Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7

1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7

1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников

и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16

1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тани.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

     2. Бембель, Т. О.  Ваш ребенок  хочет рисовать /  Т. О. Бембель  -  Мн.: Беларусь, 2000 . – 145 с.

     3. Валахович, С. А. Преображение творчеством / С. А. Валахович.  – Мн.: Беларуская навука. 2003. – 90 с.

     4. Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед.  уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное  воспитание» и «Воспитание в  дошк. учреждениях» /  Л. А Венгер.  - М.: Просвещение. 1988. -336 с.

     5. Гомеза, М. В. и другие. Возрастная  педагогическая психология / М. В.  Гомеза. -  М., 2004.  –  278 с.

     6. Гомозова,  Г. Л.,  К. Б. Гомозова,  К. Б. Изобразительная деятельность  и игра / Г. Л. Гомозова, К. Б.  Гомозова -   Мозырь: Белый  ветер, 2002 . – 78 с.

     7.  Дарвиш, О. Б.  Педагогика и психология/ О. Б.  Дарвиш. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. - 264 с.

     8. Доронова, Т. Н. Обучаем детей  изодеятельности:  планы занятий  и бесед / Т. Н. Доронова . – М.: Просвещение, 2005. – 124 с.

     9. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития  психики / А. Н. Леонтьев. -  2-е  изд. - М., 1981.  – 265 с.

      10. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с. 

     11. Мухина, В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов  / Под ред. Л. А. Венгера.—2-е  изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.

     12. Панько, Е. А.  Работаем по программе  «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей, обеспеч. получение дошкольного образования с русским языком обучения / Е. А.  Панько.  – Мн.: НИО, Аверсэв,  2007 . – 304 с.

     13. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.

     14. Пралеска: Программа дошкольного образования / Под ред. Е. А.  Панько. – Мн.: НИО, 2007. – 320 с.

     15. Работаем по программе «Пралеска»  пособие для педагогов и руководителей  учреждений, обеспечивающих  получение дошкольного  образования / Под ред. Е. А. Панько. – Мн.: НИО, 2006. -  304 с.

     16. Сакулина, Н. П. Изобразительная  деятельность в детском саду/ Н. П. Сакулина.  –М.: Просвещение, 1998. – 208 с. 

     17. Смирнова,  Е.О.  Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.О.  Смирнова. — М.: Гуманит, изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с.

     18. Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е.  Психология / Л. Д. Столяренко,  В. Е. Столяренко. – Ростов н/Д:  Феникс, 2000. – 448 с. 

     19. Шапарь, В. Б. Новейший психологический  словарь / В. Б. Шапарь. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

     20. Ходонович, Л. С. Развитие  музыкального  творчества дошкольников / Л. С. Ходонович.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 143 с.

     21. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи / Р. М. Чумичева. – М.: Аверсэв, 1992. – 87 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЯ

     Приложение 1

     Использование нетрадиционных способов изображения в  рисовании

     Нетрадиционные  способы изображения детям дошкольного  возраста доступны. Они позволяют  чувствовать раскованность, смелость, быть непосредственными, создают прекрасные условия для творческой деятельности.

     В практике работы с детьми хорошо зарекомендовали  себя следующие способы:

     1.   Прорисовывание кистью, пальцем  по мокрой поверхности бумажного  листа.

     2.    Печатание сухим пальцем по  густо нанесенной на лист акварели; после высыхания Прорисовывание краской или фломастером контуров изображения, отдельных деталей.

     3.   Разбрызгивание краски или рисование  с помощью зубной щетки.

     4.   Изображение в виде коллажа  (сочетание различных техник и  материалов).

     5.   Рисование гуашью, разведенной молоком.

     6.   Рисование краской, зубной пастой  прямо из тюбика (эффект выпуклого  рисунка).

     7.    Изображение с помощью нитки  (ниткография): окунуть нитку (10-12 см) в краску, положить между сторонами  сложенного пополам листа; слегка  прижать лист рукой и резко выдернуть лист; получается двойное изображение на развороте листа.

     8.    Рисование красками по предварительно  нанесенному на поверхность листа  слою мыла (эффект пушистого изображения).

     9.    Рисование гуашью, разведенной крахмальным клейстером.

     10.   Рисование красками, разведенными  мыльной пеной.

     11.   Рисование пальцем, ногтем, палочкой  через копирку.

     12.   Получение расплывчатого рисунка:  густо нанести краску на лист  бумаги, высушить, затем окунуть  лист в воду, налитую на поднос.

     13.   Рисование канцелярским клеем  (выведение контуров изображения). После высыхания на рисунок  наносится жидкая, хорошо растекающаяся  краска.

     14.   Кляксография: раздувание краски; растягивание  краски наклоном листа; создание  клякс с помощью соломинки;  нанесение пятна и складывание листа пополам.

     15.   Изображение с помощью штампов,  клише.

     16.   Изображение с помощью скомканных  ниток: опускаем комок ниток  в краску, кладем на чистый  лист бумаги, сверху слегка прижимаем  другим чистым листом верхний лист и нитки (облака, волны, кроны деревьев, трава и др.)

     17.   Рисование на стекле: кладем готовое  изображение под стекло и по  стеклу повторяем его.

     18.   Рисование или печатание птичьим  пером, сухой  веточкой.

     19.   Рисование кусочками моркови,  свеклы.

     20.   Изображение с использованием техники пуантилизма (точек).

     21.   Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических тел.

     22.   Изображение с помощью полоски  бумаги.

     23.   Нанесение на клеенку или пластиковую  поверхность пятна акварели либо  гуаши, отпечатывание изображения на чистом листе бумаги.

     24.   Изображение с помощью растений: намазать листочек краской, отпечатать  на листе бумаги.

     25.   Изображение с помощью свечи:  прорисовать свечой контуры изображения,  наложить по всему листу цветовой  фон, дорисовать детали изображения.

     Для развития творческих  способностей  весьма эффективны  методы  и приёмы нетрадиционного рисования

  1. Кляксография

     Она заключается в том, чтобы научить  детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может  смотреть на них и видеть образы предметы или отдельные детали «На что похожа твоя или моя клякса», "Кого или что она тебе напоминает" - эти вопросы очень полезны т к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс,  в результате может получиться целый сюжет.

     2. Рисование   вдвоём  на длинной   полоске бумаги

     Формат  бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт? В данном случае длинная  полоска поможет рисовать вдвоем не мешая друг другу Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т е работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

     Рисование  с секретом  в три пары рук

     Заключается  данный приём в следующем. Берем  прямоугольный лист бумаги. 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок  кто будет рисовать первый кто  второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свои рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи. продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает Затем открывается весь листок -и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовые гамм.

  1. Рисование  самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

     Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так. чтобы был:.) похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя. глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало А еще лучше покажите, как вы. взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая через зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет. Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка. - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: «Ты сегодня нарисовал новую машину? Наверно, тебе такую хочется».  Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: «А чем нарисованная машина отличается от этой?».

     4  « Я рисую маму»

     Хорошо  бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья) В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников .Берутся и рассматриваются фотографии Проводится беседа: «Какая бабабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?»  И начинаемся процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку «Мои родные и близкие», где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

     5. Точечный рисунок

     Детям нравится все нетрадиционное. Рисование  точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками Вот как это делается Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Глазное  ― сразу же заинтересовать ребенка.

     6. Поролоновые рисунки 

     Почему-то мы все склонны думать, что  если рисуем красками то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу же заточенному. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники желтые кружки зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется) Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

     7. Рисование  мелками 

     Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор,   камни  ― вот то основание, на которое хорошо ложится мелок располагает к емкому изображению сюжетов Их (если нет дождя; можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы.  А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек Смотря что или кого по форме камень напоминает

     8. Метод волшебного  рисунка  

     Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи  на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста