Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа
Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
Следующим этапом нашей работы стал формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы.
Целью данного этапа было показать, как в процессе сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста возможно повысить уровень речевого развития.
Во всех сюжетно-ролевых играх присутствуют связные тексты (рассказ из личного опыта, рассказ-описание, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ, продолжение рассказа по данному началу). Разнообразие предлагаемой методики позволило повысить уровень развития связной речи в экспериментальной группе.
Сюжетно-ролевая игра № 1.(Рассказ из личного опыта)
«
Задачи:
Материал: билеты на пароход, рупор, бинокль, радио, компас, деньги, документы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций кораблей, пароходов, беседа «как я путешествовал летом», рассказы о путешественниках, экскурсия на реку Иртыш на корабль, с родителями разучивание стихов.
Ход занятия.
Педагог беседует с детьми о том, на каком виде транспорта можно путешествовать (на самолете, на поезде, на машине, на корабле, на велосипеде).
Задает такие вопросы:
Давайте построим корабль и отправимся в путь. Постройка корабля, назначение капитана, радиста, матросов, экскурсовода.
Экскурсовод: «Проходите, располагайтесь поудобнее, нам предстоит интересное путешествие» (он рассказывает детям о природе, о городах и селах, которые они проезжают, дети задают интересующие их вопросы).
Сюжетно-ролевая игра № 2. (Рассказ описание)
«Парикмахерская».
Задачи:
Предварительная работа: экскурсия в парикмахерскую, рассматривание альбома о профессии парикмахер, поговорить родителям с детьми о прическах.
Материал: зеркало, фартук, фен, расчески для каждого ребенка, бутылки из под лака, коробочки от краски для волос, ножницы, пилочка.
Ход занятия:
Педагог вспоминает экскурсию в парикмахерскую, спрашивает детей:
Нужно посещать парикмахерскую, и тогда ваши волосы будут ухожены и здоровы.
Воспитатель: - Как проходит работа в парикмахерской?
Настя П. – Человек, которому надо подстричься или сделать прическу приходит в парикмахерскую. Парикмахер спрашивает у него, как бы он хотел подстричься. Потом этот человек моет голову и садится перед зеркалом.
Марина К. – Парикмахер берет расческу и ножницы и начинает подстригать.
Маша Г. – А еще, если парикмахер видит, что такая прическа не подходит этому человеку, то он советует ему другую стрижку.
Настя П. – Когда человека подстригли, то можно уложить волосы феном.
Марина К. – Человеку прическа нравится, он благодарит парикмахера и идет платить деньги в кассу.
Воспитатель:
- Очень приятно, когда волосы ухожены
и красивая стрижка всех радует.
Сюжетно-ролевая игра № 3.
Продолжение рассказа по данному началу.
«Почта».
Задачи:
Предварительная работа: экскурсия на почту, беседа с почтальоном в группе, дома спросить у родителей, какие газеты они выписывают и о чем в этих газетах написано.
Материал: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты, открытки, ящик для посылок.
Ход занятия.
Педагог напоминает детям о посещении почты, о том, что они там видели.
Задает детям вопросы:
Ребята, скоро Новый год, нам нужно отправить открытки, которые вы сделали всем зверятам и Деду Морозу. Собирайтесь, пойдем на почту. (ребята строят помещение почты, укрепляют почтовый ящик, распределяют роли: почтальон, кассир, сортировщик, телефонист, телеграфист. Они принимали телеграммы, письма, посылки, бандероли.
Дети следят за поведением, за культурой речи. Игра заканчивается, когда интерес детей ослабевает.
На сегодня рабочий день заканчивается. До свидания, до завтра.
Воспитатель: - кто лучше справился с ролью?
Сергей Ф. – Мне понравилось, как Максим принимал телеграммы, он был вежливым, советовал, как правильно написать слова для поздравления.
- Кого бы вы хотели поздравить с праздником?
Вова П. – Я хочу послать открытку зайчаткам в лес, а в посылке отправить им много морковки и капусты, а то им есть нечего в лесу.
Марина К. – А я белочкам бандеролью отошлю орехи, потому, что они их очень любят.
(Воспитатель
отмечает лучших почтальонов
и посетителей).
Сюжетно-ролевая игра № 4. «Поликлиника».
Рассказ по серии сюжетных картинок
Задачи:
Предварительная работа: рассматривание альбома «Профессия врач», чтение отрывков К. Чуковского «Доктор Айболит», беседа с медсестрой детского сада, «Как вести себя в поликлинике».
Материал: бумага, ручка, халаты для врачей и медсестер, карточки, градусники, бинты, вата, шприцы, игрушечные инструменты (или игрушки-заместители).
Ход занятия.
Педагог с детьми вспоминают отрывки К. Чуковского «Доктор Айболит». Затем воспитатель задает вопросы:
Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ