Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа
Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7
1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7
1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников
и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16
1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37
В процессе восприятия произведении искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить своё отношение к нему, формируются представления об искусстве, художниках, средствах художественной выразительности различных видов искусства.
Чрезвычайно
важно, чтобы встречи с прекрасным проходили
в условиях эмоциональной приподнятости.
Лучше, если дети воспринимают художественное
произведение, сидя либо стоя возле него
небольшой группой. Так создается необходимая
обстановка естественности, а детям хорошо
видны все детали. В процессе восприятия
педагог предлагает детям посмотреть
на художественное произведение издалека,
подойти поближе. Восприятие произведении
искусства на разном расстоянии будет
более полноценным.
Фундаментальное исследование Б. М. Теплова по психологии музыкальных способностей содержит анализ психологических свойств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. В структуру музыкальных способностей, по Теплову, входят три основных компонента: ритмическое чувство, ладовое (что понимается как эмоциональное переживание мелодии, выразительность ее восприятия и воспроизведения, эмоциональность), способность к слуховому представлению (музыкальная память и умение выделить логическую структуру музыкального произведения). Музыкальные способности развиваются в музыкальной деятельности ребенка [3, с. 54].
Известно, что проявления музыкальности у 3-4 лет легче всего выявить в музыкально-ритмических движениях. Однако правильно определить показатели развития музыкальности можно только хорошо зная особенности движений детей этого возраста. Наиболее интересными могут быть следующие выводы А. И. Быковой: «темп ходьбы неравномерен, дети раскачиваются из стороны в сторону, «шаркают» ногами, помахивают одной рукой. Бег проходит легче, согласованнее, но качество его невысокое. Прыжки затрудняют детей».
Н. А. Ветлугина так характеризовала детей 3-4 лет: «Они испытывают яркие эмоции при восприятии музыки, живо и непосредственно реагируют на нее, но эти переживания сравнительно неустойчивы, поверхностны, часто сменяются. В игровой деятельности склонны к многократному повторению одних и тех же действий, что доставляет им удовольствие. В движениях эти дети не уверены, иногда проявляют боязнь к выполнению того или иного музыкально-ритмического движения. Обращает на себя внимание явно еще несовершенная координированность движений».
Отметим
также тот факт, что дети младшего
дошкольного возраста не отличаются
произвольностью движений. По мнению А.
В. Запорожца, движения у них регулируются
на основе ориентировочно-
В силу отмеченных названными авторами возрастных особенностей становится ясно, что неверным будет подход к построению содержания диагностики развития музыкального творчества по показателям, связанным с эмоциональными реакциями при восприятии музыки и с координацией движений. Необходимо выявить соответствующие этому возрасту компоненты музыкальности и особенности ее проявления в музыкально-исполнительской деятельности.
Музыкальное развитие младших дошкольников строится на синтетической музыкально-исполнительской деятельности, основной составляющей которой являются музыкально-ритмические движения. Для определения музыкальных способностей как содержания диагностики детей 3-4 лет обратимся к анализу их музыкальной деятельности.
Н. А. Ветлугина считала, что для музыкальной деятельности, связанной с восприятием и музыкально-ритмическим исполнением, особую важность представляют такие способности, как эмоциональная отзывчивость на музыку и чувство ритма. Причем эти две способности автор трактовала, как и Б. М. Теплов.
Эмоциональная отзывчивость на музыку — это способность эмоционально переживать музыку как выражение некоторого содержания. «Основными же носителями этого содержания являются в музыке звуковысотное и ритмическое движения».
Музыкально-ритмическое чувство ― это способность активно (двигательно) «переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний».
По мнению Н. А. Ветлугиной, двигаться в соответствии с характером музыки, выразительно передавать игровые образы дошкольники способны при развитой способности эмоционально переживать музыку. В то же время названную способность у детей младшего и среднего дошкольного возраста в большей степени она связывает с сенсорной основой, с так называемыми музыкально-сенсорными способностями. Они определяются как способность восприятия, сопереживания, различения и воспроизведения звуков по высоте, ритму (длительностям), динамике и тембру. Движение должно соответствовать музыке: «темпу и его изменениям, ритмическому рисунку, акцентам, метру, пульсации, изменяться в соответствии со структурой произведения. При этом все эти элементы являются выразителями определенного эмоционального содержания». Н. А. Ветлугина дает четкую качественную характеристику музыкально-ритмическим движениям: они «должны быть эмоционально-выразительны (как при передаче определенного игрового образа, так и при несюжетных движениях) и музыкально-ритмичны» [20, с. 15]. Основным требованием к выразительному, красивому музыкально-ритмическому движению дошкольника является «его соответствие характеру музыки, тем элементам выразительности, которые могут быть в ней переданы» [20, с. 15]. Таким образом, поскольку музыкально-ритмические движения детей должны соответствовать характеру музыки, постольку и в двигательных проявлениях должны быть выражены соответственные музыкальные способности. Относительно детей 3-4 лет таковыми являются музыкально-сенсорные способности.
Музыкальные импровизации у маленьких детей возникают непреднамеренно, фрагментарно и обычно являются выражением положительного эмоционального состояния. Хотя импровизации несовершенны, их наличие убеждает в том, что музыкальное творчество естественно для ребенка любого возраста, отвечает его потребностям и возможностям. Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.
У детей 3-4 лет проявляются наиболее простые компоненты музыкальности, такие как:
-
элементарная эмоциональная
- ладовысотное чувство;
-
музыкальные сенсорные
Детям 3-4 лет доступно музыкальное творчество. Оно проявляется фрагментарно в виде синтетических музыкальных импровизаций (песенно-танцевальных, песенно-речевых, песенно-инструментальных).
Таким образом, показателями развития музыкального творчества детей 3-4 лет выступают музыкальные сенсорные способности, ладовысотное чувство и собственно музыкальное творчество — музыкальная композиция-импровизация. Они представлены в диагностической программе «Диагностика развития музыкального творчества детей 3-6 лет».
По утверждению А. В. Запорожца, ребенок 4—5 лет этого возраста способен на разнообразные переживания в связи с восприятием и осмыслением различных явлений, событий и связей между ними, но он становится сдержаннее в проявлении эмоций. Его отличают активная любознательность, произвольное запоминание и припоминание, растущая способность к воображению, значительная самостоятельность и инициатива. Развивающаяся наблюдательность позволяет делать простейшие обобщения. Внимание становится более устойчивым, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной.
Особенно важен вывод о том, что ребенок 4—5 лет способен вносить желаемые ему изменения не только в воспринимаемое, но и в воспроизводимое (Н. А. Ветлугина, А. В. Запорожец, М. М. Рыбакова и др.). Это свидетельствует о том, что ребенок среднего дошкольного возраста способен к творческой, в том числе и к музыкально-творческой деятельности.
Известно,
что в музыкально-ритмических
движениях проявляются
А. И. Быкова, А. В. Кенеман и другие исследователи отмечают у детей этого возраста большую, чем у трехлеток, координацию движений, но недостаточную четкость, ловкость, устойчивость, а также невыдержанность общего ритма. В то же время детям 4-5 лет легче дается подпрыгивание и ориентировка в пространстве.
Н. Н. Поддъяков, Е. И. Удальцова,А. П. Усова и другие выявили, что в игровой деятельности ребенка среднего дошкольного возраста проявляются такие значимые для музыкального развития особенности, как способность к достаточно легкому перевоплощению в художественный образ, чувство непосредственного соучастника развертываемого сюжета, склонность к согласованию своих действий с действиями других детей. Названные возрастные особенности влияют на музыкальную исполнительскую и особенно творческую деятельность.
Рассмотрим особенности развития и проявления музыкальности ребенка 4-5 лет, ориентируясь при этом на следующие сферы развития детей дошкольного возраста:
-
эмоций — от импульсивных
- ощущений, восприятия, музыкального слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыкального произведения, к дифференцированию звуков по высоте, ритму, динамике, тембру;
-
проявления отношения к
- музыкальной деятельности — от подражания к самостоятельному выразительному исполнению и творческому самовыражению.
Н. А. Ветлугина, А. В. Запорожец, А. Н. Зимина и другие авторы считают, что в этом возрасте возрастает интерес к музыке, увеличивается объем внимания и музыкальной памяти, приобретается навык вслушивания и дослушивания музыкального произведения до окончания звучания, осознается потребность в самостоятельном музыкальном исполнении и музыкально-творческом самовыражении.
Музыкальное исполнительство детей среднего дошкольного возраста отличается стремлением к самостоятельности, возрастают певческие возможности. Голос приобретает подвижность и звонкость. Дыхание становится более глубоким и продолжительным. Налаживается вокально-слуховая координация. Певческие интонации приобретают устойчивость. Расширяется певческий диапазон. Ребенок может петь в пределах ре-си первой октавы.
Возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют приобщать их к игре на детских музыкальных инструментах — металлофоне и треугольнике. Музицирование с детьми этого возраста становится возможным благодаря более высокому уровню развития музыкальных сенсорных способностей: новому качеству активного вслушивания, более глубокому и осознанному сопереживанию музыкально-игровым образам, различению и воспроизведению средств музыкальной выразительности (высота, ритм, динамика, тембр) как дифференцировано, так и целостно. В связи с изменением музыкально-сенсорных актов изменяются и музыкально-сенсорные действия: от простейшего различения свойств музыкальных звуков к их сочетаниям в целостный музыкально-игровой образ как при восприятии, так и при воспроизведении. Это ведет к расширению не только видов музыкальной деятельности, но и способов самовыражения в них. Наиболее значимыми для ребенка становятся следующие способы: обследования (с педагогом и самостоятельно) музыкальных звуков в их выразительных отношениях и наглядно-действенного ознакомления с эталонами музыкального языка для передачи музыкального образа.
В
свободном самостоятельном
Вышесказанное позволяет утверждать, что музыкальное развитие ребенка 4-5 лет необходимо рассматривать относительно качества развития способностей целостного восприятия и воспроизведения музыкально-игрового образа, проявляющегося в видах музыкального исполнительства (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование) и музыкального творчества (однородное: песенное, танцевальное, инструментальное; синтетическое: песенно-инструментальное, инструментально-речевое, песенно-танцевальное).
На основании этого нами определены показатели развития музыкального творчества детей 4-5 лет, которые отражают развитие специальных музыкальных способностей в музыкальном исполнительстве, однородного музыкального творчества — песенных, танцевальных, инструментальных музыкальных композиций-импровизаций и элементарных знаний из области музыкального искусства.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста