Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа
Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7
1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7
1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников
и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16
1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37
- Здравствуйте, ребята! Какие вы были сейчас красивые! Вы, наверное, изображали волшебных птиц! Лебедя, который был гадким утенком? Я что-то забыл эту историю, может, вы мне напомните ее?
Дети коротко пересказывают сказку, «волшебник» помогает им, задавая наводящие вопросы.
- Вы знаете, что я понял? Что обитатели птичьего двора были не только злые и жестокие, но и очень глупые. А как вы думаете, почему я считаю их глупыми? (Ответы детей.)
- Да потому, что под некрасивой внешностью утенка они не смогли угадать в нем доброго сердца и не смогли понять, что если ты не такой, как все, это еще не значит, что ты плохой. Я вот тоже знал одного такого мальчика? Он никогда не обижал даже самую маленькую букашку и плакал, если кто-нибудь при нем мучил лягушку или котенка. Некоторые мальчики смеялись над ним и называли его «нюней». А он вырос и стал самым добрым доктором и лечит зверей и не боится зайти даже в клетку с тигром.
А вы не обижаете слабых? Помогаете тем, кому трудно? Так, может, вы и мне сможете помочь?
Дело в том, что у меня есть волшебная птица, которая помогает мне во всех волшебных делах. И у злого волшебника есть волшебная птица, но она столько зла принесла людям, что люди, как только увидят ее, сразу же убегают и прячутся. И решил злой волшебник сделать так, чтобы люди не различали, где птица счастья, а где птица зла. И стер с птиц краски (вы же понимаете, что птицы были окрашены по-разному.) И теперь летят две птицы, а люди не знают, какой им радоваться, а какой бояться. Раскрасьте их таким образом, чтобы было видно, что одна птица несет счастье и радость, другая - болезни и горе. А рисовать я предлагаю вашими маленькими волшебными пальчиками. Ведь вы уже немножко волшебники, правда? Каждый пальчик обмакните в какую-нибудь краску (но так, чтобы пальчики стали разноцветными) и разукрашивайте птиц. Я думаю, что у вас все замечательно получится. А сейчас мне пора. До свидания. Жду свою волшебную птицу!
Дети разбирают листочки с изображением птиц. Разукрашивают их, стараясь при помощи цвета передать характер птиц.
В
конце занятия воспитатель
Приложение 3
Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии. Рисование тестом «Парусник и лодка»
Цель: учить детей рисовать, используя артпсихотерапевтическую технику рисования тестом; познакомить с нетрадиционным приёмом рисования -монотипией.
Материал: подготовленные листы картона, оформленные приёмом монотипии, мука, гуашь, баночки от йогурта, палочки от мороженого, емкость с водой, клей ПВА, клеенка, влажные тряпочки.
Предварительная работа: белые листы картона оформить приёмом монотипии. Взять шампунь, гуашь и перемешать. Всю эту массу выложить на стекло или зеркало, а затем приложить листы картона.
Ход занятия
- Ребята, какой скоро будет праздник? (Ответы детей.) Правильно, 23 февраля, день защитников Отечества. Значит, мы сегодня будем делать своим папам и дедушкам подарки. Будем рисовать тестом лодку и парусник. Но для того, чтобы рисовать тестом, нам нужно его приготовить.
Раздаю каждому ребенку по баночке от йогурта и палочке от мороженого. В каждую баночку кладу по 1 ст. л. муки, при этом спрашиваю:
- Что это? Какая она? Что можно сделать из муки? А еще из теста можно сделать краску. Теперь мы к муке добавим по ложке воды и чуть-чуть краски. (Краска у каждого ребенка разная, цвета не повторяются.) А вода какая? Имеет ли запах? А цвет? А сейчас мы добавим немного клея ПВА и все это перемешаем. Вам нравится, ребята, перемешивать тесто? Похожу, как мама мешает тесто на блины. Кстати, наши блины, которые мы кушаем, тоже могут быть разноцветными, только в тесто мы будем добавлять не гуашь, а специальные пищевые красители. Так какого цвета у нас получилась краска-тесто? (Спрашиваю у каждого ребенка.) (Ответы детей.) Давайте нарисуем на наших ранее заготовленных листах, оформленных приёмом монотипия, лодку и парусник краской-тестом. Рисовать будем пальчиком. А если захотим порисовать другим цветом, то обязательно вытираем пальчик влажной тряпочкой, а то краска смешается. Мы рисуем на картоне, а не на бумаге, т. к. тесто ее корежит. А тесто, когда высыхает - становится твердым. Ребята, все ваши работы-подарки мы высушим, а потом подарим папам и дедушкам. Ставить работы не нужно, т. к. наша краска-тесто может потечь.
Итог, анализ занятия.
-
Ребята, какие работы вам понравились?
Почему? (Ответы детей.) Все молодцы,
все старались, всё у всех получилось.
Можете научить рисовать тестом маму и
папу.
Приложение 4
Путешествие в страну Рисовандию
Программное содержание:
- закрепить технические умения детей, полученные в течение года на занятиях, вызвать положительные эмоции, улучшить настроение детей;
-
закрепить умение детей
-
воспитывать умение
Ход: звучит музыка, дети проходят и садятся на стульчики.
-Здравствуйте, ребята! Вы знаете, зачем мы сюда пришли? Нет? Хотите, я вам расскажу? Сегодня к нам пришел очень интересный герой. Сейчас я вам его покажу. Вот он (показываю игрушку Карандаш). Как вы думаете кто это? Правильно, Карандаш. Этот Карандаш пришел к нам из страны Рисовандии. Но какой он? Веселый? Нет. Он грустный, потому что ушел из своей страны и теперь не может найти дорогу назад. Он заблудился! Как вы думаете, что нам теперь делать? Правильно! Нужно ему помочь. Но путь в страну Рисовандию очень сложен. Нам с вами нужно будет преодолеть множество препятствий прежде, чем мы попадем в эту страну. А пойдут в эту страну две команды спасателей двумя разными дорогами. Команда группы № 7, которая называется «Краски», пойдет одной дорогой, а команда группы № 5, которая называется «Кисточки» - другой. А потом мы посмотрим, чья команда сможет быстрее помочь Карандашу, а значит стать победителем нашей игры. У каждой команды есть помощники - болельщики. Они должны подбадривать участников, а в некоторых конкурсах смогут помочь команде набрать очки.
Ну, все! Команды есть! Все ребята ловкие, смелые, сильные, не боятся никаких препятствий. Можно отправляться в путешествие, в неизвестную страну «Рисовандию».
Неожиданно появляется новый герой Клякса «К.». К. - Куда это вы собрались? В страну Рисовандию? Зачем? Вед. - Помочь Карандашу найти свой дом.
К. - Карандашу? Да у вас смелости не хватит! Да вы даже не пройдете первого препятствия!
Вед. - А ты, вообще - то, кто такая! Зашла, не представилась, нас не знаешь, а уже говоришь, что мы не сможем препятствия преодолеть?
К. - Да я, если хотите знать, Клякса! Я тоже живу в стране Рисовандии!
Вед. - Ах, ты Клякса! Тогда проходи, садись и посмотри, что наши дети смогут все препятствия преодолеть и помочь Карандашу. Правда, ребята?
Клякса проходит, отбирает стул у ребенка, садится. Вед. - Клякса! Ну, что же ты делаешь! К. - Как что! Мне тоже надо сесть! Вед. - Да вот, смотри, мы, и стул тебе поставили.
К. - Тогда ладно, пойду, сяду. Но вы все равно до страны Рисовандии «никода»» не доберетесь!
Вед.
- А мы не будем загадывать! Давай
лучше пригласим команды для
преодоления первого
По завершении конкурса присуждаем одно очко победившей команде.
Далее проходят еще 4 конкурса:
1
конкурс: Вместе с Кляксой
2 конкурс: Предлагаем детям по очереди нарисовать человечков, выполняющих разные движения. Условие конкурса - движения не должны повторяться. Команда, нарисовавшая больше движений, получает очко. Болельщики могут помогать командам.
3
конкурс: Вызываем капитанов
4
конкурс: Клякса предлагает
Вед. - Вот мы и в стране Рисовандии! Наступило время подсчитать очки и определить победителя.
После подведения итогов в разговор вступает Клякса. К. - Вот это молодцы! Вот это дети! Я и не думала, что вы все умеете!
Вед. -Да подожди ты! Ведь мы еще подарок не вручили победителям! Они получают нашего Карандаша! Теперь он будет жить у них в группе. Берегите его!
К. - Да, да! А я вот тоже не с пустыми руками пришла, принесла каждому по карандашу.
Достает вырезанные из бумаги карандаши, к каждому из которых прикреплен сладкий
приз - конфета.
Вед.
- Поблагодарим нашу Кляксу за подарки
и пригласим ее к нам в группу
пить чай с конфетами.
Приложение 5
Конспект проведения сюжетного занятия по рисованию красками в группе «Фантазёры»
Тема: «Чудесная книга» (красками). Программное содержание:
• учить детей отражать сюжет эпизода из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки;
• учить составлять композицию, использовать разные планы изображения;
• учить подбирать цветовое решение, при необходимости смешивать краски, для получения нужного оттенка;
• воспитывать творческую активность, умение через рисунок показать свое отношение к герою.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите, я вам сегодня такую книгу принесла. Она такая яркая, там такие иллюстрации красочные! Вот она! Посмотрите, какая у нее обложка. А на ней написано «Сказка о царе Салтане». Читали такую сказку? Кто ее написал, знаете? Правильно! А. С. Пушкин. Давайте скорее смотреть иллюстрации, которые художник нарисовал к этой сказке.
Открываю книгу без иллюстраций.
- Ой, ребята! А иллюстрации куда - то пропали! Вчера смотрела, они все были на моего, а теперь пот только текст остался! Наверное, их какой-нибудь злодей заколдовал, чтобы книга стала некрасивая, и ее выбросили. Что же нам делать? Может быть, вы знаете? Правильно! Давайте, мы сами нарисуем иллюстрации, а потом вклеим их в книгу. У нас даже еще лучше получится. Ну, что, попробуем?
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста