Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;

Работа состоит из  1 файл

по средствам СРИ.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

      Для детей четвертого года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. Чтобы выделить для детей ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно пользоваться минимальным числом игрушек. При ограничении числа игрушек центр игры будет смещаться с предметных игровых действий на разговор персонажей.

      Можно создать чисто разговорную ситуацию с помощью очень простой игрушки  – телефона. На первых порах желательно привлекать к игре детей с хорошо развитой речью, легко вступающих во взаимодействие со взрослыми. С застенчивыми, медлительными лучше начинать игру один на один, без сковывающего присутствия наблюдателей-сверстников. На следующем этапе взрослый стимулирует диалог детей друг с другом. Теперь в свободной  самостоятельной игре действия детей с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему, дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом. Еще одним приемом, способствующим развертывать простой ролевой диалог, является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия («Репка», «Теремок», «Колобок»). Воспитатель берет на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа и последовательно вовлекает детей в игру, развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым. Не следует требовать от детей точного воспроизведения текста сказки, достаточно воссоздания ее общего смысла.

      У детей пятого года жизни развивается  связная речь, умение рассказывать другим, например об игрушках, о содержании картины. Дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности: меняют интонации при передаче содержания художественного произведения, эмоционально воспроизводят диалоги действующих лиц. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте становится ведущей формой игровой деятельности. В этих играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, ведь именно взрослый много знает и при этом знает, что хорошо, а что плохо, как надо и как нельзя делать. В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворятся, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов, требует умения выразить словом свои желания, настроения, требования. Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя со взрослым, т.к. ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника играет положительную роль в развитии речи детей.

      Общаясь со взрослыми, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и  словосочетания. [2 с. 8].

      А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников более связной, полной, понятной.

      Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей. С самых первых простых заданий, даваемых малышу, необходимо сразу же закреплять полученный опыт, фиксируя его в речи. Взрослый начинает побуждать его к словесному отчету о проделанном. Когда мы сформулируем у ребенка умение фиксировать в речи цель, условия, средства, этапы и результат действия, он заговорит, и речь его будет четкой, последовательной и логичной. Слово станет опорой действия и мысли. В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «сыном» в «цирк», «шоферам» напомнить, что можно перевозить и песок и асфальт. Такие сюжеты обогащают игру. Воспитатель поддерживает стремление детей играть не только с игрушками, но и с предметами-заместителями, побуждает к обозначению действий словом. Поощряет ролевые высказывания, первые содержательные диалоги. В игре помогает договориться со сверстниками, учит вступать во взаимодействие друг с другом. Дети довольно любознательны, наблюдательны, их интересуют многие события и, естественно, все, о чем узнают, они стремятся перенести в игру. На занятиях и в повседневной жизни педагог обращает внимание детей на то, как взрослые вступают во взаимодействия друг с другом. Предлагает вспомнить, как разговаривают с продавцом их родители в магазине, обращаются к пассажирам в транспорте. Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

      Важную  роль в играх играют игрушки. Игрушки, которыми пользуются малыши в сюжетной игре, в художественной форме передают образы людей, животных, некоторые предметы быта, труда и культуры народа. Сюжетные игрушки применяются как наглядное пособие для занятий с детьми. Но основное их назначение – самостоятельная детская игра. Воспитателю важно так подобрать игрушки, чтобы каждая радовала ребенка, была ему понятна и удобна в игре. Педагоги и психологи относят к сюжетным игрушкам те, которые так или иначе воспроизводят черты (образ) реального прототипа. [14 с. 35].

      По  характеру воспроизведения этого образа сюжетные игрушки подразделяются на реалистические (точные копии настоящих предметов) и прототипические (имитирующие реальные предметы особым образом – через обозначения и даже преувеличение основных, главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета, и игнорирование его второстепенных деталей). Например, плита с поворачивающимися кранами и прочими деталями может быть отнесена к реалистическим игрушкам, а плита с нарисованными конфорками и кранами – к прототипическим. Игрушки можно различать и по их тематической направленности. Так, можно выделить политематические игрушки, которые могут быть использованы в разных по содержанию играх. Например, игрушечный телефон с успехом используется и при игре в семью, и при игре в больницу, магазин и т.д. А есть игрушки, которые более жестко связаны с тем или иным тематическим содержанием игры, к примеру фонендоскоп или шприц, парты или грифельная доска. Эти игрушки можно назвать монотематическими или ключевыми (определяющими тематику сюжета).

      Дети  в своей игре используют разнообразный  предметный материал: палочки, шишки, камушки, веревки и т.д., которые замещают необходимые в ходе игры настоящие  предметы. При этом дети руководствуются  не столько внешним сходством  этого материала с реальными предметами, сколько удобством действования с ними (например, камушки вместо конфет). Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами-заместителями. Психологические исследования показывают, что включение предметов –заместителей в игры малышей способствуют переходу от наглядно-действенного мышления к образному; у старших дошкольников они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмеренность с другим игровым материалом.

      Чтобы к концу дошкольного детства  речь стала действительным средством  мышления, она должна быть развита  до определенного уровня. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувственный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью. Только при этом условии слово постепенно обретает новое качество: с одной стороны, оно становится более конкретным, дифференцированным и четким по значению; с другой – более обобщенным, слитным с образами восприятия и представления. Для развития речи важно, чтобы ребенок не только принимал и выполнял игровые задачи с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, но и сообщал другим, что он собирается делать. Для этого необходимо побуждать детей чаще обращаться к воспитателю, другим детям по поводу своих действий, своевременно подхватывать начатое действие, спрашивать, что обозначает данное действие, предмет-заместитель и т.д. [26 с. 39].

      Если  ребенок слышит новое слово, то воспитатель  должен объяснить значение этого  слова, его происхождение, затем  обязательно оно проговаривается  хором и индивидуально. Дети должны не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. [6 с. 238].

      В ходе совместной деятельности, предусмотренной  сюжетом игры, дети активно общаются. Общаясь, они обмениваются большим  количеством информации. Так передаются знания одного ребенка другим детям. Следовательно, понятием, которым свободно пользуется один ребенок, начинает использовать вся группа играющих. После чего усвоенные знания дети переносят из конкретной ситуации в другую игровую ситуацию, закрепляя их. Так слово прочно усваивается в активном словаре ребенка. Продолжая общаться с детьми в ходе других игр, ребенок постигает многозначность запомнившихся слов, когда использует знакомые понятия в ситуациях отличных от первоначальной.

      Игра  развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, умственная деятельность ребенка-дошкольника. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. С игрушкой ребенок общается, а значит речь дошкольника развивается активно.

      Игровая ситуация требует от ребенка внимания и собранности. Развивается волевая  сфера и умение управлять своим поведением, в зависимости от правил игры и поведения других участников деятельности. С помощью сюжетно-ролевой игры развивается умственная деятельность ребенка-дошкольника, активно развивается речь дошкольника. Он овладевает большим количеством новых понятий, учится их использовать в речи. Развивается связная речь. Ребенок старается понятно для сверстников высказывать свои замечания и пожелания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Выводы.

      Из  выше сказанного мы видим, что анализ психологической , лингвистической, педагогической литературы показал важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном детстве. Разные ученые по-разному рассматривали понятия «язык» и «речь», и соответственно выделяли различные компоненты, составляющие речевую деятельность, источники ее развития. Эти исследования позволили судить о факторах, способствующих речевому развитию, либо задерживающих его, а также выделить мотивы которые стимулирую развитие речи детей дошкольного возраста.

      Развитие  речи осуществляется в разных видах  деятельности детей: на занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Развитие речи в дошкольном детстве – процесс, многоаспектный по своей природе. Прежде всего, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, развития, формирования речи. Особенно отчетлива тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной.

      У детей закладывается новый вид  деятельности – игра. Ролевая игра помогает сделать деятельность дошкольников социально значимой. В игре дети воспроизводят деятельность и взаимоотношения взрослых, которые их окружают. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. В дошкольном возрасте игру можно использовать, как эффективный метод обучения, так как она позволяет сделать обучение интересным. Игра не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.  

      В игре развивается эмоционально-волевая  сфера, речь детей, творческое мышление и воображение. Начинает складываться учебная деятельность. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Глава II. Эмпирические исследования влияния игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

II. 1. Выявление имеющегося словарного запаса, связности речи и уровня сформированности игровых умений детей в экспериментальной и контрольной группах.   

      Экспериментальная работа проводилась на базе д\с № 9 р\п Черлак, в подготовительной 1 и подготовительной 2 группах. В  связи с тем, что в экспериментальной группе и контрольной группе детского сада уровень развития связной речи не соответствует возрастным нормативам, мы использовали модифицированную методику В. П. Глухова, используемую в логопедии.

      Проблема  работы заключается в разработке системы методов по развитию связной речи в сюжетно-ролевой игре учитывающей индивидуальность каждого ребенка.

Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ