Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:02, контрольная работа
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Теоретическое обоснование темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Определение понятий “сенсорное воспитание”,“сенсорное развитие”, “сенсорные эталоны” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Психолого-педагогические основы теории сенсорного вос-
питания: положения психологии о сущности восприятия и
его развития у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Классические системы сенсорного воспитания дошкольни-
ков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания Ф. Фребеля . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания О. Декроли . . . . . . 10
Теория сенсорного воспитания М. Монтессори . . . 11
Теория сенсорного воспитания Е. И. Тихеевой . . . 13
Основные задачи развития сенсорики у детей . . . . . . . . . . . 16
Факторы, определяющие содержание сенсорного воспита-
ния дошкольников. Сущность содержания сенсорного вос-
питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Условия, необходимые для реализации задач сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 23
Этапы сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . . . 26
Методика сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . 29
Практико-ориентированные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Обследование предметов должно проводить по-разному, в зависимости от цели его. Так, например, при обследовании предмета перед конструированием главное внимание обращается на его конструкцию, на основные узлы креплений. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объемной формы.
При обследовании предмета перед изображением в рисунке главное внимание детей обращается на контур, его основные части. При этом предмет рассматривается лишь с одной стороны.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей – обучение их умению действовать а зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву и уходе за растениями дети должны различать почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков.
В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание детей на ее цвет, консистенцию, влажность, научить ощупывать и разминать землю пальцами. При обследовании какого-либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятие детьми этих признаков.
Если сравнить способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные представления о предметах. Это определяется самими задачами деятельности: в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление как о целом предмете, так и о его частях. В процессе труда в природе детям важно лишь отличать сухую землю от влажной, рыхлую от плотной, культурное растение от сорняка и для этого достаточно иметь представление об отдельных характерных признаках почвы, растений.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким [4, с. 10-12].
Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. Основное действие в каждой из них – выполнение чего-либо: конструкции (постройки), рисунка, песни, произнесение слов или связного текста. В одних случаях – при пении, игре на музыкальном инструменте, чтении наизусть текста – действиям ребенка предшествует восприятие аналогичного действия, восприятие образца. Когда они затем действуют сами, то слушают (воспринимают) свое исполнение, а также нередко и исполнение других детей.
Подобным образом конструирование, рисование, лепка могут осуществляться на основе восприятия процесса создания постройки, рисунка: дети усваивают и повторяют действия взрослого и получают подобный результат. Однако в этих видах деятельности могут быть и другие отношения между восприятием и исполнением. Детям показывают тот предмет (или его модель), который они будут строить, рисовать, лепить, вырезывать. Но вместо прямого и полного показа способов изображения или конструирования дается такой анализ свойств предмета, который позволит самостоятельно выполнить изображение. В этом анализе имеются две стороны: аналитическое восприятие основных свойств предмета и его частей и установление последовательности, порядка восприятия и анализа этих свойств, которые будут повторены при создании изображения. Последнее очень важно, так как обеспечивает выполнение работы, показывает ребенку путь (способ) выполнения.
В случае постановки перед детьми новой, более сложной, чем раньше, задачи бывает необходимо указать и некоторые способы действия. При этом очень важное значение имеет сопоставление восприятия и анализа предмета с показом способов его изображения. Такое сопоставление обеспечивает осознанность действий, исключает возможность механического копирования [4, с. 12-13].
Процесс работы требует освоения системы специальных умений и навыков, которые обычно называются техникой деятельности. Приобретение технических умений и навыков происходит в процессе деятельности. Движения рук во время изображения совершаются под контролем зрения; когда ребенок поет, движения голосовых связок, всего певческого и артикуляционного аппарата происходит под контролем слуха.
На первых порах у детей слабо развит зрительный и слуховой контроль за своими действиями; путем упражнения в деятельности эти связи и отношения совершенствуются.
Рисующая рука подчиняется не только зрительному контролю, но и представлению того, что должно получиться, замыслу рисунка. Таким образом объединяются двигательные, сенсорные и мыслительные процессы. Движения ребенка целенаправленны, если он знает и представляет себе, что должен получить – построить, изобразить, спеть, сыграть на металлофоне, на дудочке и пр.
Сознательное выполнение тех или иных действий позволяет затем осуществлять их в иных условиях, на ином содержании, то есть самостоятельно осваивать обобщенный способ выполнения и переносить его в другие условия.
Поэтому детям, освоившим способы выполнения постройки известного типа, изображения какой-то группы предметов, можно предлагать выполнять работу самостоятельно по условиям (требованиям), которые даются воспитателем. При этом они должны быть такими, чтобы ребенку пришлось подумать, представить себе, как можно их выполнить с опорой на ранее полученные умения, усвоенные способы действия.
При подготовке занятия воспитателю следует предусмотреть, каким образом данное занятие будет содействовать развитию детей, на какие стороны личности оно окажет влияние. Занятия, в которые включены задачи организации детского восприятия, памяти, воображения, мышления, несомненно будут полезны для психического развития [4, с. 13].
Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию
Когда детям
предоставляется возможность
Надо видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить, сохранив вместе с тем самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставление детям большой самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особенно на первых порах, когда осваиваются новые способы конструирования, лепки, пения, рассказывания. Пусть постройки, которые дети возведут, песни, которые они споют, относительно просты, но выполнение будет уверенным, сознательным, самостоятельным, свободным. Освоенные способы действия дети затем сумею применить на более трудном содержании. Чем большим количеством способов действия овладеют дети, тем разнообразнее и интереснее будут их работы.
Включенное
в дидактическую систему
Получаемые
детьми впечатления воспитатель
использует не только в целях сенсорного,
но обязательно и в целях
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения [4, с 14].
Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения, как уже отмечалось выше, являются занятия, основанные на прямом обучающей воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и др.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определенным качествам (форме, величине и др.), чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим. Иногда, если упражнения проводятся в течение всего времени, отведенного для обучения, они выступают в форме самостоятельного занятия. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребенка был необходимый материал и дети правильно с ним действовали.
В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме – учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении [4, с. 14-15].
Информация о работе Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста