Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциал актуализируется; человек словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. А задача педагога – помочь этому двуединому процессу овладения – объективации. Открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..7

1.1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура…………..7

1. 2 Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников

и её роль в развитии творческих способностей………………………………...16

1. 3. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки……19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тани.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

      - Здравствуйте, ребята! Какие вы были  сейчас красивые! Вы, наверное, изображали волшебных птиц! Лебедя, который был гадким утенком? Я что-то забыл эту историю, может, вы мне напомните ее?

      Дети  коротко пересказывают  сказку, «волшебник»  помогает им, задавая наводящие вопросы.

      - Вы знаете, что я понял? Что обитатели птичьего двора были не только злые и жестокие, но и очень глупые. А как вы думаете, почему я считаю их глупыми? (Ответы детей.)

      - Да потому, что под некрасивой внешностью утенка они не смогли угадать в нем доброго сердца и не смогли понять, что если ты не такой, как все, это еще не значит, что ты плохой. Я вот тоже знал одного такого мальчика? Он никогда не обижал даже самую маленькую букашку и плакал, если кто-нибудь при нем мучил лягушку или котенка. Некоторые мальчики смеялись над ним и называли его «нюней». А он вырос и стал самым добрым доктором и лечит зверей и не боится зайти даже в клетку с тигром.

      А вы не обижаете слабых? Помогаете тем, кому трудно? Так, может, вы и мне сможете помочь?

      Дело  в том, что у меня есть волшебная  птица, которая помогает мне во всех волшебных делах. И у злого волшебника есть волшебная птица, но она столько зла принесла людям, что люди, как только увидят ее, сразу же убегают и прячутся. И решил злой волшебник сделать так, чтобы люди не различали, где птица счастья, а где птица зла. И стер с птиц краски (вы же понимаете, что птицы были окрашены по-разному.) И теперь летят две птицы, а люди не знают, какой им радоваться, а какой бояться. Раскрасьте их таким образом, чтобы было видно, что одна птица несет счастье и радость, другая - болезни и горе. А рисовать я предлагаю вашими маленькими волшебными пальчиками. Ведь вы уже немножко волшебники, правда? Каждый пальчик обмакните в какую-нибудь краску (но так, чтобы пальчики стали разноцветными) и разукрашивайте птиц. Я думаю, что у вас все замечательно получится. А сейчас мне пора. До свидания. Жду свою волшебную птицу!

      Дети  разбирают листочки с изображением птиц. Разукрашивают их, стараясь при помощи цвета передать характер птиц.

      В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает детские  работы, отмечает, какими цветами переданы радость, добро и зло, благодарит детей за то, что они откликнулись на просьбу, помогли «волшебнику». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 3

      Конспект  проведения занятия  по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционной технологии. Рисование тестом «Парусник и лодка»

      Цель: учить детей рисовать, используя артпсихотерапевтическую технику рисования тестом; познакомить с нетрадиционным приёмом рисования -монотипией.

      Материал: подготовленные листы картона, оформленные приёмом монотипии, мука, гуашь, баночки от йогурта, палочки от мороженого, емкость с водой, клей ПВА, клеенка, влажные тряпочки.

      Предварительная работа: белые листы картона оформить приёмом монотипии. Взять шампунь, гуашь и перемешать. Всю эту массу выложить на стекло или зеркало, а затем приложить листы картона.

      Ход занятия

      - Ребята, какой скоро будет праздник? (Ответы детей.) Правильно, 23 февраля, день защитников Отечества. Значит, мы сегодня будем делать своим папам и дедушкам подарки. Будем рисовать тестом лодку и парусник. Но для того, чтобы рисовать тестом, нам нужно его приготовить.

      Раздаю  каждому ребенку по баночке от йогурта и палочке от мороженого. В каждую баночку кладу по 1 ст. л. муки, при этом спрашиваю:

      - Что это? Какая она? Что можно сделать из муки? А еще из теста можно сделать краску. Теперь мы к муке добавим по ложке воды и чуть-чуть краски. (Краска у каждого ребенка разная, цвета не повторяются.) А вода какая? Имеет ли запах? А цвет? А сейчас мы добавим немного клея ПВА и все это перемешаем. Вам нравится, ребята, перемешивать тесто? Похожу, как мама мешает тесто на блины. Кстати, наши блины, которые мы кушаем, тоже могут быть разноцветными, только в тесто мы будем добавлять не гуашь, а специальные пищевые красители. Так какого цвета у нас получилась краска-тесто? (Спрашиваю у каждого ребенка.) (Ответы детей.) Давайте нарисуем на наших ранее заготовленных листах, оформленных приёмом монотипия, лодку и парусник краской-тестом. Рисовать будем пальчиком. А если захотим порисовать другим цветом, то обязательно вытираем пальчик влажной тряпочкой, а то краска смешается. Мы рисуем на картоне, а не на бумаге, т. к. тесто ее корежит. А тесто, когда высыхает - становится твердым. Ребята, все ваши работы-подарки мы высушим, а потом подарим папам и дедушкам. Ставить работы не нужно, т. к. наша краска-тесто может потечь.

      Итог, анализ занятия.

      - Ребята, какие работы вам понравились?  Почему? (Ответы детей.) Все молодцы, все старались, всё у всех получилось. Можете научить рисовать тестом маму и папу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 4

      Путешествие в страну Рисовандию

        Программное содержание:

      -   закрепить технические умения  детей, полученные в течение  года на занятиях, вызвать положительные эмоции, улучшить настроение детей;

      -  закрепить умение детей работать  в экстремальных условиях, рисовать  одной линией;

      -   воспитывать умение сопереживать, волноваться за товарищей, желание  помогать друг другу, радоваться  общему результату.

      Ход: звучит музыка, дети проходят и садятся на стульчики.

      -Здравствуйте, ребята! Вы знаете, зачем мы сюда  пришли? Нет? Хотите, я вам расскажу? Сегодня к нам пришел очень  интересный герой. Сейчас я  вам его покажу. Вот он (показываю  игрушку Карандаш). Как вы думаете  кто это? Правильно, Карандаш. Этот Карандаш пришел к нам из страны Рисовандии. Но какой он? Веселый? Нет. Он грустный, потому что ушел из своей страны и теперь не может найти дорогу назад. Он заблудился! Как вы думаете, что нам теперь делать? Правильно! Нужно ему помочь. Но путь в страну Рисовандию очень сложен. Нам с вами нужно будет преодолеть множество препятствий прежде, чем мы попадем в эту страну. А пойдут в эту страну две команды спасателей двумя разными дорогами. Команда группы № 7, которая называется  «Краски», пойдет одной дорогой, а команда группы № 5, которая называется «Кисточки» - другой. А потом мы посмотрим, чья команда сможет быстрее помочь Карандашу, а значит стать победителем нашей игры. У каждой команды есть помощники - болельщики. Они должны подбадривать участников, а в некоторых конкурсах смогут помочь команде набрать очки.

      Ну, все! Команды есть! Все ребята ловкие, смелые, сильные, не боятся никаких  препятствий. Можно отправляться в  путешествие, в неизвестную страну  «Рисовандию».

      Неожиданно  появляется новый герой   Клякса «К.». К. - Куда это вы собрались? В страну Рисовандию? Зачем? Вед. - Помочь Карандашу найти свой дом.

      К. - Карандашу? Да у вас смелости не хватит! Да вы даже не пройдете первого  препятствия!

      Вед. - А ты, вообще - то, кто такая! Зашла, не представилась, нас не знаешь, а уже говоришь, что мы не сможем препятствия преодолеть?

      К. - Да я, если хотите знать, Клякса! Я тоже живу в стране Рисовандии!

      Вед. - Ах, ты Клякса! Тогда проходи, садись и посмотри, что наши дети смогут все препятствия преодолеть и  помочь Карандашу. Правда, ребята?

      Клякса  проходит, отбирает стул у ребенка, садится. Вед. - Клякса! Ну, что же ты делаешь! К. - Как что! Мне тоже надо сесть! Вед. - Да вот, смотри, мы, и стул тебе поставили.

      К. - Тогда ладно, пойду, сяду. Но вы все  равно до страны Рисовандии «никода»» не доберетесь!

      Вед. - А мы не будем загадывать! Давай  лучше пригласим команды для  преодоления первого препятствия, полосы гор и кочек. Команда  «Красок» будет преодолевать горы, а команда «Кисточек» - кочки. Внимательно слушайте задание. Нужно одной линией соединить все горы и все кочки Каждый участник, прибегая, может соединить только две горы или кочки, вернуться на место и передать эстафету другому участнику. На старт, внимание, марш!

      По  завершении конкурса присуждаем одно очко победившей команде.

      Далее проходят еще 4 конкурса:

      1 конкурс: Вместе с Кляксой вызываем  по одному игроку от каждой  команды. Предлагаем им дорисовать фигуры.

      2 конкурс: Предлагаем детям по  очереди нарисовать человечков, выполняющих разные движения. Условие конкурса - движения не должны повторяться. Команда, нарисовавшая больше движений, получает очко. Болельщики могут помогать командам.

      3 конкурс: Вызываем капитанов команд  и предлагаем нарисовать портрет  Кляксы.

      4 конкурс: Клякса предлагает команде   «Краски» нарисованную тучу, а команде  «Кисточки» - солнце. Нужно дорисовать красками капли дождя или лучи солнца. Болельщики могут помогать командам.

      Вед. - Вот мы и в стране Рисовандии! Наступило время подсчитать очки и определить победителя.

      После подведения итогов в разговор вступает Клякса. К. - Вот это молодцы! Вот это дети! Я и не думала, что вы все умеете!

      Вед. -Да подожди ты! Ведь мы еще подарок  не вручили победителям! Они получают нашего Карандаша! Теперь он будет жить у них в группе. Берегите его!

      К. - Да, да! А я вот тоже не с пустыми руками пришла, принесла каждому по карандашу.

      Достает вырезанные из бумаги карандаши, к каждому  из которых прикреплен сладкий

      приз - конфета.

      Вед. - Поблагодарим нашу Кляксу за подарки  и пригласим ее к нам в группу пить чай с конфетами. 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 5

      Конспект  проведения сюжетного  занятия по рисованию  красками в группе «Фантазёры»

      Тема: «Чудесная книга» (красками). Программное содержание:

      •   учить детей отражать сюжет эпизода  из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки;

      •   учить составлять композицию, использовать разные планы изображения;

      •   учить подбирать цветовое решение, при необходимости смешивать  краски, для получения нужного  оттенка;

      •   воспитывать творческую активность, умение через рисунок показать свое отношение к герою.

      Ход занятия

       - Ребята, посмотрите, я вам сегодня  такую книгу принесла. Она такая  яркая, там такие иллюстрации красочные! Вот она! Посмотрите, какая у нее обложка. А на ней написано «Сказка о царе Салтане». Читали такую сказку?  Кто ее написал, знаете? Правильно! А. С. Пушкин. Давайте скорее смотреть иллюстрации, которые художник нарисовал к этой сказке.

      Открываю  книгу без иллюстраций.

      - Ой, ребята! А иллюстрации куда - то  пропали! Вчера смотрела, они все были на моего, а теперь пот только текст остался! Наверное, их какой-нибудь злодей заколдовал, чтобы книга стала некрасивая, и ее выбросили. Что же нам делать? Может быть, вы знаете? Правильно! Давайте, мы сами нарисуем иллюстрации, а потом вклеим их в книгу. У нас даже еще лучше получится. Ну, что, попробуем?

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста