Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7

1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7

1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников

и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16

1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тани.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

     Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

     Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в сюжете рисунка разнообразных деталей и характеристик образов. Если ребенок использует в своем рассказе более семи таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

     Эмоциональность образов воображения оценивается  по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки [4, с. 60].

     Таблица 2. 3.

     Результаты  исследования творческих способностей  в  изображении  придуманного сюжета сказки  после  проведения  коррекционной  работы  
 

     Имя ребёнка Возраст ребёнка Сюжет сказки
     Хромина Лида 5 лет 6 месяцев Замесила бабушка  тесто и испекла колобок, убежал колобок от бабушки и встретил по дороге лису, которая хотела его съесть…
    Смоляк  Вика   5 лет 7 месяцев  Жил-был людоед. Он был лакомка. Любил есть детей. Идёт мальчик, увидел его людоед помчался, а мальчик умный. Людоед напал на мальчика, а мальчик прыгнул на дерево, людоед – за ним. А тот  - на яблоню, людоед – за ним. Прибежали собака и котик, напали на людоеда. Людоед помчался за ними.  Собака с котиком поцарапали

людоеда.  Тот  залез на куст, мальчик срубил куст и людоед упал. Собака с котиком – на него, и людоед убежал и не появлялся в саду.

    Громов   Валентин 5 лет 2  месяца   «Жили-были два больших Шрека. У них был маленький домик, были маленькие Шреки. Жили они далеко, далеко, за морем, за лесом, за жаркими странами, в большом темном лесу. Вот ехал один старик на коне, ехал и не знает, где его вороной конь. Волк сказал: «Поезжай в темный лес, и там наверно его Шреки съели».

Старик  пошёл, открыл дверцы, взял вороного коня,  сел на вороного, и помчался. Ехал, ехал, смотрит: Шреки в болоте играют. Взял шапку-невидимку, надел на себя и сам стал невидимцем! Понаблюдал и понял, что не страшные эти Шреки. А добрые. Снял шапку невидимку, стал видимым и подружился с семьёй Шреков. Приехал домой – а там конь его ждёт.

 

      Таблица 2. 4.

 
 
   Хромина   Лида   Смоляк Вика  Громов Валентин
1) быстрота  воображения         

            _

 
        +
 
      +
2) необычность,  оригинальность, красочность образов рисунка       

          _

  

          +

 
     +
3) богатство  фантазии, глубина и детализированность образов  
           _
  

         _     

 

 
     + 
4) техника выполнения рисунка       

            +

 
           +
 
     +
 

     Таким образом, сочиняя сказки, дети изображают знакомые образы людоеда, колобка, героя мультфильма Шрека и нередко просто повторяют запомнившиеся увиденные сюжеты. При этом дошкольники  пяти-шести лет обычно не осознают, что рисуют уже известное.

     Так,  Хромина Лида сказала, что сказку про Колобка она придумала сама, в ходе данного теста её фантазия оценена отрицательно по всем четырём показателям. В первом  случае сюжет сказки целиком строится на памяти, не включая работы воображения. Рисунок нарисован аккуратно, технически правильно.

     Рисунок Смоляк Вики соответствует всем показателям, кроме богатства фантазии, глубины и детализированности образов, так как живых существ в ней – четыре, нет волшебных предметов, сюжет несложный, мало характеристик образов и разнообразных деталей. Рисунок нарисован аккуратно, технически правильно.

     В  рисунке Громова Валентина нетрудно проследить  происхождение всех элементов, вошедших в сказку. Это образы знакомых сказок, мультфильмов, но новое их объединение создает фантастическую картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребенком или рассказанные ему.

     В сюжетах сказок Вики и Валентина комбинируются образы,  в сюжете сказки Валентина вводятся новые, необычные их сочетания.

     По  сравнению  с  исследованием, проведённым  до коррекционной работы, показатели   творческих способностей стали намного выше: быстрота воображения – 2 человека (66,6%), необычность, оригинальность, красочность образов рисунка - 2 человека (66,6%), богатство фантазии, глубина и детализированность образов – 1 человек (33%),  техника выполнения рисунка – 3 человека  (100 %).

     Экспериментальная часть показала, что преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств.  

     Были  разработаны рекомендации для  воспитателей и родителей  по развитию творческих способностей детей средствами изобразительного искусства (см.: Приложение 7,8). 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  протяжении дошкольного возраста под  влиянием обучения, развития психических функций, приобретения опыта рисунок ребенка становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным.

     В последние годы в детской психологии все чаще рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в разных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры.

     Глубокое, последовательное, увлекательное приобщение детей к миру искусства может стать фундаментом для успешного развития их изобразительной деятельности, проявления детского творчества

     Итак, во-первых,   творческое  воображение  является  необходимым для  развития творческих способностей дошкольника. А любые виды творчества – основой развития  воображения. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности.

     Наиболее  ярко воображение проявляется в  творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве).

     Неустанная  работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств

     Детское рисование развивается под решающим воздействием обучения. Появление и дальнейшее развитие познавательного воображения в старшем  дошкольном возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь — со взрослыми.

     Маленький ребенок очень чувствителен к  напевности фраз, ритму, интонации, способности копировать повышение или понижение голоса. Для развития слухового восприятия большую роль играет различение звуков по высоте. Обратите внимание ребенка на то, что большая собака лает «низким» голосом, а маленькая — «высоким». Как обрести способность воспроизводить ритм? Дидактика предлагает два основных способа: использование телодвижений и ударных инструментов. Можно попросить ребенка в такт музыки «побить по барабану», «передать ритм по кругу», представить себя деревом и, подняв руки вверх, покачаться под дуновением сначала легкого ветерка, потом сильного ветра и бури; представить себя под дождем, убежать от него, показать дождь. Ритмическая деятельность обогащаем восприятие ребенка, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций. Ритм присущ всякому движению, это свойство живого, один из признаков красоты.

     Важным  условием формирования творческого  воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремиться к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение, и так далее.

     Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение — важный показатель развития не только познавательной сферы ребенка. Его развитие тесно связано с формированием личности ребенка в целом.

     Существенно значимо создание атмосферы сотворчества в процессе педагогического общения, которая стимулирует творческие проявления детей. Социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду, школе являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.

     Творческое  воображение дошкольника связано  с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам: воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных графических схем и прочему. Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка.

     Педагогу, психологу важно вовремя направить детское творчество в педагогически целесообразное русло, сформировать  оценочное отношение к продуктам деятельности, вооружить детей необходимыми важными критериями, научить пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, развить готовность к творческому поиску. В этих условиях результаты творчества оказываются особенно эффективными, кроме того, не нивелируется, не теряет своего индивидуального своеобразия личность.

     Руководство восприятием дошкольниками произведений искусства предполагает не только определённую теоретическую подготовку воспитателя, но и его высокую эмоциональную отзывчивость на прекрасное, развитый художественный вкус, проявление тактичности, педагогической чуткости по отношению к личности и творчеству воспитанников.

     Кроме того, необходимо активное взаимодействие педагога с семьёй, направленное на повышение компетентности родителей относительно роли искусства и изобразительной деятельности в развитии личности ребёнка, его психологического здоровья и стимулирования их к сотрудничеству в приобщении детей к художественному творчеству.

     Не  все дети, которые любят рисовать, станут художниками, а которые хорошо  поют, - музыкантами. Но какую бы профессию они ни выбрали, эти люди навсегда останутся душевно отзывчивыми ко всему красивому, без чего не может быть настоящей радости у человека [20, с. 12-22].

     Знакомство  с искусством, его восприятие оказывает влияние на все аспекты духовной жизни ребенка. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора. Благодаря искусству дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений, на этой основе у детей формируется эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Бахтин, М. М. Эстетическая активность  школьников /  М. М. Бахтин. - М.: Просвещение, 1986.-  235 с. 

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста