Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7

1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7

1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников

и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16

1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тани.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

     Средства  художественной выразительности станут более понятными дошкольникам при сравнении картин, близких по тематике («Дзед Алесь і бабка Марылька» В. Марковца и «Портрет колхозницы» П. Крохалева), контрастных по изображению явлений, событий («Голубой весной» В. Белыницкого-Бирули и «Дыхание осени» В. Цвирко); при сравнении иллюстраций к одним и тем же литературным произведениям, но выполненных разными графиками (иллюстрации В. Басалыги и Е. Кулика к белорусской народной сказке «Пшеничный колосок»); при сравнении скульптуры из различных материалов («Зубр» Л. Богданова, фарфор, и «Зубр» А. Таруца, дерево). Использование метода сравнения побуждает дошкольников внимательнее всматриваться в художественное произведение, повышает интерес к нему.

     Знакомить детей с одними выразительными средствами художественного произведения, не упоминая о других, невозможно: нарушается целостность восприятия, снижается его эмоциональность. Воспитатель, в соответствии с задачами занятия, определяет, каким средствам художественной выразительности на данном этапе будет уделяться основное внимание, а каким — второстепенное.

       Следующий этап — знакомство с жанрами различных видов изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, анималистический жанры). Знакомство с ними можно организовать на выставке «Любимые картины», которую дети готовят вместе с воспитателем (подбирают репродукции картин, объединяют их по жанрам, размещают в помещении). Важно вызвать у детей радость от встречи со знакомыми картинами, помочь им увидеть то, что ранее они не замечали.

     Важно, чтобы педагог содействовал накоплению детьми опыта восприятия произведений изобразительного искусства, разных его видов. Общаясь по поводу воспринятого, он обогащает, расширяет их представления об искусстве, в том числе — о жанрах живописи, графики. С его помощью дети узнают о том, что в живописи и станковой графике жанры одинаковые и зависят от того, что изображено на картине и эстампе (если природа, это — пейзажный жанр, или пейзаж; человек — портретный жанр, или портрет; животные — анималистический жанр; повседневная жизнь людей — бытовой жанр; вещи — натюрморт). Скульптура же изображает только людей и животных, поэтому в этом виде искусства не существует жанров «натюрморт», «пейзаж», «бытовой».

     На  этом этапе дошкольников также знакомят с разновидностями архитектуры и дизайна (здания, архитектура малых форм, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, отдельных предметов, дизайн упаковки и печатной продукции).

     Знания  об архитектуре как виде искусства  дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений воспитатель целенаправленно обращает внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети начинают понимать, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечать разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. Так, жилые дома оформляются с помощью балконов, лоджий, входов, клумб; используются различные формы оконных и дверных проемов. Промышленные здания отличаются более крупными размерами, дополнительными строениями, техническими коммуникациями. Общественные здания отличаются необычными формами, объемами, цветовым решением, характером оформления фасадов. Часто в декоре общественных зданий присутствуют разные виды изобразительного искусства (скульптура, монументальная живопись, декоративная роспись, мозаика).

     Во  время прогулок и экскурсий детей  знакомят и с архитектурой малых форм. Воспитатель предлагает дошкольникам назвать их. Если они затрудняются ответить, педагог сам называет те малые архитектурные формы, которые есть'на улице (фонтаны, ограды, фонари и т. д.), обращает внимание на их назначение и эстетические качества. Во время изучения архитектуры больших и малых форм формируются и представления детей о месте дизайна в архитектуре (сочетание дизайна интерьера и экстерьера зданий, функциональности и внешней привлекательности, присутствие в декоре разных видов изобразительного искусства и т. д.).

     От  знакомства дошкольников с дизайном в архитектуре можно перейти  к дизайну интерьера. Продолжить знакомство с искусством дизайна  можно на примере изучения красивых и удобных вещей, предметов, используемых в быту, истории их возникновения и развития.

     И, наконец, познакомить детей со спецификой прикладной графики — графическим дизайном упаковки и печатной продукции, значением красивого оформления для привлекательности товаров и услуг, требованиями к созданию и средствами выразительности афиши, плаката, буклета, визитки, упаковки для различных товаров и т. д.

     Важно стимулировать дошкольников целостно представлять себе связь назначения, материалов, оформления и функциональности интерьеров, бытовых предметов, образцов графического дизайна, созданных профессиональными художниками, а также изготавливаемых ими самими в роли «дизайнеров». Следует учить «юных дизайнеров» различать присутствие в своей деятельности конкретных видов художественного творчества.

     Перечисленные этапы ознакомления дошкольников с  искусством в определенной степени являются условными. Они выделены для того, чтобы педагог лучше представил себе содержание работы с детьми, осознал необходимость ее системности, последовательности и усложнения. В реальном педагогическом процессе любой вопрос ребенка об искусстве, проявление интереса к художественному произведению могут  и  должны стать поводом для более глубокого ознакомления с искусством как ребенка, так и самого педагога [15, с. 112-125].

     Последовательное, увлекательное приобщение детей к миру искусства может стать фундаментом для успешного развития их изобразительной деятельности, проявления детского творчества.

     Одну  и ту же поставленную воспитателем задачу можно решать по-разному, и надо объяснить детям, в чем могут заключаться различия, а какие условия необходимо соблюдать точно. Например, при лепке дымковской куклы дети усваивают по показу воспитателя приемы лепки частей и их скрепления, относительную величину частей. Головной убор, детали украшения одежды, положение рук, предмет в руках куклы каждый ребенок делает по-своему. Также и в расцветке есть условия, которые необходимо соблюдать всем, и варианты выбора цветов, которые каждый решает по-своему.

     При рисовании с натуры больше условий, которые следует соблюдать точно, но и здесь имеется возможность  выбора оттенка цвета, самостоятельных поисков композиции рисунка, способов передачи характерных деталей и др.

     Не  реже чем раз в месяц надо проводить занятия по замыслу детей. О таком занятии дети должны знать заранее, чтобы решить, какой предмет, сюжет они будут лепить, рисовать. Умение задумывать приобретается детьми не сразу. Одни дети активнее, обладают большой наблюдательностью, более богатым воображением, смелостью в выборе темы; другие более пассивны, никак не могут придумать содержание для своего рисунка. Таким детям надо помогать советом, напоминанием, учитывая их возможности и умения, их наиболее устойчивые интересы. У большинства детей лучше сохраняется в памяти то, что они рисовали ранее, что умеют рисовать. Поэтому особенно в первой половине года многие дети повторяют содержание рисунков по заданиям педагога. Можно посоветовать им изменить или дополнить изображение по сравнению с тем, что они делали раньше. Так, если ребенок повторяет изображение девочки, можно предложить нарисовать, что она несет в руке, например букет цветов или корзину с ягодами, грибами. Но подсказывать нужно только в том случае, если ребенок сам не может придумать, чем дополнить изображение.

     У некоторых детей есть своя излюбленная  тематика рисунков: у мальчиков это чаще всего самолеты, автомобили, корабли; у девочек — комнаты с обстановкой, дети на прогулке и пр. Многое в таких рисунках повторяется с большой точностью. В этих случаях можно предлагать вносить некоторые дополнения.  Охотнее сего дети передают содержание стихов, рассказов, сказок, если в них есть знакомые предметы и персонажи.  Рисунки,  выполняемые детьми  по замыслу, обогащаются и разнообразятся постепенно, по мере накопления впечатлений, по мере овладения умениями рисовать. Нельзя требовать от детей  самостоятельности и творчества, упрекать их за подражание и однообразие работ. Самостоятельность и творчество надо постепенно воспитывать, ведя с детьми наблюдения, читая им книги, рассматривая  картинки,  разговаривая  о  личных  впечатлениях! Не следует упрекать  и  за  неправильность рисунка, выполненного по замыслу, если это не результат небрежной работы: пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют, смело, активно. Полезно предлагать детям бумагу различного размера и формы, давать белую  гуашь для получения  оттенков  цветов.  При обсуждении  рисунков  в  конце занятия надо отмечать всякую, даже небольшую, удачу, всякое проявление инициативы, выразительность созданных изображений [16, с. 11-131].  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 2

      Конспект  занятия  по рисованию  с использованием  нетрадиционных  технологий

      Задачи:

      1. Развивать умение понять эмоциональное  состояние другого человека, передать его мимикой, жестами.

      2. Формировать представление о  доброте, сочувствие.

      3. Развивать творческое соображение,  учить передавать свое отношение  к

      сказочному  персонажу при помощи цвета.

      Материал. Ширма, «волшебник», гуашь, бумага, тазики с чистой водой.

      Ход занятия

      Воспитатель. В игре можно стать и врачом, и пожарным. А вы никогда не пробовали стать... игровым автоматом? Нет? Ну, так еще не поздно! Становитесь вокруг меня. Эта игра называется «Птицы», и ваши игровые автоматы будут мне сигналить каждый раз, если на нашем экране появилась вдруг не птица. А так как лампочку ваш автомат зажечь не может, хлопайте в ладоши, если вы с чем-то не согласны. Вы готовы?

      В руках вы держите  открытку с изображением птицы, на обратной стороне открытки - тексты игры. Вести игру надо в бодром темпе.

      Полетели  птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...

      - Что такое? Муха - насекомое? Прекрасно  работают наши игровые автоматы! Игра продолжается.

                                       Полетели птицы:  
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны!..

      - Макаронные птицы? А что такое  макароны? Продукты, конечно! Дальше.

      Полетели  птицы: Голуби, синицы, Болтики, кукушки...

      - Что, болтики не нравятся? Уберем!

      Гаечки  кукушки...

      - А теперь-то чего сигналите?  Ах, гаечки - не птицы? Испортились наши автоматы. Есть такие птички. И мы с вами в ближайшее время поговорим о них. Спасибо за игру. А, может, еще поиграем?

      - Ребята, вы помните сказку Г.  X. Андерсена «Гадкий утенок»? В этой сказке рассказывается об утенке, который не был похож на других утят. И поэтому они считали его безобразным и гадким. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою...»

      - Представьте себе, что обитатели  птичьего двора и презираете  этого утенка (отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены, или наоборот, верхняя губа подтягивается вверх).

      - А теперь вообразите себя бедным утенком (униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед),

      - А покажите, как вы отнеслись бы к утенку, если бы натолкнулись на него? (Жалость: голова и туловище наклонены вперед, на лице сочувственная улыбка).

      - Но вскоре наш утенок вырос и стал гордой, красивой птицей. Вы помните, какой? Да, лебедем. Представьте, что вы лебедь и летите высоко над землей и знаете, что все, кто видят вас, любуются вашей красотой (руки отведены назад, гордо запрокинута голова, взгляд устремлен вперед, глаза широко открыты, губы трогает сдержанная улыбка).

      Пока  дети изображают лебедя, воспитатель тихонько заходит за ширму. Над ширмой появляется добрый волшебник.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста