Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;

Работа состоит из  1 файл

по средствам СРИ.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

                                                                      экспериментальной  группы  

                                                                      посредством организации  серии              сюжетно-ролевых игр. 

     

      Следующим этапом нашей работы стал формирующий  эксперимент с детьми экспериментальной  группы.

 Целью данного этапа было показать, как в процессе сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста возможно повысить уровень речевого развития.

      Во  всех   сюжетно-ролевых играх  присутствуют связные тексты (рассказ  из личного опыта, рассказ-описание,  рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ, продолжение рассказа по данному началу). Разнообразие предлагаемой методики  позволило повысить уровень развития связной речи в экспериментальной группе.

Сюжетно-ролевая  игра № 1.(Рассказ  из личного опыта)

                  «Путешествие».

   Задачи:

  1. расширить знания детей о способах путешествий и видах транспорта;
  2. совершенствуем строительные умения и навыки, привлечение игрушек-заместителей;
  3. обогащение словаря детей: маршрут, капитан, штурман, радист, матрос, палуба, бинокль, юнга рупор, требовательный. И активизация словаря детей: водный транспорт, самолет, поезд, билеты, документы, кассир, располагайтесь, управлять.
  4. Воспитывать у детей интерес к путешествиям. Развивать дружеские отношения между детьми, умение действовать в соответствии с игровым замыслом. Воспитывать интерес к профессии мореплаватель.

   Материал: билеты на пароход, рупор, бинокль, радио, компас, деньги, документы.

   Предварительная работа: рассматривание иллюстраций кораблей, пароходов, беседа «как я путешествовал летом», рассказы о путешественниках, экскурсия на реку Иртыш на корабль, с родителями разучивание стихов.

   Ход занятия.

   Педагог беседует с детьми о том, на каком виде транспорта можно путешествовать (на самолете, на поезде, на машине, на корабле, на велосипеде).

      Задает  такие вопросы:

  1. Куда и на чем вы ездили летом? (Дети говорят, что на машине ездили в деревню к бабушке, кто-то ездил на поезде в город Новосибирск, кто-то летал на самолете к тете в гости).
  2. Когда люди собираются путешествовать, то что они покупают? (Они покупают билеты).
  3. А как называют человека, который во время путешествия рассказывает людям о достопримечательностях? (Этого человека называют экскурсовод, он ответит на все интересующие вопросы).
  4. Недавно мы были на корабле, с кем вы познакомились там? (Самый главный на корабле – это капитан, но нужны и радисты, и матросы. Каждый должен хорошо выполнять свое дело). А на чем бы вы хотели путешествовать? (Хорошо путешествовать на корабле, т.к. все путешествие проходит на свежем воздухе, любуешься природой).

Давайте построим корабль и отправимся в  путь. Постройка корабля, назначение капитана, радиста, матросов, экскурсовода.

  • Внимание! Внимание! Всех желающих путешествовать, просим купить билеты на наш корабль. (Дети по желанию распределяют роли, покупают билеты и проходят на корабль).

Экскурсовод: «Проходите, располагайтесь поудобнее, нам предстоит интересное путешествие» (он рассказывает детям о природе, о городах и селах, которые они проезжают, дети задают интересующие их вопросы).

  • На этом наше путешествие заканчивается, спасибо за внимание. (Все прощаются, на этом игра заканчивается).

Сюжетно-ролевая  игра № 2. (Рассказ  описание)

            «Парикмахерская».

      Задачи: 

  1. обогащать сюжет игры новыми атрибутами, приборами, должностями.
  2. Расширять знания детей о работе парикмахера, маникюрного мастера.
  3. Активизация словаря: бигуди, расческа, краска для волос, фен, парик, прическа, лак для волос, короткая стрижка, модный, обрабатывать, ухаживать.
  4. Воспитывать интерес к игре, профессии парикмахера.

   Предварительная работа: экскурсия в парикмахерскую, рассматривание альбома о профессии парикмахер, поговорить родителям с детьми о прическах.

   Материал: зеркало, фартук, фен, расчески для каждого ребенка, бутылки из под лака, коробочки от краски для волос, ножницы, пилочка.

   Ход занятия:

   Педагог вспоминает экскурсию в парикмахерскую, спрашивает детей:

  1. Зачем нужен парикмахер? (Человеку нужно красиво выглядеть, идя на праздник, на работу и для этого есть парикмахер, который подскажет, как ухаживать за волосами, сделает красивую прическу).
  2. Что делают в маникюрном зале? (В маникюрном зале обрабатывают ногти, красят их лаком, учат ухаживать за ними).
  3. Что нужно парикмахеру для работы? (Ему нужны ножницы, расческа, бигуди, краска для волос, зеркало, фен).
  4. А какие принадлежности нужны в маникюрном зале? (Здесь нужны ножницы, пилочка, чашка с теплой водой, лак для ногтей, полотенце).

Нужно посещать парикмахерскую, и тогда  ваши волосы будут ухожены и здоровы.

  • Сегодня мы пойдем в новую парикмахерскую. Там вас встретят мастера своего дела. (Дети по желанию распределяют роли и занимают свои места, остальные сидят в очереди). Парикмахер и работник маникюрного зала приглашают клиентов. (Дети говорят, какую им прическу сделать, как уложить волосы; в какой цвет покрасить ногти, сделать массаж рук). Когда интерес детей к игре заметно ослабевает, то воспитатель говорит:
  • К сожалению, рабочий день нашей парикмахерской подошел к концу. Все работники устали и собираются домой. Они прощаются с клиентами до следующего рабочего дня. Воспитатель оценивая работу парикмахеров.

   Воспитатель: - Как проходит работа в парикмахерской?

   Настя П. – Человек, которому надо подстричься  или сделать прическу приходит в парикмахерскую. Парикмахер спрашивает у него, как бы он хотел подстричься. Потом этот человек моет голову и садится перед зеркалом.

   Марина  К. – Парикмахер берет расческу и  ножницы и начинает подстригать.

   Маша  Г. – А еще, если парикмахер видит, что такая прическа не подходит этому человеку, то он советует ему другую стрижку.

   Настя П. – Когда человека подстригли, то можно уложить волосы феном.

   Марина  К. – Человеку прическа нравится, он благодарит парикмахера и идет платить  деньги в кассу.

   Воспитатель: - Очень приятно, когда волосы ухожены и красивая стрижка всех радует. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сюжетно-ролевая  игра № 3.

Продолжение рассказа по данному  началу.

               «Почта».

      Задачи:

  1. Способствовать развитию умения детей применять полученные знания в игре.
  2. Углублять знания детей о труде почтальона.
  3. Активизация словаря: почтальон, письмо, марка, бандероль, посылка, открытка, конверт, адрес, почтовый ящик, отправить, выписать.
  4. Воспитывать уважение к труду, к деятельности почтальона. Укреплять дружеские отношения между детьми. Воспитывать умение действовать в соответствии с игровым замыслом.

    Предварительная работа: экскурсия на почту, беседа с почтальоном в группе, дома спросить у родителей, какие газеты они выписывают и о чем в этих газетах написано.

      Материал: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты, открытки, ящик для посылок.

      Ход занятия.

      Педагог  напоминает детям о посещении  почты, о том, что они там видели.

      Задает  детям вопросы:

  1. Кто работает на почте? (почтальон, кассир, сортировщик, телефонист, телеграфист).
  2. Зачем нужна профессия почтальон? (чтобы приносить людям газеты, журналы, письма, человек сидит дома или работает, а ему приносят домой газеты, самому за ними идти не нужно и т.д.).
  3. Что такое посылка? Для чего люди отправляют посылки? (если у дочки мама живет далеко и приехать к ней не может, очень дорого платить за проезд, то можно положить вещи или продукты в посылку и отослать).
  4. Зачем нужно отправлять открытки? (открытки отправляют к празднику, если хотят поздравить родственников, друзей).

   Ребята, скоро Новый год, нам нужно отправить открытки, которые вы сделали всем зверятам и Деду Морозу. Собирайтесь, пойдем на почту. (ребята строят помещение почты, укрепляют почтовый ящик, распределяют роли: почтальон, кассир, сортировщик, телефонист, телеграфист. Они принимали телеграммы, письма, посылки, бандероли.

          Дети  следят за поведением, за культурой  речи. Игра заканчивается, когда интерес  детей ослабевает.

          На  сегодня рабочий день заканчивается. До свидания, до завтра.

       Воспитатель: - кто лучше справился с ролью?

       Сергей  Ф. – Мне понравилось, как Максим принимал телеграммы, он был вежливым, советовал, как правильно написать слова для поздравления.

   - Кого бы вы хотели поздравить  с праздником?

   Вова  П. – Я хочу послать открытку зайчаткам  в лес, а в посылке отправить  им много морковки и капусты, а то им есть нечего в лесу.

   Марина  К. – А я белочкам бандеролью отошлю орехи, потому, что они их очень  любят.

(Воспитатель  отмечает лучших почтальонов  и посетителей). 

Сюжетно-ролевая  игра № 4. «Поликлиника».

Рассказ по серии сюжетных картинок

      Задачи:

  1. Учить детей составлять сюжет, использовать новые атрибуты.
  2. Обогащать словарь детей: окулист, лор, хирург, терапевт, регистратура, рентгенолог. Активизировать словарь детей: рентген, карточка, пациент, медсестра, градусник, учить подбирать прилагательные к существительным.
  3. Воспитывать интерес к деятельности врачей. Воспитывать умение действовать в соответствии с игровым замыслом.

   Предварительная работа: рассматривание альбома «Профессия врач», чтение отрывков К. Чуковского «Доктор Айболит», беседа с медсестрой детского сада, «Как вести себя в поликлинике».

   Материал: бумага, ручка, халаты для врачей и медсестер, карточки, градусники, бинты, вата, шприцы, игрушечные инструменты (или игрушки-заместители).

      Ход занятия.

      Педагог с детьми вспоминают отрывки К. Чуковского «Доктор Айболит». Затем воспитатель задает вопросы:

  1. Почему все животные любили доктора Айболита? (Потому, что он был добрый, знал, чем помочь больному, сам очень любил всех зверюшек).
  2. А кто такая Варвара? (Это злая медсестра доктора, она не любила зверей, хотела всех выгнать из дома).
  3. Кто помогал доктору лечить зверей? (Собака Авва, утка Кико, попугай Карудо, сова Бумбу).
  4. Как вы думаете, каким должен быть доктор? (Доктор должен быть умным, чтобы знать, какие лекарства выписывать больному, должен быть добрым, уметь выслушивать больного).

Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ