Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции

1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7

1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12

1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида

2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21

2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25

2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43

Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического

воздействия ……………………………………………………………………. 56

3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58

3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67

Заключение …………………………………………………………………….. 72

Список литературы ……………………………………………………………..76

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЛОГОПЕДИИ.docx

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;

    г) когда появились зубы;

    д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал);

    е) появление навыков самообслуживания.

    Речевой анамнез: отличается время появления  и характеристика гуления, лепета, первые слова фразы; как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в  развитии); с какого времени замечено нарушение речи; речевая среда, в  которой рос ребенок; занимается ли с логопедом. Дается характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями).

    На  основе анамнеза общих сведений о  ребенке делается вывод о протекании пренатального, принатального, постнатального периодов (с отклонениями, без отклонений).

    II. Далее проводилось исследование особенностей состояния психологической базы речи: внимания, восприятия, памяти, мышления. Методики диагностирования развития внимания, восприятия, памяти, мышления адаптировались для данной категории детей.

    Диагностика развития внимания.

    Для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок) использовалась методика “Корректурная проба” (буквенный  вариант).

    Инструкция:

    “На бланке с буквами отчеркните (вертикально) первый ряд букв. Просматривая ряды букв слева на право, надо вычеркнуть такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно”.

    Отмечается  количество просмотренных букв и  количество сделанных ошибок.

    Методика  “Красно-черная таблица” предназначена  для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа  от 1 до 12 в случайном порядке. Затем  показать красные числа в убывающем  порядке от12 до 1.(Фиксируется время  выполнения Т1 и Т2). Затем ученика  просят показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а  красные числа – в убывающем (Т3). Методика изучения концентрации и  устойчивости внимания (модификация  метода Пьеронн-Рузера).

    Инструкция: “Закодируй таблицу, расставив в  ней знаки по образцу”.

    Анализ  результатов. Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

    Диагностика развития памяти.

    Методика  “Долговременная память”

    Инструкция: “Сейчас я прочитаю вам ряд  слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.”

    Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы  дети запомнили. Проверка происходит через 3-5 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле: С = B \ A 100%

    Где А - общее количество слов,

    В - количество запомнившихся слов,

    С - коэффициент долговременной памяти.

    Результат: 75-100% высокий уровень; 50-75% средний  уровень; 30-50% низкий уровень; ниже 30% очень  низкий уровень. 

    Методика  “10 слов”. Диагностика кратковременной  слуховой механической памяти.

    Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

    Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения  свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

    Диагностика развития зрительной памяти.

    Методика  Д. Векслера. Ребенку предлагается картинка (разрешается смотреть 15 сек.). Затем  картинка закрывается и ребенку  предлагается перечислить предметы, изображенные на картинке.

    Диагностика памяти с помощью опосредованного  запоминания (А.Н.Леонтьев).

    Детям предлагаются слова для запоминания: обед, сад, ночь, лошадь, птица, стул, лес, мышь.

    Предлагается  набор карточек, на которых изображено: хлеб, яблоко, стол, кровать, сани, лампа, кошка, гнездо, дерево, земляника, луна, телега, чашка, фонарь.

    Инструкция: ”Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше их запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет  вспомнить названное мною слово”. На выбор карточки к каждому слову  отводится 30 секунд. После каждого  выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем  следует занять ребенка на 15 минут  какой-нибудь другой игрой.

    По  истечению этого времени ребенку  демонстрируются картинки, которые  были выбраны им для опосредованного  запоминания. Количество правильно  названных слов свидетельствует  о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

    Диагностика развития восприятия и ориентировки в пространстве.

    Для выявления отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве использовались следующие упражнения:

    С геометрическим материалом.

        Инструкция: “Положи слева квадрат, посерединке листа – круг, справа – треугольник. Расскажи, какие фигуры вы положили и где.”

    Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, с выяснением, где какая сторона, верх, низ и  т.д.

    Работа  с рисунками.

    Рассматривание  рисунков в прямом и перевернутом виде.

    Узнавание предмета по контурному изображению  и деталям рисунка.

    Составление фигур из разрозненных деталей.

    Предлагаются  отдельные деталь какого-либо предмета, ребенок должен соединить их так, чтобы получился заданный предмет. (Приложение )

    Работа  с перечеркнутыми или наложенными  друг на друга изображениями.

    Упражнение  “Лабиринты”

    Упражнения  направлены на выявление усвоения пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)

    Детям предлагались задания и вопросы:

    -“Положи  книгу на парту. Что расположено  над доской? Загляни под шкаф. Что лежит на столе? Где на  картинке изображена собака?”

    Оценивается: состояния зрительного гнозиса; виды помощи; количество подсказок, необходимых  для выполнения задания.

    Диагностика наглядно-образного мышления.

    С целью диагностики наглядно-образного  мышления использовалась методика “Лабиринт”.

    Детям вначале дают вводные задачи, затем  по порядку задачи 1-4. Чтобы найти  нужный путь, ребенок должен учитывать  в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 характер ориентиров и  их последовательность.

    Инструкция  дается после того, как дети открыли  первый листок с вводной задачей.

    “Перед  вами полянка, на ней нарисованы дорожки  и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик, а я посмотрю, не ошиблись ли.”

    Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

    Переходя  ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

    “Здесь  тоже два домика, и опять нужно  найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и  куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть  в сторону. “

    Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в “письме”. Решение  задачи снова проверяется, ошибки объясняются  и исправляются.

    Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

    К задачам 1-2:

    “В  письме нарисовано, как надо идти, в  какую сторону поворачивать. Начинайте  двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его.”

    К задаче 3:

    “Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик  и зачеркните его.”

    К задаче 4:

    “Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала  мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик.”

    Результаты  оцениваются по шкале оценок (А.Ф.Ануфриев)

    Диагностика развития логического мышления.

    Методика  “ Четвертый лишний”.

    Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых  связано между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти “лишнее” слово и объяснить, почему оно  “лишнее”.

    -- книга, портфель, чемодан, сумка;

    -- трамвай, троллейбус, трактор, автобус;

    -- добрый, ласковый, злой, веселый;

    За  каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. (А.Ф.Ануфриев. )  

    Данные, полученные в ходе обследования, свидетельствуют  о уровне развития процессов внимания, памяти, восприятия, логического мышления.

    Далее в ходе логопедического обследования были использованы методические рекомендации Н.М.Трубниковой.

    III. Для обследования состояния общей моторики детям предлагались задания, которые выполнялись по показу, затем по словесной инструкции.

    Исследовалась двигательная память, переключаемость  движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб.

    а) ребенку показывалось 4 движения для  рук и предлагалось их повторить: руки вперед вверх, в стороны, на пояс;

    б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного “запретного” движения.

    Отмечалось  качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

    2. Исследовалось произвольное торможение  движений.

    Ребенку предлагалось маршировать и остановиться по сигналу.

    Отмечалось: соответствие двигательной реакции  сигналу.

    3. Исследовалась статическая координация  движений.

    а) ребенку предлагалось встать, стопы  ног поставить на одной линии  так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуть вперед, закрыть глаза. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

    б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

    Отмечалось, как ребенок удерживает позу: свободно или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза.

    Исследовалась динамическая координация движений.

      Ребенку предлагалось маршировать,  чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток  между шагами.

      Отмечалось: с какого раза движение  выполнено верно; удается ли  чередование хлопка и шага.

    Предлагалось  выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

    Отмечалось: напряжение, раскачивание, балансировка туловищем и руками; стоит на носках или на всей ступне.

    Исследовалась пространственная организация двигательного  акта.

Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью