Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа
Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
3. Характер игровых действий. | Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (например, кормление при переходе от одного блюда к другому). Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия, как и не предваряются другими действиями (например, мытьем рук). Если же такое действие и имеет место, то ребенок опять возвращается к прежнему. | Логика действий определяется их последовательностью в реальной деятельности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий (например, кормление связывается с приготовлением пищи на стол. Окончание кормления связывается с последующими за ним по логике жизни действиями). | Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только кормление, но и чтение сказок, укладывание спать и т.п. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Но иногда прорываются внеигровые отношения. | Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенка. Явно выделены действия, направленные на разные персонажи игры. |
4. Отношения к правилам. | Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей (порядок обеда не является существенным). | Нарушение последовательности действий не принимается, но и не опротестовывается. Правила явно еще не вычисляются. На первом месте – непосредственное желание, а не правила. | Нарушение логических действий опротестовывается. Протест сводится обычно к ссылке на то, что «так не бывает». Вычленяются правила поведения, которыми дети подчиняют свои действия. В этой связи показательно, что нарушения правила (порядка действий) замечается чаще со стороны, чем самим выполняющим действия. Упрек в нарушении правила огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ее оправдание. | Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ от нарушений мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилами и возникающими непосредственно желаниями побеждает первое (т.е. правила). |
Выделенные уровни развития игры являются, по мнению Д. Б. Эльконина, и определенными стадиями развития самого ребенка.
Теперь остановимся подробнее на особенностях игр старших дошкольников. Отмечается (по данным исследованиям Е. С. Маклах), что, чем старше дошкольник, тем большее место у него начинают занимать творческие игры. Дети играют в игры с бытовым сюжетом, связанным с жизнью семьи, отражающие семейные отношения. Наряду с эти развертывается игра, отражающая трудовую деятельность людей, их трудовые отношения. В игру вносится больше импровизации, она не ограничивается строгими рамками повторения и воспроизведения виденного, а дополняется материалом из книг, из разговоров со взрослыми. Развитие игры решается ее активным ролевым выполнением, дающим возможность пережить и перечувствовать события, и всем поведением играющих в процесс игры, слаженностью их действий, проявленными ими знаниями, умениями, ловкостью. В старшем дошкольном возрасте большое значение в игре начинает приобретать коллектив. В нем возникают более прочные товарищеские отношения. Дети любят объединяться в большой игровой коллектив. Положительное отношение к игре возникает у детей тогда, когда они знают, что нужно делать тому человеку, роль которого они на себя приняли, и для разыгрывания роли и сюжета создается соответствующая, понятная детям обстановка.
Необходимо,
чтобы у детей имелись
Сюжетно-ролевая
игра детей 5 – 7 лет имеет ряд
особенностей, которые будут отражены
нами в таблице № 2.
Таблица № 2.
Развитие сюжетно-ролевой игры для детей 5 – 7 лет.
Компоненты игры |
Развитие компонентов игры |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Замысел устойчив, но не статичен, а развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией. |
Содержание игр. | В игре дети создают разнообразные модели взаимоотношений между людьми. |
Сюжет игры. | Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды сказок, общественные сюжеты и т.п. имеют в играх большое значение. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре. | Ролевое взаимодействие
содержательно, разнообразны используемые
детьми средства выразительности. Речь
занимает все большее место в реализации
роли. Она не только обозначается словом,
но через речь раскрывается сущность ролевых
отношений. У детей насчитывается 7 – 10
ролей в играх, где 2 – 3 из них любимые. |
Игровые действия, игровые предметы. | Игровое действие
часто заменяется словом. Дети осуществляют
игровые действия с предметами-заместителями,
природным материалом, игрушками, собственными
поделками. Широко в игре используется
подсобный материал, по ходу игры дети
сами подбирают или заменяют необходимые
предметы. |
Правила игры. | Дети осознают, что наблюдение правил является условием реализации роли. |
Из
вышесказанного можно сделать
вывод, что специфика игры состоит в
том, что она изначально формируется как
самостоятельная деятельность детей.
В игре нет прямой зависимости ребенка
от взрослого, в ней он получает большую
самостоятельность, чем в учебной и трудовой
деятельности. Однако формы игровой деятельности
усваиваются детьми под руководством
взрослых и этот процесс начинается очень
рано. В игре развиваются необходимые
каждому ребенку умственные способности,
познавательные процессы, воображение,
развивается эмоциональная сфера дошкольника,
зарождаются и появляются новые виды деятельности
(элементы обучения проявляются именно
в игре). Именно в игре формируются взаимоотношения
между детьми, через игру дети получают
в старшем дошкольном возрасте является
сюжетно-ролевая игра, которая помогает
детям распределять игровой материал,
намечать и развивать содержание игры,
выполнять те или иные игровые действия.
Сюжетно-ролевые игры развивают у детей
интерес к труду взрослых, воспитывают
свободу речевого поведения и закрепляют
навык активной речи.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Практика убеждает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре, особенно сюжетно-ролевой. [25 с. 12].
Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. [4 с. 123].
Известный советский психолог Д. Б. Эльконин писал, что игра является переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей.
Основы совместной игры закладываются очень рано (еще до 3х лет) через предметное взаимодействие, где ребенок впервые осознанно направляет свое действие на партнера (взрослого или ребенка) и выделяет его как носителя ответного действия, соответствующего его ожиданиям или расходящегося с ними. [14 с. 34].
Важное средство выражения сюжета – слово. Ведь с помощью слова ребенок выражает свое отношение к действию. Воспитатель своим постоянным вниманием, с помощью вопросов побуждает детей называть действия, подсказывает названия. Игровые возможности детей расширяются, они начинают разбирать сложный сюжет с воображаемым предметом. Вторая половина третьего года жизни примечательна тем, что многие дети в ходе игры уже применяют диалог: что-то от игрушки требуют, поучают. Вслед за диалогом и на его основе проявляется характеристика игрушки, обобщение ее особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления. [19 с. 54].
Наблюдая за играми, можно обнаружить, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными. Способность детей к перевоплощению проявляется в творческой игре и дает им возможность переносить новые навыки в спонтанную речь, обретать раскованность при общении, избавляться от робости и застенчивости.
Сюжетно-ролевая игра является средством самовоспитания. Каждый играющий должен представить себе, как он будет действовать и говорить в конкретной ситуации. Сюжетно-ролевая игра – сложный вид работы. Она требует долгой и особой подготовки. Речь не может быть свободной и инициативной, если мало известен предмет разговора. Поэтому необходимо дать достаточный запас знаний по теме игры: провести специальную беседу, познакомить детей со словами и словосочетаниями, наиболее часто употребляемыми в той или иной ситуации. Дети составляют рассказы по серии картинок, пересказывают прослушанные тексты, заучивают стихи по данной теме. [3 с. 139].
Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни людей.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Творческая деятельность развивает способность ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Словесное творчество О. С. Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов. [1 с. 328].
В формировании детского художественного творчества Н. А. Ветлугина выделила три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. На третьем этапе появляется новая продукция.. ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, чтение книг. Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для цели развития ее связности. Необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми свойствами. [29 с. 166]. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу. Эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ