Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7

1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7

1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников

и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16

1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тани.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

      Титяк Татьяна Викторовна

      Пп22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ 

ДОШКОЛЬНИКОВ  КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7 

1.1.  Творческие  способности дошкольников, их сущность и структура…………..7

1. 2  Изобразительная и музыкальная деятельность  старших дошкольников

  и  её роль  в развитии творческих способностей………………………………...16

1. 3. Развитие  творческих способностей дошкольников  посредством музыки……19 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ 
 

      Курсовая  работа: 67 с., 8 прилож, 4 табл.,  21 источник. 

      ТВОРЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ,СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСТВО, МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬАЯ     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ 

     Объект исследования  курсовой работы – творческие способности детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования  - развитие  творческих способностей  детей дошкольного  возраста.

     Цель  исследования –  проанализировать эффективные  формы и методы  работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста.

     Методы  исследования:

     - анализ  научной психолого-педагогической  и методической литературы по  проблеме;

     - формирующий эксперимент.

     Практическая  значимость: работа может быть использована педагогами дошкольных учреждений с целью развития творческих способностей  дошкольников.

     Научная новизна: выявлены нетрадиционные методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников.

     Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Творческие  способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь  этому двуединому процессу  овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику  творчества путь в мир номинальной культуры.

     Другая  особенность традиционного психологического подхода состоит в том, что способности  человека понимаются  как сочетание ряда  психологических качеств, или компонентов, каждое из которых соответствует каким – то определённым требованиям  деятельности и является отдельной способностью. Анализируя ту или иную  деятельность, учёные стремились выделить необходимый  и достаточный набор максимально простых психологических качеств, своего рода букв алфавита, сочетание и комбинирование которых позволяют успешно осуществить данную деятельность.

     Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или/и субъективной значимостью.

     В психологической литературе встречаются  в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял  творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и так далее. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. А.В. Брушлинский, О. К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка Т. А. Маслоу считает, что подлинное  творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по  мнению Я. А. Пономарева, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б. Г. Ананьев среди свойств  творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте [13, с. 571-572].

     Исследователи творческой личности высказывают далеко не одинаковые мнения о её чертах как  в концептуальном, так и в качественном плане. Так, например А. Г. Спиркин выделяет среди них такие качества, как восприимчивость к новым идеям,  независимость высказываний,  высокая восприимчивость,  развитое воображение, Л. Хадсон – открытость, раскованность,  творческое воображение, искренность; Л. Халлос – требовательность, неудовлетворённость, Г. Клайн - гибкость, богатство словесного иллюстрирования, чувство юмора,  широкий круг интересов,  хороший вкус.

     Разнообразны  виды деятельности, формирующие творческую активность ребенка. Но ни с чем не сравнить роль игры в этом   процессе. Являясь ведущей деятельностью дошкольника,  она  в  наибольшей  степени  способствует формированию  новообразований ребенка,  его  психических процессов, в том числе воображения (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая,  А. Н. Лентьев, Р. И. Жуковская и другие) [10, с. 35].

       Детское рисование давно привлекало  внимание ученых; специальный же  интерес к нему возникает в  80— 90-е гг. XIX в. Интерес к детскому рисунку проявляют одновременно психологи, педагоги, историки, этнографы, искусствоведы. С самого зарождения детской психологии рисунок ребенка считался одним из средств для исследования его душевного мира. Один из первых исследователей детского рисунка в России известный психолог и психиатр В. М. Бехтерев, еще в начале XX в. обращая внимание своих коллег на детский рисунок, отмечал, что рисование «...представляет  собой крайне  поучительный предмет исследований»[17, с. 178]

     Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил  о том, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Поэтому очень важно поощрять желание ребенка рисовать  [11, с. 56].

     Дошкольный  возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо развивать.

     Актуальность  данной проблемы  и обусловила выбор  объекта исследования  курсовой работы – творческие способности детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования  - развитие  творческих способностей  детей дошкольного  возраста.

     Цель  исследования –  проанализировать эффективные  формы и методы  работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста.

     Задачи  исследования:

     - определить  сущность и структуру  творческих способностей;

     - рассмотреть формы и методы  развития творческих способностей  средствами изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста;

     - проанализировать  роль  изобразительной  и музыкальной деятельности  в развитии  творческих  способностей детей  дошкольного возраста.

     Методы  исследования:

     - анализ  научной психолого-педагогической  и методической литературы по проблеме;

     - формирующий эксперимент.

     Гипотеза  исследования: на развитие   творческих способностей влияет целенаправленная педагогическая деятельность.

     Курсовая  работа состоит из Реферата, Введения, Основной части, Заключения,  Списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ

     ДОШКОЛЬНИКОВ  КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
 

     1.1 Творческие  способности дошкольников, их сущность и структура 

     Творческие  способности -  это синтез  свойств  и   особенностей личности, характеризующих   степень  их соответствия требованиям определённого вида  творческой  деятельности и обусловливающих уровень её результативности. Основными видами  деятельности в которой дошкольник проявляет творчество являются музыкальная и художественная, поэтому  большое значение имеет выявление  и развитие специальных способностей .

     Специальные способности — это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.

     Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности. Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

     Музыкальные способности многогранны. Активно  развиваются в дошкольном возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлуги-на, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта способность, по данным профессора Н. А. Ветлугинон, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры.

     Хорошие возможности для развития музыкальных  способностей дошкольников созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальнее творчество дошкольников развиваются и в процессе широкого использования музыки в игровой деятельности, бытовой.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста