Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа
Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7
1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7
1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников
и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16
1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37
Эффективное развитие музыкального творчества детей 5-6 лет предполагает знание не только эмоционально-личностных особенностей, но и возрастных музыкальных возможностей.
Для музыкальной деятельности большое значение имеет развитие восприятия. А. В. Запорожец отмечал, что восприятие детей 5-6 лет отличается преднамеренностью, произвольным и планомерным характером, быстрым ростом слуховой чувствительности, появлением при этом индивидуальных различий, напрямую зависящих от систематических занятий музыкой. Названный характер восприятия способствует развитию у детей этого возраста чувства сопереживания музыкальному образу, необходимому для творческой деятельности. Дети способны не только сосредотачиваться при восприятии музыки, но и следить за развертыванием музыкальных образов во времени как на основе непосредственного восприятия, так и на основе ранее полученного впечатления. Значимо и то, что у детей 5-6 лет восприятие художественных произведений может приобретать эстетическую окраску.
Важнейшим новообразованием творчества старших дошкольников является воображение, выступающее психологической основой музыкального творчества. В воображении тесно переплетены когнитивное и аффективное (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко и др.). Уровень воображения в значительной степени определяет развитие сферы эстетических эмоций, детского музыкального творчества. Возрастная сензитивность, «реактивность» дошкольников на непосредственные впечатления, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной деятельности, развитию творческого воображения (А. В. Запорожец, Н. С. Лейтес). Накопление опыта влияет на развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, что помогает овладению элементами музыкальной грамоты и навыками игры на детских музыкальных инструментах.
Движения ребенка 5-6 лет приобретают произвольный характер. Они отличаются не только определенной автоматизацией при ходьбе и беге, но и новыми качествами — быстротой, ловкостью, четкостью, ритмичностью, «полетностью». Эти возрастные особенности выводят ребенка на самовыражение в танцевальном творчестве.
Значительное укрепление голосовых связок, вокально-слуховая координация, дифференциация слуховых ощущений, формирование слухового контроля повышают качество интонирования знакомых мелодий и собственных песенных импровизаций. Одна из основных возрастных особенностей детей 5-6 лет — стремление к самостоятельности в деятельности, т. е. к разнообразной, эмоционально-выразительной, творческой передаче музыкально-игрового образа.
Характерно для старших дошкольников и проявление интереса к композитору, музыкальному произведению, виду музыкальной деятельности и творчества и даже к различным их составляющим. Например, не к хороводу, а к танцевальным импровизациям, не к инструментальной импровизации в целом, а к импровизации на выбранный ритм и т. д.
На фоне развития возрастных особенностей дети этого возраста достигают новых по качеству результатов музыкально-творческой деятельности [20, с. 12-22].
Показатели развития музыкальных творческих способностей детей 5—6 лет отражают развитие специальных и общих способностей в музыкальном исполнительстве, однородного и синтетического музыкального творчества и элементарных знаний из области музыкального искусства.
Итак, развитие музыкального творчества детей 3-6 лет выполняет следующие функции:
-
организация для каждого
-
формирование у детей
-
постоянный подбор
-
обучение ребенка оценке
-
развитие навыков
ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Описание
методики исследования
творческих способностей
детей старшего дошкольного
возраста средствами
изобразительной деятельности
2. 1. 1. Карточка изучения
Дата наблюдения: 10. 09. 2008
Город Лида, детский сад № 8, группа «Фантазёры», 3 человека
Тема наблюдения:
Цель: изучить творческие способности детей в изобразительной деятельности по следующим показателям:
1) быстрота воображения;
2) необычность, оригинальность образов изображения;
3) богатство фантазии, глубина и детализированность изображённых образов;
4)
красочность образов.
Проведение методики «Кляксография» на начальном этапе формирующего эксперимента
Детям даётся следующая инструкция: «На листе бумаги при помощи клякс нарисуйте сказочный сюжет и опишите. Кляксы мы с вами рисовали на наших занятиях. Проявите свою фантазию и творчество».
Сюжет сказки дети придумывают самостоятельно.
Таблица 2. 1.
Результаты
исследования творческих
способностей в
изображении придуманного
сюжета сказки
Имя ребёнка | Возраст ребёнка | Сюжет рисунка |
Хромина Лида | 5 лет 6 месяцев | Тучки летают по небу, а королева - солнце за ними наблюдает. |
Смоляк Вика | 5 лет 7 месяцев | Кикимора и баба-яга летят на бал. Они красиво оделись, у них короны. |
Громов Валентин | 5 лет 2 месяца | Кот и его друг собака собрались в сказочную страну |
Таблица 2. 2.
|
Хромина Лида | Смоляк Вика | Громов Валентин |
1) быстрота воображения | _ | _ |
_
|
2) необычность, оригинальность, красочность образов рисунка |
_ |
+ |
- |
3) богатство фантазии, глубина и детализированность образов | _ |
-
|
+ |
4) техника выполнения рисунка |
_ |
- |
+ |
Хромина Лида нарисовала тучки – данный элемент кляксографии является самым лёгким, долго не могла придумать сюжет, рисунок не красочный, использованы только коричневая и чёрная краска. Техника выполнения рисунка на достаточно низком уровне: образы нарисованы неаккуратно, расположены в левом углу.
Смоляк Вика придумала интересные образы, она рассказала, что читала сказку про баб-ёжек и это произведение ей и подсказало сюжет. Однако рисунок неаккуратный, образы персонажей недетализированны. Громов Валентин рисунок нарисовал красочно, аккуратно, однако герои не сказочные и сюжет мальчик не придумал.
Таким образом, сказочные персонажи изображены только у одного ребёнка из трёх.
Итак,
необычность, оригинальность, красочность
образов рисунка выявлена только у одного
ребёнка; богатство фантазии, глубина
и детализированность образов – также
только у одного ребёнка (33,3%).
Задачи экспериментального исследования по развитию творческих способностей средствами изобразительной деятельности:
- развивать интерес к изобразительной деятельности, в том числе совместной, поддерживать заинтересованность конкретными ее видами;
- содействовать углублению эмоционального сопереживания воспринятому, дифференцированному отношению к произведениям изобразительного искусства и видам изобразительной деятельности;
-содействовать дальнейшему развитию художественного восприятия;
- развивать изобразительные способности и одаренность дошкольников;
- развивать творческую активность, воображение, познавательные способности средствами изобразительного искусства;
- содействовать обогащению изобразительного опыта детей в создании художественного образа на доступном им уровне;
- формировать представления о многообразии средств создания;
- стимулировать и поддерживать стремление и попытки детей выразить себя, собственное отношение к окружающему миру средствами изобразительной деятельности; продолжать развивать интерес к самостоятельному воплощению творческого замысла;
-стимулировать желание овладеть новыми средствами и способами изобразительной деятельности, экспериментировать с изобразительными материалами [14, с. 196-197].
Учитывая
вышеперечисленные формы и
1. Занятие по рисованию с использованием нетрадиционных технологий (см.: Приложение 1)
2. Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии. Рисование тестом «Парусник и лодка».
3. Путешествие в страну Рисовандию.
4.
Занятие по рисованию «
5. Занятие по изобразительной деятельности «Волшебная страна – подводное царство» (см.: Приложение 2, 3, 4, 5, 6).
6. Игры «Дорисуй», «Чего на свете не бывает».
При проведении игры «Дорисуй» воспитатель предлагает ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.
Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил [4, с. 60-61].
Игра «Чего на свете не бывает» направлена на развитие воображения, творческого мышления. Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал. Игра пройдет веселее, если вы тоже примете участие в рисовании
Проведение теста « Изобразительная фантазия» на заключительном этапе формирующего эксперимента
С помощью теста « Изобразительная фантазия» проверяется развитость творчества в изобразительном искусстве [11, с. 89]
Ребёнку даётся инструкция: «Придумай сказку о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и нарисуй его. Ты конечно можешь использовать известных тебе сказочных героев, но лучше, если ты сам их придумаешь и опишешь » (На придумывание темы или сюжета сказки отводится около одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.)
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет сказки в отведенное время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рисунка, то подскажите ему какой-либо сюжет.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста