цвету.
Некоторые дети: Регина М., Оля К., Таня К., Гера К., Кирилл С., отгадывали загадки только после наводящих вопросов: У кого может быть шерсть золотистая, а хвост пушистый? Красная, длинная, сладкая, которая растет на грядке? Кто это может быть? и т.д. Наконец, отгадав загадки, данные дети, дети выделяли сравнения, как художественное средство, но самостоятельно объяснить сравнение затруднялись. Как ты понимаешь: сладка как сахар? Что может быть слаще сахара? Ты пробовал сахар? А морковку? Удачно ли сравнили морковку с сахаром? Такие наводящие вопросы были заданы детям для объяснения сравнений.
Катя М., Аня С., Арина Р., Витя О., Света П. загадок не отгадали, кроме описательной загадки про морковь. В единичных случаях они увидели в загадках сравнение, но рассуждать и доказывать дети отказались.
При отгадывании загадок, где использовались метафоры и олицетворения, почти все дети испытывали затруднения. Детям было сложно понять выражение «пробежало быстрое пламя», «лису из норки поволок». На вопрос к этим загадкам «Что в них трудного и непонятного?» дети отвечали: «Не понятно, как пламя бегает, ведь оно горит только в том месте, где его зажгли. За какой хохолок можно вытащить лису, если у нее нет хохолка». Были и другие высказывания, например: «Пламя не бегает. А если бы оно побежало между кустов, то они быстро бы загорелись».
На вопрос: «Какие загадки вам показались более интересными?» дети однозначно выбирали метафоричные загадки. «Но ведь они трудные?» - был следующим вопрос. Дети пожимали плечами. Лишь Настя Ф. и Света К. смогли объяснить, сказав, что в них красивыми словами называют лису и морковку.
Таким образом, загадки описательного характера показались детям менее интересными, несмотря на легкость отгадывания.
Более сложным заданием для детей оказалось придумывание загадки. В данном задании Марина Б., Настя Ф., Алина Х., Олег М., Костя К., Оля К. дети не растерялись и начали составлять описание данных предметов, не называя их. В конце ими был поставлен вопрос: «Что это такое?» например, Настя составила: «Маленький, серенький, скачет в лесу». Олег М. сразу вспомнил уже знакомую загадку про зайца: «Прыгает ловко, любит морковку». Костя К. составил: «Круглый, пузатый от меня ускакал».
Таким детям, как Тане К., Свете К., Регине М., Ване К., Юле С., Кириллу С. Как всегда требовалась помощь. После подробного рассматривания предметов и подбора сравнений к ним, дети справились с заданием. Остальные дети даже и не пытались составлять загадки.
Таким образом, по данным исследования можно сделать вывод, что детям нравится отгадывать загадки, но они не всегда понимают значение и смысл средств художественной выразительности, что затрудняет их отгадывание. Трудными для отгадывания дети считают метафоричные загадки, тем не менее они их выделяют как наиболее интересные, красочные и выразительные, чем описательные загадки.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в старшей группе:
Высокий уровень: 4 человека;
Средний уровень: 3 человека;
Низкий уровень: 13 человек.
В процентном отношении это выглядит следующим образом:
Высокий уровень: 20%;
Средний уровень: 15%;
Низкий уровень: 65%.
По
результатам констатирующего эксперимента
была построена дальнейшая работа по развитию
образной речи у детей старшего дошкольного
возраста.
2.2 Формирование образной
речи у старших дошкольников (формирующий
эксперимент)
Цель: разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок и определить её эффективность.
Формирующий эксперимент проходил с октября по март месяц 2007-2008 г.г.
По результатам обследования группа старших дошкольников была поделена на две равнозначные подгруппы: формирующую и контрольную. Группы подбирались по таким критериям как возраст и уровень развития образной речи. Следовательно, в них вошли ниже перечисленные дети.
Формирующая группа. Контрольная группа.
1. Алина Х.1. Оля К.
2. Настя Ф.2. Катя И.
3. Марина Б.3.Егор Т.
4. Ваня К.4. Таня К.
5.Гера К.5.Олег М.
6.Юля С.6.Света К.
7. Катя М.7.Света П.
8. Аня С.8. Костя К.
9. Арина Р.9.Витя О.
10. Кирилл С.10. Регина М.
По
результатам констатирующего эксперимента
была определена дальнейшая работа по
развитию у детей образной речи. Для этого
была разработана и спланирована система
мероприятий воспитательно-образовательного
процесса, средством формирования образности
которой являются загадки. На данном этапе
работы принимала участие только формирующая
группа.
Примерная система мероприятий по развитию у старших дошкольников образной речи на материале загадок.
№/п | Мероприятия воспитательно-образовательного процесса. | Методические приемы. |
I. | Вводное занятие:
Ознакомление с загадками.
Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании, сравнении и метафоре; формировать представление о жанре загадки. |
1. Игра «Чудесный
мешочек».
2. Вопросы к детям: Отгадайте, что лежит внутри? Как можно узнать об этом? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке? Как вы поняли, что это белка? 3. Что лежит внутри, мы можем узнать, загадав загадку. 4. Назвать 2 загадки, 2 пословицы, 2 поговорки. Чем отличается загадка от пословицы и поговорки? 5. Предложить загадать загадку своим товарищам. |
II. | Тема: «Осень». | |
1. 2. 3. 4. 5. |
Наблюдение за
ветром. Наблюдение за облаками. Наблюдение за деревьями. Наблюдение за сбором
урожая овощей. Просмотр видеозаписи «Уборка урожая». |
1. Вопросы к детям:
Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте.
Как вы узнали, что сегодня ветер? Что делает
ветер? Прислушайтесь, какой сегодня ветер:
слабый или сильный? Почему вы так решили?
2. Прочитать отрывок из стих. И. Токмаковой «Ветрено». 3. Вопросы: Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Как говорится об этом в стихотворении? 4. Загадать загадку: без рук без ног, а ворота отворяет. 5. Анализ загадки: «Что это? Почему решили, что ветер? Объясните. Что еще делает ветер? Кто придумает свою загадку про ветер?» 1. Беседа с детьми: «Что вы видите на небе? Как вы можете сказать какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Почему они движутся? Что делает ветер с облаками? 2. Предложить отгадать загадку: «Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут». 3. Вопросы на понимание переносного смысла слов: «Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут? Какой силы ветер, если облака плывут? А если бегут? Летят? Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут? Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня» 1. Предложить загадку: Весной вырастают, осенью опадают. 2. Беседа о деревьях: Посмотрите, какие стоят деревья. Как можно назвать деревья без листьев? Почему деревья голые? Почему листья с деревьев осенью опадают? Чем похожи деревья? Чем отличаются деревья, растущие на нашем участке? 3. Предложить загадки: Что за дерево: и зиму и лето зелено? Что летом и зимой в рубахе одной? В шубе летом, а зимой раздеты. В белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы. 4. Вопросы для анализа:
Как названы в загадках листья? (шуба, рубаха)
Почему? На какие «косицы» сели синицы?
Похожи ли ветви березы на «косицы»? Как
назван в загадке ствол березы? Почему? 1. Беседа : какие овощи убирают осенью? 2. Загадывание загадок об овощах. 3. Вопросы к анализу
загадок: Как вы догадались, про какой
овощ говорится в загадке? почему у капусты
«семьдесят одежек и все без застежек»?
С чем сравниваются в загадках огурцы?
Чем они похожи на поросяток? и т.д. 1. Просмотр видеофильма. 2. Беседа по вопросам: |
6. | Занятие: Беседа
«Как хлеб на стол приходит».
Цель: учить детей отгадывать загадку на основе всех названных в ней признаков предмета, понимать смысл образных выражений в загадках. |
1. Беседа о хлебе
(каравай, кирпич, батон, булочка).
2.Рассматривание колосьев ржи и пшеницы на рисунках. 3. Беседа о том, как выращивают эти колосья (вспашка земли, посев, уборка). 4. Рассказ о тракторе, плугах, сеялках, боронах, комбайне. 5. Загадывание загадок в соответствии с последовательностью выполнения работ на поле. 6. Анализ загадок по вопросам: Что значит «железный нос в землю врос»? Что значит «зеркалом сверкает»? Почему «волнуется»? Когда от ветра колышется хлебное поле? На что оно похоже? Как об этом сказано в загадке? Почему поле сравнивается с морем, а не с озером или болотом? 7. Загадка о колосьях и беседа по ней: Почему колос назван домом? Какого цвета колос, когда он спелый? Как об этом говорится в загадке? Много ли зерен в колосе? А тяжелое ли одно зернышко? А если зерен много? Тяжелый ли колос? Высыпаются ли зерна из колоса? Как об этом сказано в загадке? На каком «столбе» находится «дом»? Почему «столб» золотой? Почему «дом» ходит «ходуном»? Как это понять? 8. Анализ загадки о комбайне (см. конспект занятия в приложении ) |
7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Д/и «Овощной магазин». Д/и «На что похоже». Д/и «Когда это бывает?» Д/и «Что где растет?» Развлечение «Осень
спросим» Театрализованное представление «Волшебный огород». |
Каждый «покупатель»
должен подумать, какой овощ ему нужен,
и сказать «продавцу» загадку про этот
овощ.
Подобрать сравнения, эпитеты, метафоры. По описанию и сравнениям догадаться, о каком времени года идет речь. Отгадав загадку, определить, где растет овощ. 1. «Осень» показывает корзину с подарками и предлагает детям, чтобы получить их нужно отгадать загадки. 2. Загадывание загадок (см. конспект проведения в приложении). Конспект проведения представления см. в приложении. |
III. | Тема «Предметы быта». | |
1. 2. 3. |
Наблюдения в уголке
природы. Экскурсия по групповой
комнате. Рассматривание картинок с изображением предметов быта. |
1. Рассмотреть
предметы: аквариум, рыбы, растения.
2. Подбор сравнений, метафор к предметам. 1. Рассматривание предметов, находящихся в групповой комнате: часы, книги, игрушки и т.д. 2. Задание детям: загадать знакомую загадку об этих предметах. 3. Сравнить описание и сравнение в загадках с самим предметом. 1. Беседа о механизмах, которые облегчают домашний труд. 2. Игра с загадками: Что нам нужно для работы? Загадывание загадок. 3. Отгадывание загадок и определение для какого вида труда в домашних условиях они нужны. |
4. | Занятие: «Знаешь
ли ты свою группу?»
Цель: закрепить умение детей отгадывать загадки на основе всех названных в ней признаков предмета, понимать смысл образных выражений в загадках; учить детей при объяснении отгадки строить ответ в форме доказательства, рассуждения. |
1. Беседа с детьми
«Хорошо ли дети знают предметы, которые
есть в их групповой комнате».
2. Вопросы: Для чего нужны часы, звонок? Как называются часы со звонком? Почему их так называют? Для чего аквариум? Кто в нем живет? Из чего он сделан? Где живут рыбы на воле? и т.д. 3. Побуждать к нахождению признаков сходства и различия между предметами, сравнению предметов, объяснению названий. 4. Загадывание загадок. 5. Добиваться, чтобы дети не просто называли отгадку, а доказывали её на основе всех признаков, чтобы раскрывали переносный смысл выражений и слов. 6. Предложить детям разные загадки об одном и том же предмете, характеризующие его со всех сторон и различными речевыми средствами 7. Игра «Кто сообразительнее?» (конспект проведения занятия см. в приложении). |
5. 6. 7. 8. 9. |
Д/и «Магазин игрушек». Д/и «Что это?» Д/и «Знаешь ли ты
предметы» Д/и «Для чего нужны
эти предметы?» Развлечение: «Клуб веселых человечков» |
Чтобы купить нужную
ему игрушку, ребенок должен составить
про нее загадку.
Ребенок должен не просто отгадать загадку, но и доказать. Как можно больше вспомнить загадок о предметах быта. Описать, как в разных загадках характеризуют данный предмет. Дети не только отгадывают загадки, но и дают обобщающие понятия. 1. Представление и отгадывание гостей вечера с помощью загадок. 2. Каждый гость приносит с собой различные предметы, о которых он загадывает загадки. 3. У кого были самые трудные загадки? (конспект проведения развлечения см. в приложении). |
IV. | Тема: «Домашние животные». | |
1. 2. 3. |
Наблюдение за
кроликом. Наблюдение за кошкой,
собакой. Рассматривание игрушек, изображающих домашних животных. |
1. Беседа и рассматривание
изображение кролика на картинке.
2. Вопросы к анализу: Как в загадке назван кролик? Почему? Сравните, похож кролик на комочек пуха? 1. Рассматривание изображений кошки и собаки на картинке, выделение их основных частей, повадок, признаков. 2. Отгадывание загадок, подтверждение отгадки доказательством: Как ты догадался, что это кошка, собака? Объясни, почему? Где живут кошка и собака? Что они делают, как передвигаются? 1. Рассматривание игрушек. 2. Выделение их свойств, цвета, сравнение. 3. Вопросы к анализу: Что это? Какая на ощупь игрушка? С чем ее можно сравнить? Как еще можно сказать об этом? С чем можно сравнить хвост собаки? и т.д. |
4. | Занятие: «Составление
загадок о домашних животных».
Цель: учить детей составлять загадки по образцу; формировать умение включать образные выражения, средства художественной выразительности в самостоятельную речь. |
1. Рассматривание
картинок, изображающих животных: собаку,
сидящую около конуры; свинью около лужи;
прыгающего кролика; кошка умывается.
2. Вопросы к детям: Зачем собаке конура? Что делает собака во дворе? Как она помогает хозяину? Как хозяин узнает, что идет чужой? Подобным образом описываются другие животные. 3. Предлагаются загадки - образцы об этих животных. 4. Предложить придумать свои загадки. |
5. 6. 7. 8. |
Д/и «Кто здесь
живет?» Д/и «Вам знаком зверек такой». Д/и «Узнай по описанию» Развлечение: «Петя в деревне». |
Предложить не
только отгадать загадку, но и доказать,
почему и как догадался.
Отгадать загадку и объяснить, как догадались. Предложить сочинить загадки о предметах и загадать их своим товарищам. Отгадывание загадок о домашних животных в виде игры (конспект проведения игры - развлечения см. в приложении). |
Для проведения формирующего этапа исследования были созданы все условия для развития у старших дошкольников образной речи. Содержание всех видов деятельности включало в себя тематический принцип подбора материала и загадок.
При планировании учитывался принцип постепенности, который позволил четко проследить процесс формирования образной речи и не упустить все направления работы с загадкой.
В начале работы над развитием образной речи было проведено вводное занятие по ознакомлению с загадками, целью которого было дать представление детям о жанре загадки. Из этого дети уяснили, что загадка - это краткое описание предмета или явления, где содержится задачка, которую нужно не просто понимать, но и отгадать. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован с помощью различных средств: сравнений, олицетворений, метафор.
Очень серьезно подошли и к подбору загадок. Загадки подбирались разнообразной тематики: о животных, явлениях природы, предметах быта и т.д. Характеристики предметов в загадках были краткими, и более лаконичными. Кроме того, в репертуар загадок вошли и трудные загадки, сложные по художественному образу и языку. Более того, часто детям предлагалось несколько загадок об одном и том же предмете. Это давало возможность детям познавать их характерные признаки в образной форме, приобретать багаж художественных средств.
Главным условием, которое обеспечивало отгадывание загадок в процессе формирующего этапа, являлось предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых, о которых шла речь в задаваемых загадках. С этой целью систематически проводились наблюдения. Это позволяло детям накапливать новые знания о предметах. Например, получая сведения о предметах быта, дети учились выделять существенные признаки и связи, зависимости; отмечали особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования. На основе полученных при наблюдении знаний о предметах, дети отгадывали загадки.
При рассматривании домашних животных и наблюдении за ними обращалось внимание детей на части тела, особенности их строения, образ жизни, повадки (где живет, чем питается, как передвигается, как защищается и т.д.). Например, рассматривая собаку, отмечали, что у неё есть голова с ушками, хвост крючком, туловище, лапы; собака может громко лаять, а если её рассердить, то она рычит и кусается; живет собака в конуре, сторожит дом хозяина, если идет мимо дома чужой человек, то собака начинает громко лаять. При рассматривании кролика с детьми отмечалось, что у кролика есть голова, очень длинные уши, туловище покрыто мягкой шерстью, хвостик коротенький, что его даже не видно; кролик умеет быстро прыгать; все время что-то грызет: морковку, травку, веточки и др. По такой же схеме рассматривались и другие домашние животные, предметы и явления, которые нашли отражение в перспективном планировании.
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок