Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;

Работа состоит из  1 файл

по средствам СРИ.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

      На  втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.

      До  полутора лет фразовая речь у детей  отсутствует. При наличии соответствующей  ситуации эту функцию выполняет  слово - предложение (например, ребенок, прося у матери машину произносит: «Би – би»). Такие слова – предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев.

      Со  второй половины второго года ребенок  все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Ма – ма, би – би»), а в 1 год 10 месяцев употребляет двух -, четырехсловные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.

      Активный  словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40 – 60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия.

      К двум годам некоторые дети осваивают  некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам.

      На  втором году жизни дети довольно четко  начинают произносить такие гласные  звуки, как а,   у,   и,   о,  но звуки ы,   э   заменяют звуками и,   е. ряд твердых согласных заменяют мягкими («дяй» вместо дай). Отсутствуют такие шипящие звуки, звуки л,  рь,   р   что указывает на еще недостаточно окрепший артикуляционный аппарат ребенка.

      Наряду  с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда слово укорачивается или первый («ко» или «моко» вместо молоко). Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.

         Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?».

      Возрастает  понимание ребенком речи. Словарный  запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3 – 4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами, при помощи прилагательных ребенок обозначает размеры предметов, их цвет, свойства, качества.

      Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части  речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. В этом возрасте в речи детей преобладают слова – названия, а собирательные существительные (как посуда, одежда, мебель) пока отсутствуют. Малыш верно связывает слова в предложениях, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

      На  третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. В этом возрасте дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова. Ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: р   и   л   на   ль, шипящие и твердые свистящие – мягкими свистящими звуками («сюба» вместо шуба, «зюк» вместо жук).

      В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки а,   у,   и,   о,   согласные: м,   п,   б,   т,   д,   н,   в,   ф,   к,   г,   х.

      Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливает зависимость между ними, делать умозаключения. На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные к концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи.

      Одновременно  с обогащением словаря ребенок  интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание.

      Большинство детей этого возраста правильно  произносят такие трудные для  усвоения звуки, как ы,   э,   х,   появляется звук ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш,   ж,   ч,   щ,   л,   р), но большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш   звуком с  («суба» вместо шуба), ж – з («заба» вместо жаба). Но с появлением у некоторых детей шипящих звуков, их употребляют там, где это неуместно («капушта» вместо капуста).

      К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей  – звуки л,   р.

      На  пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Увеличение активного словаря (от 2500 – 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. У детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако, некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с,   з,   звука р. Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую оказывает логопед.

      На  шестом году продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развернутую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим было понятно, что он хочет сказать. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000 - 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (вход – выход, хороший – плохой). Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки («грушев» вместо груш). Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

      У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может  без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, описать  события, свидетелем которых он был. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л,   р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова. Произношение шестилетних детей мало, чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые он еще недостаточно четко дифференцирует, например звуки с,  и  ш («Шла Саша по шоссе»). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.

      На  седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он старается точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умение правильно пользоваться им. На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описание игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения. Он может сам придумать сказку, рассказ.

      Совместные  игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас.

      В дошкольном детстве, естественно, для  ребенка не заканчивается процесс  овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении все жизни.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    I. 3. Классификация игр

                                          дошкольников.

                                          Характеристика сюжетно  –

                                          ролевой игры и ее место в

                                          педагогическом процессе. 

      Игра  представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра – не просто любимое  занятие детей, это ведущий вид  деятельности дошкольников. В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большое количество слов, чем в лабораторных условиях. [З. М. Истомина].

      Д. Б. Эльконин указывал на то, что игра прежде появилась как деятельность взрослых, замещающая и изображающая реальный трудовой процесс. Произошло это на ранних этапах становления человеческого общества, когда действенное изображение было наиболее доступным человеку средством общения, предварительного согласования трудовых действий и сообщения о них. Такое действенное изображение реальности получило в дальнейшем функции магических ритуалов, обрядов, приносящих удачу.

      Дети  втягивались как в сам процесс  труда, так и в процесс совершения обрядов и ритуалов. По мере усложнения производительного труда они  могли включаться только в обрядовую сторону его, воссоздающую смысл трудовой деятельности и отношений в ней взрослых. Так, по предположениям современных исследователей, возникла детская игра. Археологические находки (предметы, которые археологи расценивают как игрушки) указывают на то, что возраст игры исчисляется тысячелетиями.

      Детская игра – явление неоднородное. Они  разнообразны по своему содержанию, степени  самостоятельности, форм организации, игровому материалу. В педагогике неоднократно делались попытки изучить и описать каждый из видов игр с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для глубокого изучения природы игры, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе. Для ребенка игра – это жизнь [27 с. 5].  Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Ребенок не может без игры. Отсутствие активной игровой деятельности приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка.

Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ