Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить выразительно-изобразительные средства загадки и методику развития образности речи посредством использования загадки.
3. Выявить уровень развития образности речи старших дошкольников.
4.Определить педагогические условия использования загадки как средства развития образности речи.
5.Разработать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
6. Определить эффективность использования загадок в процессе развития образности речи старших дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы
1.1 Понятие образности речи
1.2 Загадка и её педагогическая ценность как жанра русского детского фольклора
1.3 Психологические основы развития образности речи
1.4 Состояние проблемы развития образности речи в теории и практике дошкольного образования
Глава II. Содержание экспериментального исследования
2.1 Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование образной речи у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Результаты экспериментального обучения
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

развитие образности речи старших дошкольников материале загадок.rtf

— 693.83 Кб (Скачать документ)

     В основе всех определений одни и те же признаки:

     - по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

     - описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

     - как правило. Это описание лаконично;

     - загадке часто присущ ритм.

     Учитывая эти признаки, загадку можно определить так - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого( или предполагаемого (скрытого) вопроса.

     Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и пр.

     Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых, характеризует его со своей стороны.

     Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении, однако существенно отличается от народной загадки.

     Современная загадка часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, труд человека, технический прогресс, общественная жизнь и др. [13, с. 7-8].

     Современная загадка отличается от народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи. Нередко такие загадки принимают форму стихотворения в несколько строф.

     Краткость народной загадки требовала емких, выразительных, порой грубоватых языковых средств, как правило, разговорного стиля, обычного для устной речи. Литературная загадка пользуется книжным стилем речи с привлечением поэтических языковых средств (например, вешний жилец, говорливый скворец). Однако краткость, емкость образа, лексика, ритмы - не являются чуждой для детских писателей и в настоящее время( «наткет, наплетет, сядет и добычи ждет»А. Рождественская).

     Отмечая различия между народной и литературной загадками, следует сказать, что это делается не в целях противопоставления, а в подтверждение очевидной мысли о том, как с развитием культуры, образования, техники народная загадка получает свое дальнейшее развитие.

     Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е совершить довольно сложную мыслительную операцию.

     Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

     Способы построения логических задач разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание. По указанным признакам и надо найти отгадку. Решение логических задач такого типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу. Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык). В таких загадках найти целое по одному - двум признакам можно лишь тогда, когда эти признаки выделяются отгадывающим в общей системе обследования предмета и осознаются им наряду с другими признаками.

     Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел). Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

     Самый обширный тип загадок - это загадки метафорические: Красненький петушок по жердочке бежит. (Огонь).разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести их к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу. Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, таки логическое мышление.

     Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм. Особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому, загадка особенно привлекательна. И её построение, и её лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.

     Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.[13, с.16-20]

     Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего назначения, или их только частных признаков - формы, окраски, действий.

     Нередки в загадке сопоставления с человеком (олицетворение) - прием, широко используемый в народной поэзии: Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

     В тех же целях создания замысловатого вопроса используется и многозначность слова: Ходит весь век, а не человек. (Часы).

     Выразительность характеристики предмета создается различными средствами, в том числе с помощью эпитетов и сравнений: Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

     В загадках могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства: Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

     Таким образом, композиционные и языковые особенности загадки обусловлены своеобразием жанра. Они делают загадку выразительной, а логическую задачу занимательной. На основе этого можно сказать, что загадка - это логическая задача, предложенная в художественной форме.

     Занятия по обучению отгадыванию загадок занимают особое место. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребёнку проникнуть в образный строй русской речи.

     Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета. Его характерных особенностей. При этом часто такое описание даётся через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребёнок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

     Чтобы максимально использовать возможности таких занятий для развития речи дошкольников, при проведении необходимо учитывать ряд методических положений.

     Первое из них касается отбора загадок. Важно, чтобы загадки были доступны по содержанию, т.е. загадывались о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов: построенное как прямое описание характерных особенностей предмета без называния (например, «Зимой и летом одним цветом») и так называемые метафорические, когда описание характерных особенностей одного предмета даётся через другой предмет (например, «Под соснами, под ёлками бежит подушка с иголками»).

     Далее занятия должны преследовать цель научить ребёнка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности. А не запоминать загадки и отгадки. Это ведёт за собой необходимость. Во-первых, внесения на такие занятия наглядного материала, во-вторых, обучение описанию словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета, в-третьих. Мотивировки ответа. Отгадки, включающей доказательства расшифровки образа.[31, с.110].

     Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.

     Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребёнок догадался. Поначалу проводится два - три подобных занятия на разном материале, последующие занятия могут быть усложнены. Так, после рассматривания предметы могут быть закрыты, и предмет - отгадка выставляется только при мотивировке ответа. Затем предварительное рассматривание может быть снято, и загадываются загадки о наглядно представленных предметах. В случаях затруднений детей воспитатель организует рассматривание того предмета, загадка о котором осталась не отгаданной. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без неё. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна. На этих же занятиях привлекаются к загадыванию известных им загадок и дети, повторяются старые загадки, но уже без наглядности.

     Занятия по обучению придумыванию загадок на первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т.п. здесь предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принёс посылку», в которой каждый ребёнок получает свой предмет, описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

     Дальнейшее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т.п.

     Всё это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.

     Последующие усложнения таких занятий связано с включением требования описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ребёнок хочет «купить в магазине игрушек», он пользуется средствами сравнения: «Глаза моей куклы, как васильки, платье, как трава». Описывая мяч, говорит: «Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском».

     Такое описание, по сути, приближается к загадке, воспитывает у ребёнка вкус к яркой, образной речи, способствует формированию умения пользоваться своим запасом слов.[31, с.112].

     Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, как включенных в занятия, так и проводимых в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые в старшем дошкольном возрасте, типа «Скажи наоборот», «Краски» и др. содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение и т.п.

     Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребёнок использовал всё богатство накопленного словаря.

     Таким образом, рассмотренный выше порядок работы по формированию словаря у детей в процессе ознакомления с предметами реализует программные требования и предполагает единство умственного и речевого развития ребёнка - дошкольника.

загадка речевой эпитет дошкольник

     1.3 Психологические основы развития образности речи 

Информация о работе Развитие образности речи старших дошкольников материале загадок