Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа
Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7
1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7
1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников
и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16
1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37
9. Разрисовка маленьких камешек
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости на бумаге реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
10. Метод пальцевой живописи
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
11. Метод ниткографии
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25x25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстянных или полушерстянных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной -совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
12. Метод монотонии
Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
13. Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой ― рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
14. Тканевые изображения
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
15. Объёмная аппликация
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия, И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
16. Рисуем с помощью открыток
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
17. Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
18. Коллаж
Само
понятие объясняет смысл
Ребенок, не овладевший основными техническими приемами рисования, не научившийся последовательному воплощению замысла, не может создать достаточно сложных и выразительных изображений. Вместе с тем чрезмерное овладение «взрослыми» способами рисования может уничтожить оригинальность детских рисунков, снизить их выразительность. В некоторых исследованиях было установлено, что при целенаправленном обучении дети пяти-шести лет могут усвоить, например, приемы объемного изображения предметов и передачи перспективы. Однако это не способствует проявлениям детского творчества. Найти нужное соотношение между обучением детей рисованию и предоставлением им необходимой самостоятельности, побуждением к созданию и воплощению собственных замыслов — одна из самых трудных и важных задач, стоящих перед дошкольным воспитанием [18, с. 81-83].
Помощь воспитателя в выборе цвета, фона, композиции не должна быть навязчивой. Лучше обратиться к ребенку с вопросом, побуждающим его внимательно присматриваться к тому, что у него получается, самому решать, как будет лучше. Так, если воспитательница видит, что на том фоне, который выбрал ребенок, вазы смотрятся некрасиво, она должна взять бумагу более подходящего цвета, предложить ребенку разложить вазы на этом листе и подумать, как красивее. В другом случае, заметив, что кто-то из детей некрасиво разложил вазы на листе, из-за чего композиция в целом выглядит плохо, воспитательница предлагает ребенку попробовать сделать как-нибудь иначе, чтобы было красиво, но не подсказывает прямого решения. Постоянное направление детей на поиски лучшего варианта решения изобразительной задачи будет способствовать воспитанию их творческой активности и самостоятельности.
Руководство
восприятием дошкольниками
Важную роль в развитии творчества играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребёнка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, психолога, родителей, направленная на развитие творческих способностей ребёнка средствами изобразительного искусства
Американский ученый, профессор Э. Эйснер считает, что взрослым следует специально учить детей творчеству. По его мнению, важно тактично, тонко, ненавязчиво и осторожно предлагать детям те или иные решения задач. Гуляя в парке или в лесу, отдыхая за городом, несложно организовать специальные уроки знакомства с миром или уроки любования природой. На что похожи облака? У ребенка рождаются ассоциации. В домашней обстановке можно предложить ему нарисовать на листе бумаги фантастические облака в образах сказочных деревьев, птиц... Зимой или в ненастье можно наблюдать мир прямо из окна своей комнаты. Обязательное условие такого занятия — поделиться своими «открытиями»[19, с. 245].
В рисунках ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. Тяга к творчеству и любовь к искусству могут зародиться в игре с элементами художественности. Задача родителей — научиться получать удовольствие от таких игр с детьми, уметь заразить ребенка радостью. В атмосфере радости легко зарождаются ценные душевные качества, у детей возникает чувство уверенности в себе и в своих силах, дети легко затевают совместную игру. Радость — это безусловно эстетическое переживание. Очень важно через игровые упражнения закрепить это чувство. «Потребность испытывать радость творчества — одно из основных, определяющих качеств личности», — утверждает Б. М. Неменский.
При сформированности навыка владения карандашом, кистью или ножницами, движения ребенка становятся целенаправленными. В тренировке глазомера развиваются мышцы пальцев. Все это способствует готовности ребенка к письму. Свой рисунок он дополняет рассказом о том, что изображает, а это способствует развитию речи и воображения. В дальнейшем это имеет большое значение для последующего обучения в школе.
Чем старше становится ребенок, тем более увеличивается мера посильного ему напряжения, организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития творческих способностей.
Дети любят рисовать. Когда мы перебираем листы с рисунками детей, то всегда испытываем очень сильные чувства. Здесь есть сентиментальный компонент. Взрослая жизнь в эмоциональном плане кажется рядом с этим фейерверком тусклой, убогой и блеклом. Мы можем восхищаться формальным богатством детского творчества: фантастической смелостью цветных сочетаний, точностью линий, интуитивным совершенством композиции, экспрессией образа. Дети не знают слов «экспрессия», «композиция», «искусство», «образ», но они делают это. Взрослые художники знают много слов про искусство, но достичь той же смелости, свободы и силы в творчестве на новом «взрослом» витке могут очень немногие
Почти все дети рисуют, но их родители и педагоги относятся к феномену детского рисования по-разному. Понимание и помощь родителей очень важны и при наличии хорошего педагога. Многие хотят помочь своему ребенку, но не знают, как это сделать и силу того, что их жизнь далека от искусства, или по другим причинам при помощь заключается в том, чтобы просто не мешать естественному процессу [3 , с. 48-52].
Особо значимым в развитии изобразительной деятельности является период, когда ребенок начинает сам ставить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию — стадию собственно изобразительной деятельности.
Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зрительно-двигательной готовности к рисованию.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста