Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.
На основе вышеизложенного можно поставить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи посредством сюжетно-ролевой игры;
2. Разработка системы методов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;

Работа состоит из  1 файл

по средствам СРИ.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

   Ребята, в нашем районе открылась новая  поликлиника, специально для детей. Нужно сходить и проверить  свое здоровье. Если кого-то беспокоят  уши или горло, то нужно обратиться к ЛОРу, если у вас болят зубы, то вас вылечит стоматолог, если вы кашляете, то вас примет терапевт, на укол пойдете в процедурный кабинет. Но сначала нужно пройти в регистратуру и взять свою карточку. Помните, что нужно быть вежливым и порядочным. (Распределяются роли методом считалочки, занимаются места в кабинетах (Если возникают ссоры по поводу выбора роли, то воспитатель помогает детям. Он берет на себя функцию первого пациента, занимает очередь в регистратуру и к врачу. Дети с интересом играют, вежливо общаются, используют различные новые слова. Если игра надоедает, то воспитатель говорит:

  • Извините, прием окончен, врачей вызывают лечить больных дома.

Отмечает  лучших врачей и пациентов).

      Воспитатель: - А когда вы с мамой ходили в поликлинику, что вас удивило  или на что вы обратили внимание?

      Дима  Г. – У меня болел зуб и я  боялся идти к врачу, но мы все-таки пошли в поликлинику. Зубной врач оказался очень добрым, она рассказывала, что делает сейчас, что будет потом  делать и мне было не страшно. Она  все время говорила что-то интересное, что я даже не заметил, как мне вылечили зуб.

      Воспитатель: - Вот, какой хороший врач попался  Диме. 

Сюжетно-ролевая  игра № 5«Аптека». Пересказ .

      Задачи:

  1. Объяснить детям, что после посещения поликлиники, выписывают лекарства, за которыми нужно идти в аптеку.
  2. Дать знания о работе фармацевта в аптеке.
  3. Обогащать словарь детей: пипетка, фармацевт, препарат, учить применять прилагательные и глаголы. Активизировать словарь детей: капли, таблетки, сироп, витамины,  терапевт, хирург, окулист, рецепт.
  4. Закреплять правила поведения в общественных местах, воспитывать интерес к работе фармацевта.

   Материал: касса, игрушечные препараты (коробочки от лекарств, бутылочки), халат для фармацевта, горчичники.

   Предварительная работа: экскурсия, в аптеку, дать задание родителям, рассказать детям о работе фармацевта.

      Ход занятия: - Ребята, вчера мы были на приеме у врачей в поликлинике, где они выписали всем рецепты с лекарствами по рецептам? Да, конечно в аптеке.

Сегодня я расскажу вам об аптеке.

Рассказ «Аптека»………

В рассказе вам встретились слова: фармацевт, рецепт, медикаменты.

Вопросы.

Дети  пересказывают данный текст.

      Внимание! Внимание! Посетите нашу аптеку, у нас  лучшие лекарства, которые вылечат  вас от любых болезней. (Выбирают по желанию детей фармацевтов и кассира).

      - Здравствуйте, моей дочке врач  выписал лекарства от простуды: капли в нос, горчичники, таблетки. А еще дайте пожалуйста витамины, моя дочка их очень любит. (Фармацевты  обслуживают всех, все общаются  очень вежливо, используют новые  для себя слова). Игра заканчивается, когда интерес детей ослабевает.

            Таким образом, мы провели  сюжетно-ролевые игры, в ходе которых  было использовано большое количество новых и уже знакомых детям  слов. В ходе подготовительной работы и игровой деятельности дети активно общались, а, следовательно, ими усваивались названия предметов, профессий. Ребенок стремится проявить свои знания, рассуждает, спорит. Детям очень нравится играть в сюжетно-ролевые игры, так как они могут представить себя в роли взрослых людей. Интерес детей был постоянным на протяжении всей длительности игр.  

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                    II. 3. Выявление умений связной

                                          речи и уровня сформированности

                                          игровых умений детей  в 

                                          экспериментальной и

                                          контрольной группах.  

      Последним этапом нашей работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявить, произошли ли какие-либо изменения словарного запаса у детей экспериментальной группы и сравнить их с результатами, полученными в контрольной группе. Для этого мы поставили следующие задачи:

    1. определить, изменился ли уровень развития связной речи детей в экспериментальной и контрольной группах;
    2. определить, изменился ли уровень сформированности игровых умений у детей экспериментальной и контрольной группах;
    3. сравнить результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах;
    4. выявить зависимость уровня развития связной речи от уровня сформированности игровых умений.

   Для выявления изменений в  уровне развития словарного запаса  и связной речи была использована  диагностика, состоящая из трех заданий, аналогичная проведенной в констатирующем эксперименте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Диаграмма уровня развития связной  речи детей

                       старшего дошкольного  возраста.

Экспериментальная группа    Контрольная группа

  67%                                                                  50%

             

                                        

33%                                                                      33%

                      25%                                                                      25%          

  •                                                                                                              17%
  •                                 8%

    

 высокий                                  

средний

 низкий     

      Мы  видим, что в ЭГ после проведения формирующего эксперимента детей с высоким уровнем стало 8 (67%) человек, со средним – 3 (25%) человека, с низким – 1 (8%) человек. А в КГ с высоким уровнем 7(50%) человек, со средним – 3 (25%)человека, с низким – 2 (17%) человека.

      Для выявления изменений в уровне сформированности игровых умений была использована методика, проведенная  в констатирующем эксперименте. После  ее проведения были получены результаты, которые наглядно можно представить  следующими диаграммами. 
 
 
 
 
 
 
 

      Диаграмма конечного уровня сформированности игровых

              умений у детей  старшего дошкольного  возраста.

Экспериментальная группа    Контрольная группа

  75%                                                                 

             

                                                                             50%             

33%                                                                      33% 

  •                                                                                        33%                    
  •        17%                                                                                          17%
  •                      8%                                                                                  

 

     

        высокий              средний               низкий 

      Таким образом, с помощью данной диагностики  мы выяснили, что после проведения формирующего эксперимента в ЭГ детей с высоким уровнем игровых умений стало 9 (75%) человек, со средним – 2 (17%) человека, с низким – 1 (8%) человек. А в КГ с высоким уровнем – 6 (50%) человек, со средним – 4 (33%)человека, с низким – 2 (17%) человека. Исходя из проведенных диагностик, мы видим, что в экспериментальной группе показатели резко возросли, что говорит об эффективности проведенного эксперимента. 

    

   
 

      Заключение.

    Тема исследования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи у старших дошкольников» была направлена на решение проблемы  оптимизации системы методов по развитию связной речи в сюжетно-ролевой игре, учитывающей индивидуальность каждого ребенка.

    Была определена цель: совершенствование системы педагогического воздействия по формированию связной речи у старших дошкольников.

 В результате проведенного исследования мы получили подтверждение выдвинутой в работе гипотезы, доказав, что создание педагогических условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в контексте развития их игровой деятельности обеспечивает совершенствование работы над текстом и повышает эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у них.

  Исходя из вышесказанного, мы  можем отметить, что сюжетно-ролевая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление.

    В ходе эксперимента были подобраны  эффективные методы, которые помогли подняться связной речи детей на более качественный уровень.

  Для определения эффективности предложенной системы словесных дидактических игр была определена экспериментальная группа детей.

Исследование  состояло из трех этапов:

1.Констатирующего  эксперимента.

2.Формирующего  эксперимента.

3.Контрольного  эксперимента.

    Констатирующий эксперимент позволил  выявить исходный уровень развития  сформированности связной речи и игровых умений детей старшего дошкольного возраста. Для определения исходного уровня сформированности связной речи была использована модификация методики Глухова В.П. Для выявления уровня сформированности игровых умений нами была методику  Г. А. Урунтаевой.

            С помощью данной методики  мы выяснили, что в ЭГ  детей с высоким уровнем сформированности связной речи – 3 (25%) человека, со средним – 3 (25%) человека, с низким – 6 (50%) человек. В КГ высокий уровень – у 5(25%) человек, средний – у 4 (33%) человек, низкий – у 3 (25%) человек.      

  Уровень развития речи у детей ЭГ оказался достаточно низким, поэтому мы взяли за основу методику развития связной речи Глухова В.П., которая находится в обращении в специальной педагогике.

        С помощью данной методики мы выяснили, что в Э.Г детей с высоким уровнем сформированности игровых умений – 4 (33%) человека,  со средним – 3(25%) человека, с низким – 5(42%) человек. В КГ высокий уровень – 6 (50%) человек, средний – у 4 (33%) человек, низкий – у 2 (17%) человек.

      Экспериментальное изучение позволило выявить особенности связной речи в процессе игровой деятельности и установить взаимосвязь между уровнем владения связной речью в игре и уровнем развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На основе полученных результатов разработана система приемов коррекционно-воспитательной работы по развитию связной речи в комплексе с развитием игровой деятельности детей.

   При проведении контрольного эксперимента можно проследить, что в ЭГ  детей с высоким уровнем стало 8 (67%) человек, со средним – 3 (25%) человека, с низким – 1 (8%) человек. А в КГ с высоким уровнем 7(50%) человек, со средним – 3 (25%)человека, с низким – 2 (17%) человека.

Информация о работе Развитие словаря дошкольника по средствам СРИ