Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература
Наряду с наблюдениями знания о признаках и свойствах предметов дети получали и закрепляли на занятиях и дидактических играх. Так на этапе формирующего исследования были проведены занятия по ознакомлению с жанром загадки; составлению описательных рассказов по игрушкам, картинкам на разные темы; составлению и сочинению загадок на заданную тему, беседы и др. Основной целью данных занятий являлось научить детей отгадывать загадки; понимать смысл образных выражений в загадках; объяснять отгадку и строить ответ в форме доказательства и рассуждения; использовать в своей речи средства образности.
Так, например, на занятии на тему «Знаешь ли ты свою группу?» дети всегда побуждались к нахождению признаков сходства и различия между предметами, сравнению предметов, объяснению названий. Кроме того, добивались, чтобы дети не просто называли отгадку, а доказывали её на основе всех признаков, чтобы раскрывали переносный смысл выражений и слов. Для этого давался образец объяснения отгадки: - Это аквариум. В нем живут рыбы. Стоит он на тумбочке и похож на маленький пруд, только берега у этого пруда стеклянные, поэтому и не бывает у такого пруда рыбаков.
При объяснении отгадок детям оказывалась помощь в виде вопросов. Например, после загадки о часах: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать - спрашивали детей, почему они догадались, что это часы, как это часы «ходят», «говорят», все попытки детей самостоятельно построить рассуждение поощрялись.
Чтобы охарактеризовать предмет с разных сторон, разными речевыми средствами, детям предлагались разные загадки об одном и том же предмете. Например: Мы ходим ночью, ходим днем, а все же с места не сойдем. Мы бьем исправно каждый час, а вы друзья, не бейте нас.
Разные загадки об одном и том же предмете активизировал словарь детей. По их высказываниям можно было понять, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, как доказывают загадку. Например, по теме «Предметы быта» про радио были загаданы загадки: Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. В Москве говорит, а у нас слышно. Настя Ф. объяснила отгадку следующим образом: «Это радио, потому что говорит и поет». Ваня К. ответил: «Это приемник4 он без языка, а может петь и говорить. Не сам, конечно. Диктор говорит в микрофон, а в приемнике все слышно». А вот Марина Б. дала две отгадки: «Это может быть и радио, и телефон. По радио передают из Москвы, а у нас слышно. Телефон, потому что по телефону можно говорить с Москвой из другого города».
Или, например, по теме «Осень» были загаданы загадки про ветер: Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. Без рук, без ног, а ворота отворяет. Кирилл С. доказывал так: «Это ветер. У ветра нет рук и ног. Мы ветер не видим, мы его чувствуем. Он везде дует, и в окна, и в дверь. Калиткой стучит, хлопает. И воет, в дом просится».
Доказательства отгадок дети строили самые разнообразные. По теме «Предметы быта» отгадку к загадке о столе «В лесу родился, в лесу вырос, а в дом пришел всех к себе собрал» Юля С. Построила так: «В лесу выросло дерево, потом на фабрике из него сделали стол. А когда принесли в дом, то на празднике все собрались за столом и стали есть, пить». А вот у Ани С. Было свое понимание отгадки: «Я думаю, что это ёлка: она в лесу родилась, в лесу выросла, а на Новый год пришла домой, и все собрались вокруг неё и стали петь и танцевать». Арина Р. Ответила: «А я считаю, что это большой гриб. Он в лесу родился, в лесу вырос, а когда его принесли домой, все собрались посмотреть на него». Хотя подобные ответы были не правильными и не соответствовали традиционным отгадкам, все равно рассуждения приведенных выше детей поощрялись.
Очень интересно проходили занятия по описанию предметов и игрушек, а также по сочинению загадок. Чтобы дети быстрее овладевали навыками создания описательной речи, на подобных занятиях обращалось внимание на языковые особенности загадки. Здесь же учили замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать какими речевыми средствами он создан, вырабатывали вкус к точному и образному слову. С этой целью на данных занятиях всегда проводился анализ содержания, структуры и языка загадки. После того, как дети отгадывали загадку, спрашивали: «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней не понятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движение, звуки, запахи, цвет?
Затем детям предлагалось рассматривание картинок, игрушек, предметов. Дети выделяли признаки, называли их, сравнивали одни предметы с другими, устанавливали связи между ними, затем как обобщение сказанного загадывались загадки об этих предметах (как бы давался образец составления загадки). Наконец, дети и сами составляли краткое описание предметов в виде загадки, основываясь на слышанных ими образцах.
Например, на занятии по составлению и сочинению загадок по теме: «Домашние животные» в первой части дети рассматривали картинки, изображающих животных: собаку, сидящую около конуры; свинью около лужи; прыгающего кролика; кошка умывается. Они описывали: Зачем собаке конура? Что делает собака во дворе? Как она помогает хозяину? Как хозяин узнает, что идет чужой? Как она появилась у хозяина? Как ухаживают за собакой? Как любят её? Подобным образом описывались другие животные. Затем появлялся «Угадайка», который принес им новые картинки и игрушки с изображением животных. Данный персонаж задавал детям загадки о животных. Например: Вместо хвостика - крючок, вместо носа - пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. У порога плачет, коготки прячет, тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет и др. затем проверялось правильность отгадки с помощью вопросов: «Почему в загадке говорится, что вместо хвостика крючок, а вместо носа - пятачок? Марина Б. отвечала, что хвостик у свиньи сильно закручен, поэтому похож на крючок». А Гера К. добавил, что нос у свиньи круглый и приплюснутый, ну вылитый пятачок - денежка такая». А почему говорится, что пятачок дырявый? А крючок вертлявый? Алина Х. сообразила, сказав, что в носу у свиньи две дырки, они вместо носа, свинья ими дышит. Юля С. ответила: «Хвостик все время движется, поэтому его назвали вертлявым. Я когда сижу не спокойно, мне мама говорит, что я вертлявая». Таким же образом анализировались и другие загадки.
Затем Угадайка предлагал детям новое задание: каждому подумать, про какое домашнее животное он бы хотел сочинить свою загадку. С предложенным заданием справились Алина Х., Настя Ф., Марина Б., Ваня К., Юля С., Гера К., Кириллу С., Ане С., Кате М. пришлось помогать с помощью вопросов: Какие уши у собаки? Можно сказать, уши торчком? А какой хвост? При этом даже прочитывалось стихотворение: Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой, шерстка пестрая, зубки острые. А вот Арине Р. так и не удалось составить загадку. Вот примерные загадки о домашних животных, которые составили дети.
Настя Ф. Усатая, полосатая, часто умывается, а обидишь - царапается.
Ваня К. Уши торчком, а хвостик крючком.
Марина Б. Кто ни в жару, ни в холод не снимает шубу.
Алина Х. Рычит, лает и чужих кусает.
Гера К. На дворе сидит, чужих на пускает, громко лает.
Далее знания и навыки образного описания закреплялись в дидактических играх и играх - развлечениях. Дети с удовольствием выполняли различные задания на отгадывание и придумывание новых загадок. Так на данном этапе развития образной речи были проведены такие дидактические игры, как: «Овощной магазин», «Магазин игрушек», «Когда это бывает?», «Что где растет?», На что похож?», Знаешь ли ты предметы?», «Для чего нужны эти предметы?», «Узнай по описанию?», «Вам знаком зверек такой?» и многие другие. Знания детей, полученные на занятиях и наблюдениях, помогали детям безошибочно отгадывать загадки и давать свои объяснения и рассуждения.
Кроме того игры - развлечения ставили детей в реальные ситуации. И то, как дети справлялись с различными заданиями, предлагаемые им в игровой форме, можно предположить, что многие дети формирующей (экспериментальной) группы понимали образный язык загадок и использовали различные средства образности в своей речи.
Таким образом, в ходе формирующего этапа экспериментального исследования был использован целый комплекс мероприятий, направленных на развитие образной речи у старших дошкольников, основным звеном, которого является загадка: наблюдения за окружающей действительностью и предметами окружающего мира, занятия, дидактические игры и упражнения, игры - развлечения.
2.3 Результаты экспериментального
обучения (контрольный
эксперимент)
Цель: определить эффективность использования загадок в процессе развития образной речи у старших дошкольников.
Для выявления эффективности использования загадок была проведена повторная диагностика. На контрольном этапе применялась методика, используемая на констатирующем этапе с той же группой детей.
При проведении повторной диагностики условия были максимально приближены к тем, которые создавались на констатирующем этапе исследования.
Результаты повторной диагностики на контрольном этапе исследования отображены в таблице № 2 (см. Приложение 3).
При проведении повторной диагностики дети формирующей группы вели себя уверенно. С первым диагностическим заданием все дети формирующей группы справились самостоятельно. Они уверенно давали ответы на загадки. Логично, последовательно доказывали правильность своего ответа, не смотря на то, что у каждого ребенка была своя версия доказательства.
Так же для них не составляло труда выделить из текста загадки образные выражения: сравнения, метафоры. Алина Х., Настя Ф., Марина Б.. Ваня К., Гера К., Юля С., Кирилл С. быстро отгадывали загадки не только описательного, но и метафорического характера. Им очень нравилось и они с удовольствием выполняли предложенные им задания.
Заметные продвижения наблюдались у Арины Р., Кати М., Ани С. Они уже самостоятельно отгадывали загадки описательного характера и метафорические - с помощью взрослого. Данные дети научились выделять сравнения, метафоры, а вот объяснить и доказать не всегда могли правильно.
При выполнении задания на придумывание загадки дети формирующей группы уже не испытывали особых затруднений. Такие дети, как Алина Х., Настя Ф., Марина Б. справились с заданием самостоятельно. Юле С. Уже не требовалась помощь педагога, как это было на констатирующем этапе. А вот Ваня к., Гера К. показали заметные результаты: если на констатирующем этапе исследования они не могли придумать загадки даже с помощью взрослого, то на контрольном этапе они уже придумывали загадки самостоятельно. Загадки у выше описанных детей получились такие:
Настя Ф. Длинноушка - белый бок по полю прыг-скок. (заяц)
Гера к. Его бьешь - он не плачет, а отскочит и ускачет. (мяч)
Ваня К. День и ночь мы ходим, ходим, а утро придет - разбудим. (часы)
Остальным детям все же потребовалась помощь педагога в подборе и правильном применении сравнений и метафор: Юле С., Кириллу С., Кате М.
Одна Арина Р. С придумыванием загадок не справилась.
Таким образом, контрольный этап показал, что у детей формирующей группы значительная динамика в развитии образной речи. Те дети, у которых уже был высокий уровень, повысили свои результаты: Алина Х., Марина Б. Те дети, которые показали на констатирующем этапе средний результат, поднялись до высокого уровня: Ваня К. Даже те дети, которые показывали при первичной диагностике низкий уровень развития образной речи, сделали большой скачок в своем развитии и на контрольном этапе показали высокие результаты: Гера К., Аня С. Только Арина Р. осталась на низком уровне, тем не менее, у нее так же результаты значительно улучшились.
В результате повторно диагностики на контрольном этапе исследования отмечены следующие уровни развития образной речи у детей формирующей группы старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень - 6 детей;
Средний уровень - 3 детей;
Низкий уровень - 1 ребенок.
В процентном выражении это составляет:
Высокий уровень - 60 %;
Средний уровень - 30 %;
Низкий уровень - 10 %.
С детьми контрольной группы была проведена аналогичная работа с целью сравнения результатов детей для наибольшей достоверности полученных сведений. Методика и условия проведения диагностики схожа с констатирующим экспериментом формирующей группы. Результаты детей контрольной группы в целом равнозначны их результатам формирующей на начальном этапе исследования. Если и есть динамика развития, то совсем незначительная.
Следовательно:
Высокий уровень - 1 ребенок;
Средний уровень - 2 ребенка;
Низкий уровень - 7 детей.
В процентном отношении данные выглядят следующим образом:
Высокий уровень - 10 %;
Средний уровень - 20 %;
Низкий уровень - 70 %.
Результаты
детей контрольной группы, как уже отмечалось
выше, приблизительно уровню констатирующего
этапа и прослеживаются незначительные
изменения в развитии. Это позволяет сделать
вывод о том, что благодаря спланированной
системе мероприятий по развитию образной
речи, основным звеном которого является
загадка, уровень образной речи у детей
старшего дошкольного возраста значительно
возрос. В итоге были получены высокие
показатели, по сравнению с начальными,
что подтверждает гипотезу об эффективности
использования загадок не только с целью
развития мышления, активизации и обогащения
словаря, развития связной речи, но и с
целью насыщения речи детей образными
красочными выражениями.
Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок