Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа
Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7
1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7
1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников
и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16
1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37
Важнейшим новообразованием старших дошкольников является воображение, выступающее психологической основой творчества. В воображении тесно переплетены когнитивное и аффективное (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко и др.). Уровень воображения в значительной степени определяет развитие сферы эстетических эмоций, детского музыкального творчества. Возрастная сензитивность, «реактивность» дошкольников на непосредственные впечатления, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной деятельности, развитию творческого воображения (А. В. Запорожец, Н. С. Лейтес). Накопление опыта влияет на развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, что помогает овладению различными приёмами рисования, элементами музыкальной грамоты, навыками игры на детских музыкальных инструментах.
Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым азличным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность [5, с. 67].
Задачи
творческого воображения
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процесс восприятия. Уже в восприятии анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты и отбрасывать несущественные.
Старший дошкольный возраст — возраст, в котором активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Складываются действия воображения— создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
Известно, что самооценка — отношение к себе в целом — выступает фундаментом личности. Оптимальной характеристикой общей самооценки считается удовлетворенность собой, отражающая высокий уровень самоуважения. Именно самоуважение является важнейшим условием развития творческих способностей. Самооценка в конкретном виде деятельности отражает отношение ребенка к результатам своей деятельности, поступкам, действиям, способностям, возможностям. Исходя из понимания личности как единства, целостности можно отметить взаимообусловленность характера самооценки и эмоциональных состояний и их негативное или позитивное влияние на активность, поведение и деятельность ребенка, в том числе и музыкально-творческую. Поэтому необходимо знать, как старшие дошкольники оценивают свои личностные качества, способности в предпочитаемом виде музыкальной и музыкально-творческой деятельности, т. е. их частную самооценку. Например, завышенная или заниженная самооценка негативно отражается на качестве музыкального исполнительства детей и, как следствие, на проявлении музыкального творчества. Дошкольники с завышенной самооценкой за любое исполнение ожидают от взрослого лишь похвалы: одни болезненно реагируют на попытки педагога исправить их ошибки в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах; другие отказываются повторить нужную фигуру, мелодию; третьи повторяют, но без учета сделанных замечаний.
Итак,
дошкольное детство — период, когда
начинают формироваться как
Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познавательных способностей дошкольника тесно связано с овладением и применением им сенсорных эталонов в перцептивных действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллектуальных действиях.
Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника. Формирование способностей — сложный процесс. Важную роль здесь играют воспитание, обучение, та среда, в которой живет ребенок. Взрослые должны не только выявить интересы, склонности ребенка, но и стимулировать детскую активность, наиболее содержательную форму его — творчество. Способности дошкольника развиваются в процессе его деятельности.
Важный компонент способностей — трудолюбие. Педагогам, родителям следует уделить должное внимание формированию этого ценного качества. Взрослые помогут проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям.
На
развитие способностей дошкольника
благоприятное воздействие оказывает
атмосфера увлеченности, сотворчества,
создаваемая в процессе педагогического
общения воспитателя с детьми
1.
2 Изобразительная и
музыкальная деятельность
старших дошкольников
и её роль в развитии
творческих способностей
Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, что в рисунках, лепке, аппликациях можно изобразить различные предметы и явления. Изображения будут красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, если они разнообразны по величине, цвету, расположению на листе бумаги. И дети способны создать красивые, выразительные рисунки, лепку, аппликации, так как владеют формообразующими движениями. Их не затрудняет рисование предметов округлой, прямоугольной формы, лепка шаров, овалов, цилиндров. Успешно справляются они с вырезыванием предметов прямоугольной и округлой формы разных пропорций.
Полученные знания, умения и навыки позволяют детям изображать большой круг предметов и отражать различные явления, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность отражать в рисунках, лепке, аппликации свои творческие замыслы.
Развитие творческих способностей детей в старшей группе связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.
В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, формируются представления об искусстве, художниках, средствах художественной выразительности различных видов искусства [7, с. 89].
Рисуя, ребёнок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности дошкольника находят отражение такие специфические особенности его мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Мальчики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транспортные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, природу. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же — к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украшение [4, с. 89].
Основными средствами для выражения отношения к изображенному служат линия и цвет. Причем, цвет в дошкольном периоде чаще используется в плане выразительном, нежели в изобразительном. Кроме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметрические построения, преувеличение или преуменьшение отдельных предметов, композицию.
В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они начинают овладевать выразительными средствами доминирующих в их среде художественных направлений, усваивать социальный опыт и применять его в своем изобразительном творчестве. «Ребенок,— подчеркивает В. С. Мухина,— присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет» [10, с. 167].
В приобщении дошкольников к искусству, занятиях изобразительным и художественным творчеством заложен мощный потенциал развития его личности, сохранения и укрепления детского психологического здоровья. Успешная художественно-творческая деятельность сама по себе способна оказывать коррекционное, позитивное воздействие на личность ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы гуманистически ориентированный педагог дошкольного учреждения имел возможность наиболее полно использовать этот потенциал в процессе организации детской изобразительной и художественной деятельности. Для реализации этой задачи необходимы знание психологических и индивидуально-личностных особенностей ребенка, внимание педагога к его внутреннему миру, чувствам и эмоциональным состояниям, взаимоотношениям со сверстниками.
Укрепление психологического здоровья дошкольников реализуется в процессе формирования у них позитивной самооценки, эмоционального благополучия, оптимизации их межличностных отношений посредством изобразительного и художественного творчества, коллективных творческих заданий.
Так, повысить низкую самооценку и социометрический статус «непопулярного», но имеющего выраженную склонность и способности к рисованию дошкольника можно, подняв его авторитет в этой деятельности в собственных глазах и глазах его товарищей, доверяя ему ведущую роль в коллективных занятиях рисованием, высоко оценивая его рисунки в присутствии других детей. Положительная эмоциональная оценка такого ребенка другими детьми достигается как результат уважения ими его изобразительных умений и перенос этого отношения на его личность в целом.
Всем детям, а особенно застенчивым, необходимо доверие, внимание, уважение к ним и их творческим проявлениям, благодаря чему повышается их уверенность в себе и самоуважение. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки, целесообразно предложить ему несложные задания, эффектно выглядящие при выполнении (отпечатки краской, ниткография, рисование по цветной бумаге и т. п.). Важно положительно оценивать даже самые незначительные достижения в рисовании такого дошкольника, и постепенно, по мере формирования у ребенка уверенности в успешности своей изобразительной деятельности, переходить к более сложным ее формам.
Формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования возможно путем превращения рисования в своеобразную интересную игру. Кроме того, рисование-игра позволяет детям разрядить накопившееся напряжение. Для необщительных, замкнутых дошкольников совместное рисование со сверстниками следует организовывать, выявляя совместимых по темпераменту партнеров со схожими интересами в художественном творчестве. К такой «творческой группе» постепенно смогут подключаться и другие дошкольники.
Коррекция агрессивного поведения некоторых «непопулярных» дошкольников может осуществляться путем трансформации разрушительной направленности их деятельности. Эта непростая задача может быть достигнута терпеливым, многократным обращением внимания ребенка на удовольствие от процесса и результатов созидательной творческой деятельности, в том числе одобрения и дружелюбия со стороны сверстников. Важно также научить его видеть в сверстнике партнера по художественному творчеству, радоваться умениям и успехам других детей.
«Войти во вкус» созидательного творчества дошкольникам помогут наиболее экспрессивные формы изобразительной деятельности, позволяющие выплеснуть излишки энергии (рисование пальцами, рисование «по-мокрому», большими кистями и на больших форматах бумаги и т. п.).
Кроме того, необходимо активное взаимодействие педагога с семьей, направленное на повышение компетентности родителей относительно роли искусства и изобразительной деятельности в развитии личности ребенка, его психологического здоровья и стимулирования их к сотрудничеству в приобщении детей к художественному творчеству [5 , с. 125].
Итак, знакомство с искусством оказывает влияние на все аспекты духовной жизни ребёнка. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора. Благодаря искусству дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у детей формируется эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности,
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста