Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;

Работа состоит из  1 файл

по средствам СРИ.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

Рассказ на тему или продолжение  рассказа по данному  началу.

      Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. 

      Для выявления связности речи детей  в экспериментальной и контрольной  группах была использована диагностика, состоящая из пяти заданий, после проведения которой были получены результаты, наглядно отраженные в диаграммах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Диаграмма уровня сформированности связности речи детей старшего

                        дошкольного возраста.  

Экспериментальная группа    Контрольная группа

                                         50%

             

                                                                            42%

                                                                                                 33%

      25%          25%                                                                                         25%     

  •                                                                                                             

      высокий

     средний

       низкий 
 
 

      С помощью данной методики мы выяснили, что в ЭГ детей с высоким уровнем сформированности связной речи – 3 (25%) человека, со средним – 3 (25%) человека, с низким – 6 (50%) человек. В КГ высокий уровень – у 5(25%) человек, средний – у 4 (33%) человек, низкий – у 3 (25%) человек.

          Наглядно  проследить уровень развития связной  речи можно в таблице.

    За  основу диагностики сформированности игровых умений мы взяли методику  Г. А. Урунтаевой, 2000г. 

      Для выявления уровня сформированности игровых умений нами была предложена следующая методика:

      Проведение  исследования. Проводят наблюдения в  естественных условиях за самостоятельной  сюжетно-ролевой игрой детей 5-7 лет. Обработка данных: Анализ протоколов проводят по схеме:

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

      1.   Как возникает замысел игры (определяется  игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого  ребенка и т. д.).

      2.  Обсуждает ли замысел игры  с партнерами, учитывает ли их  точку зрения.

      3.  Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

      4.  Статичен ли замысел или развивается  по ходу игры. Насколько часто  наблюдается импровизация в игре.

      5.  Умеет ли сформулировать игровую  цель, игровую задачу словесно  и предложить ее другим детям.

          Содержание  игры

      1.  Что составляет основное содержание  игры (действие с предметами, бытовые  или общественные отношения между  людьми).

      2.  Насколько разнообразно содержание  игры. Как часто повторяются игры  с одинаковым содержанием. Каково  соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

          Сюжет игры

      1.   Насколько разнообразны сюжеты  игр. Указать их название и  количество.

   2.  Какова устойчивость сюжета игры, т. е. насколько ребенок следует  одному сюжету.

  1. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

   4.  Насколько развернут сюжет. Представляет  ли он из себя цепочку событий  или одновременно ребенок является  участником нескольких событий,  включенных в сюжет.

   5.   Как проявляется умение совместно  строить и творчески развивать сюжет игры.

   6.  Каковы  источники  сюжеты  игры  (кинофильмы,  книги. наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

      Выполнение  роли и взаимодействие детей в  игре

      1.   Обозначает ли выполняемую роль  словом и когда (до игры или  во время игры).

      2.   Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

      3.   Каковы отличительные особенности  ролевого диалога (степень развернутости;  отдельные реплики, фразы, длительность  ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

      4.  Передает ли и как характерные  особенности персонажа.

      5. Как участвует в распределении  ролей.  Кто руководит распределением  ролей. Какие роли чаще исполняет  - главные или второстепенные. Как  относится к необходимости выполнять  второстепенные роли.

      6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения; численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

      7.   Есть ли у ребенка любимые  роли, и сколько он может выполнять  ролей в разных играх.

      Игровые действия и игровые предметы

      1. Использует ли ребенок в игре  предметы-заместители и какие.  По какому принципу он выбирает  предметы-заместители и преобразует  их для использования в игре.

      2.    Дает  ли  словесное  обозначение   предметам-заместителям, насколько легко это делает.

      3.   Кто является инициатором выбора  предмета-заместителя: сам ребенок  или взрослый. Предлагает ли свой  вариант замещения партнеру.

      4.   Использует ли в игре образные  игрушки и как часто. Есть  ли у ребенка любимые игрушки.

      5.    Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

      6.   Как воспринимает воображаемую  ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.       Игровые правила

      1.   Выполняют ли правила функцию  регулятора игры. Осознается ли  правило ребенком.

      2.   Как соотносит ребенок выполнение  правила со взятой на себя  ролью.

      3.   Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

      4.   Как относится к замечаниям  партнера по игре по поводу  выполнения им правил.

          Достижение  результат игры

      1. Как соотносится первоначальный  замысел, его реализация в игре.

      2. Соотносит ли ребенок свой  замысел с достигнутым результатом.

      3. Какими средствами достигается  реализация замысла.     Особенности конфликтов в игре

   1.   По поводу чего чаще всего  возникают конфликты (распределение  ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

  1. Каковы способы разрешения конфликтов.

          Игровая среда

      1.    Готовит ли игровую среду заранее  или подбирает предметы по  ходу игры.

      2.   Использует ли предложенную игровую  среду (оборудование игрового  уголка) и как.

          Роль  взрослого в руководстве игрой

      1.   Обращается ли ребенок ко взрослому  в процессе игры и по поводу  чего. Как часто обращается.

      2.    Предлагает ли принять взрослого  в игру.

      Полученные  результаты соотносят с критериями и оценивают уровень развития сюжетно-ролевой игры.

      Высокий уровень, если замысел игры устойчивый, но развивающийся. Дети обсуждают его и учитывают мнение партнеров. Присутствуют длительные перспективы игры. Намечается общий план. А игре создаются модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Значительное место занимают общественные сюжеты игр. Игровое действие часто заменяется словом. Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

      Средний уровень, если воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых  задач, о чем дети договариваются перед началом игры. Содержанием становятся разнообразные взаимоотношения взрослых. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Самостоятельно выбираются предметы-заместители, которые легко заменяются на словесные обозначения. Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети следят за выполнением правил другими детьми.

      Низкий  уровень, если дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем  хотят играть, но не всегда могут  понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу. В игре дети могут отражать назначение предметов. Преобладают бытовые сюжеты и

эпизоды из хорошо знакомых сказок. В игре используют разные предметы, часто предлагают свой вариант сверстникам. Правила  не выполняют функции регулятора игры.

      После ее проведения были получены результаты, которые мы можем наглядно представить  в виде диаграммы. 
 
 
 
 

Диаграмма начального уровня сформированности игровых умений

          у детей экспериментальной  и контрольной  групп.

Экспериментальная группа    Контрольная группа

                                                                             50%

             

                                         42%

33%                                                                                         33%

                      25%                                                                      25%          

  •                                                                                                              17%

      высокий 

      средний

      низкий

С помощью  данной методики мы выяснили, что в  экспериментальной группе детей  с высоким уровнем сформированности игровых умений – 4 (33%) человека,  со средним – 3(25%) человека, с низким – 5(42%) человек. В контрольной группе высокий уровень – 6 (50%) человек, средний – у 4 (33%) человек, низкий – у 2 (17%) человек.

  Наглядно проследить зависимость объема словарного запаса детей от уровня развития игровых умений можно просмотрев приложение таблицы № 1 и 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    II. 2. Развитие связной речи детей        

Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ