Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа
Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалог – это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать ее, что облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать отношение к предмету речи (к теме разговора) и быть понятым участниками диалога. Для этой речи характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет большое значение, т.к. она способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Не освоив диалогическую речь, малыш не сможет достаточно хорошо овладеть монологической, к которой в период школьного обучения, предъявляются очень высокие требования.
Монологическая речь – это развернутый вид речи, это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений. Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву. Не опережайте мысль ребенка, дайте ему возможность высказаться. Ни в коем случае нельзя критиковать речь ребенка, делать замечания по ходу высказывания, грубым вторжением исправлять неверно сказанные слова и фразы. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое. Здесь тоже важны неречевые средства (интонация, жесты, мимика), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.
Структура диалога (реплик) и структура монолога (литературного языка) совершенно разные. Репликам не свойственны сложные предложения в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи обычно эти нарушения не свойственны: она протекает в рамках традиционных форм, и это является ее основным организующим началом. [29 с. 28]
Таким образом, развивается связная речь: от ситуативного диалога, к логически связному высказыванию (монологу). Психологически всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего является связной речью, но формы связности в ходе развития изменились. Связной в специфическом терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Есть контекстная речь и ситуативная речь. Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее; они сосуществуют, причем ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить и характера самого общения. Развитие обеих форм связно речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе по развитию монологической речи в детском саду.
В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение, контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдается преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.
Описание – это характеристика предмета в статиле. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.
В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.
Повествование – это связной рассказ, о каких–нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях. Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура повествования жесткая, то есть она не допускает перестановки. Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательно две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая – само объяснение или доказательство. В его структуре выделяются: тезис, доказательства выдвинутого тезиса и вывод – заключение. В рассуждении используются различные способы приражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за и т.д.
В
детском саду детей обучают двум
основным типам монологов –
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Дети учатся пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также составлению коротких в три – четыре предложения – описаний игрушек и картинок. И с помощью игры – драматизации дети учатся составлять высказывания повествовательного типа.
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышат впервые. В рассказывании по картинке и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа.
В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалога действующих лиц, характеристики персонажей.
Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.
Большое
внимание уделяется формированию элементарных
представлений о структуре
В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутри текстовых связей.
Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.
Таким
образом, на протяжении дошкольного детства
усложняются требования к детским монологам
разных типов, а, следовательно, и к связной
речи в целом.
I. 2. Особенности развития связной
Современный период изучения овладения ребенком родного языка связан с психолингвистическим подходом к детской речи, при котором онтогенез речи рассматривается как процесс овладения ребенком средствами и способами речевой деятельности. В логопедии термином онтогенез речи принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии трех основных периодов, которые выделены Александром Николаевичем Гвоздевым в его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи» (1961).
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Факты первых словесных проявлений ребенка как в норме, так и в условиях патологии показывают, что лепечущий ребенок первоначально «отбирает» из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны его артикулированию. Исследователи нормальной детской речи давно заметили, что начинающий говорить ребенок не принимает трудных слов, что при усвоении детьми новых слов легче схватываются такие, как ам-ам, би-би, что ребенок вместо труднопроизносимого слова вставляет легкое, «трафаретное». [12 с. 56].
Первые слова детей в онтогенезе и дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Первый шаг в развитии детской речи состоит в том, что ребенок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка.
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он изучает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2 – 3 месяца появляется гуление, а в 3 – 4 месяца лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года – слова. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово, не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства: в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует адекватно на разные слова, если близки по звуковому оформлению.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести.
Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречается гласный звук а, из согласных в основном звуки и, б, м, к, т и некоторые другие. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их к правильному усвоению звуков в дальнейшем. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, и, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньшее и менее четко.
Качество
произношения зависит от состояния
и подвижности органов
Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ