Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа
Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7
1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7
1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников
и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16
1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37
Организация процесса восприятия является составной частью каждого занятия изобразительного искусства. Старшие дошкольники уже имеют опыт знакомства с произведениями искусства. Беседы по ознакомлению детей с картинами художников, предметами декоративно-прикладного искусства, скульптуры не ставят цель запоминания названий произведений, имен художников. Гораздо важнее то, что почувствуют дети при соприкосновении с прекрасным, как сформируется их внутренняя культура. Воспитание чувств ребенка является стержневой задачей каждого занятия изобразительного искусства, поэтому при проведении беседы по картине художника рекомендуется следующая последовательность вопросов:
- что вы чувствуете, глядя на эту картину? Какое настроение передал художник?
-
с помощью каких цветов и
оттенков художник передал
-
Какие технические приемы
- как бы вы назвали эту картину?
Организация художественно-творческой деятельности включает решение задач по формированию умений и навыков в разделах «Цвет», «Линия», «Лепка», «Аппликация»:
-
воспитание эстетической
-
формирование культуры чувств
в процессе знакомства с
-
развитие художественно-
-
преодоление стереотипов
-
развитие интереса к
- расширение понятий, знаний, умений, навыков в разных видах художественно-творческой деятельности [20, с. 56-58].
Работу с цветом необходимо начинать прежде всего с организации рабочего места, знакомства с правилами пользования кистью и красками. Воспитатель должен заинтересовать детей рассказом о самых главных и волшебных красках- принцессах, о получении новых цветов. Свой рассказ он может сопровождать показом приемов работы кистью и красками, а также демонстрацией ярких, впечатляющих репродукций, слайдов.
Говоря о работе художника, необходимо отметить, что каждый художник, даже опытный, начинает свою работу с подготовки рабочего места и принадлежностей. Важно; чтобы дети хорошо освоили правило работы кисточкой: держи столбиком! Для того чтобы не загрязнялись краски, особенно светлые, необходимо обязательно промывать кисточку в воде перед тем, как опускать ее в другую краску.
В практике обучения дошкольников 5—6-летнего возраста работе с цветом встречаются типичные недостатки, которые тормозят развитие художественно-творческих качеств детей:
— вторжение в детский рисунок руки взрослого с целью сделать рисунок лучше. Некоторые дети этому сопротивляются, а другие так привыкают, что постепенно теряют собственную инициативу, интерес и становятся пассивными в творчестве. Воспитатель должен лишь направлять детей подсказкой, эмоциональным рассказом, сказкой, ориентировать ребенка на собственный замысел и инициативу;
— часто рисунки 5—6-летних детей почти не отличаются от рисунков 3—4-леток, потому что дети не знакомы с основным техническим приемом, которым пользуются художники, — «мазком». Преодоление самого распространенного стереотипа — «рисунок маляра» — необходимо начинать с беседы по картине художника, проведения дидактических игр и упражнений на освоение техники «мазок».
Нацелить детей на активную творческую работу с цветом помогут наглядные пособия: цветовой круг на 8—12 цветов, таблицы «Теплые и холодные цвета», «Основные и дополнительные цвета», а также многочисленные репродукции, слайды, фотографии.
Первым шагом по освоению графической культуры старшими дошкольниками является знакомство с разнообразными линиями. Линейные графические рисунки положительно влияют на развитие глазомера ребенка, совершенствуют координацию движений руки, укрепляют мелкие мышцы кисти руки. Графика способствует воспитанию эстетических качеств: аккуратности, красоты исполнения, помогает в освоении письма при подготовке ребенка к школе.
На первых занятиях знакомства с линейными рисунками необходимо познакомить детей с материалами и принадлежностями: фломастерами, угольками, гелевыми стержнями, а для подцветки линейных рисунков — цветными карандашами, мелками. Основной графический материал — это фломастеры.
Дети 5—6-летнего возраста еще не умеют точно координировать движения при рисовании, делают много лишних линий, поэтому воспитателю необходимо продемонстрировать неторопливость, аккуратность выполнения рисунка, чтобы постепенно научить этому детей [14].
На занятиях лепки дошкольники получают первые понятия о скульптуре и навыки изображения окружающего мира в объеме.
Скульптура делится на круглую и рельефную. Круглая скульптура — это изображения, обработанные со всех сторон, рельефная — изображение на плоском фоне. На занятиях лепки дети знакомятся как с изображением объемных форм, так и рельефных. Основной задачей проведения занятий является освоение детьми способов формообразования и умение использовать декоративные элементы для обогащения лепного образа. Важно познакомить детей с особенностями выполнения лепных изделий из простых геометрических форм: шара, цилиндра, конуса. Так, форма шара — это основа формы мисочки, чашки, корзиночки, птички, шляпки грибка, туловища ежика и др.; форма цилиндра — основа для формы лошадки, барашка, зайчика, пенечка и др.; форма конуса — основа для лепки петушка, птицы, крыши домика и др. Простота и доступность пластического исполнения таких изделий вызывает у детей радость, восхищение, побуждает к самостоятельному творчеству.
Основными и наиболее доступными материалами для лепки в детском саду являются пластилин, глина, соленое тесто. Заготавливать глину необходимо заранее: ее сушат, разбивают в комья и замачивают, убирая все лишние примеси — песок, камни, мусор. Очищенную глину заливают водой и размешивают до густоты сметаны, оставляя под крышкой на 2—3 дня. Затем глину еще раз перемешивают и накрывают мокрой тряпкой, чтобы она не высыхала, время от времени смачивая тряпку водой. Перед занятием глину хорошо разминают, скатывают в небольшие шары и помещают в целлофановые пакеты — так она может долгое время сохраняться не высыхая.
На занятиях лепки дети осваивают такие технические приемы, как скульптурный, гончарный, ленточный, а также способы оформления лепного изделия.
Дети 5—6-летнего возраста способны проявлять живой интерес к окружающей красоте, чувствовать эстетическую сущность художественных изделий и самостоятельно выполнять несложные украшения.
Первоначальные задания по аппликации связаны с освоением детьми основных компонентов декоративного узора: повтора и чередования, симметрии, композиционного равновесия.
Основная задача при организации занятий аппликацией — научить детей красивому размещению изображения на плоскости листа бумаги, помочь преодолеть стереотип смещения изображения к нижнему краю листа. Технические приемы, которые осваивают дети: обрывной способ, прямолинейное и криволинейное вырезание, симметричное вырезание.
Формы организации практической работы с детьми на занятиях аппликацией — индивидуальное, групповое и коллективное творчество, которое позволяет выполнить ряд декоративных панно для оформления интерьера [15, с. 67-69].
На первом этапе работы по изобразительному искусству в группе «Фантазёры» воспитатель сообщает детям, что художников, создающих красивые и удобные вещи, называют дизайнерами. Все окружающие нас предметы возникли не сами по себе, их придумал и сделал человек, когда появилась потребность в них. Человек изменял предметы, делал их более удобными, полезными, одновременно стремился, чтобы они были красивыми, современными, оригинальными, и так возникло современное искусство дизайна.
Затем дети узнают, что художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха красивыми, уютными и удобными, называются уже знакомым словом — дизайнеры интерьера. Дизайнеры создают эскизы помещений, подбирают гармонично сочетающиеся между собой материалы для стен, пола, потолка, подходящую мебель. Художники-дизайнеры делают макеты будущих помещений, решают, с помощью каких художественных приемов выявить достоинства и скрыть недостатки планировки помещения, подчеркнуть его назначение, нужно ли поместить в интерьере художественное произведение или комнатное растение, и т. д. Когда дизайнер найдет наилучший вариант решения интерьера, можно начинать оформлять помещение в соответствии с эскизом.
Знакомство с работой дизайнера продолжается и на других примерах. Так, перед тем как мастера изготовили игрушки на фабрике игрушек, их придумал и нарисовал художник-дизайнер, который заботился не только о том, чтобы игрушка понравилась детям, была удобной для игры, полезной для их развития, но и о том, чтобы материалы, из которых она сделана, были безопасными для здоровья детей. Рисунок для занавесок на окнах тоже придумал художник-дизайнер, рабо-тающий на ткацкой фабрике. Фасоны нашей одежды придумал модельер-дизайнер.
Воспитатель может предложить детям внимательно посмотреть вокруг и назвать вещи, до которых дотронулись руки художника-дизайнера, сказать о чем он заботился, создавая тот или иной предмет. Можно познакомить детей с особенностями работы дизайнера интерьера, дизайнера прикладной графики и рекламы, дизайнера книжной графики, дизайнера-модельера одежды и обуви, дизайнера промышленной специализации, полезно пригласить представителей этих направлений дизайна для беседы с детьми.
И в дальнейшем в процессе художественной деятельности педагог неоднократно обращается к особенностям работы художников различных направлений, связывая ее с обучением детей технике изображения (например: «Прежде чем писать картину, живописец выполняет наброски — эскизы. Попробуйте и вы сделать эскиз к будущему рисунку»).
Второй этап в работе с дошкольниками — восприятие и понимание детьми настроения художественного произведения. Важно, чтобы у детей возник эмоциональный отклик на изображенное, зародился интерес к художественному произведению. Педагог способствует этому, помогает сосредоточиться на нем, выделить главное в произведении, внимательно изучить все детали. При этом могут быть использованы различные методы и приемы, в том числе прием «вхождения» в художественное произведение. «Представь себе, — говорим мы ребенку, — что ты оказался на берегу озера, среди осенних деревьев, изображенных на картине (эстампе, иллюстрации).
Полезный прием — придумывание названия художественного произведения. Педагог может предложить детям придумать название, а затем сказать, как назвал свое произведение автор. Можно сообщить название, а затем предложить воспитанникам придумать свои варианты. Последний вариант довольно сложный для дошкольников, но и очень полезный: он требует большей умственной и эмоциональной активности. Название, которое ребенок дает произведению искусства, свидетельствует о том, в какой степени он воспринял его идею и содержание, не остался ли равнодушным к нему.
Использование на занятиях художественного слова (стихотворение, отрывок прозы) усиливает воздействие произведения искусства, обогащает его восприятие. Дошкольники начинают пользоваться эпитетами, сравнениями, поэтическими выражениями для описания художественного произведения, выражения своих чувств.
При ознакомлении дошкольников с выразительными средствами значительная роль принадлежит вопросам. Они призваны помочь детям воспринимать художественное произведение, понимать, что взволновало художника, как он передал свои чувства и настроение. Следует избегать вопросов, ответы на которые требуют простого перечисления изображенного; подобные вопросы задерживают художественное развитие детей, обедняют восприятие. Целесообразны вопросы типа: Почему скульптор так назвал произведение? Почему архитектор выбрал для декора здания именно эти элементы? Почему художник изобразил человека в центре картины? Мог ли иллюстратор изобразить этот эпизод другими красками?
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста