Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа
Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7
1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12
1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида
2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21
2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25
2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43
Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического
воздействия ……………………………………………………………………. 56
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58
3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67
Заключение …………………………………………………………………….. 72
Список литературы ……………………………………………………………..76
Приложение
Изучение психико-педагогической и логопедической литературы по проблеме нарушений письма у учащихся младших классов школы VIII вида показало, что коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление речевых дефектов, но и на формирование психических процессов (восприятия разной модальности, внимания, памяти, мышления).
Логопедическое воздействие должно опираться на специальные принципы:
Энтиопатогенетический:
Необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих возникновение нарушений устной речи и письменной речи; содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения;
Принципы системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;
Принцип
дифференцированного подхода
Онтогенетический принцип предполагает учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;
Принцип
деятельностного подхода
Опора на ведущую форму деятельности (в школьном возрасте – учебная);
Опора на сохранные формы деятельности;
Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
Принцип развития речи и других психических процессов, предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания;
Принцип
контроля, определяющий необходимость
постоянного потока обратной сигнализации,
который обеспечивает слияние выполняемого
действия и исходным намерением и
своевременную коррекцию
Принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи – учитывает факторы построения методики логопедической работы: постепенное усложнение форм и функций речи, видов речевой деятельности (усвоению каждого речевого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него); постепенное усложнение характера задач и речевого материала;
Принцип доступности.
Таким
образом, в основу коррекционного обучения
положен комплексный подход, учитывающий
как особенности
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии
Нарушение письма у младших школьников изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное определение их механизма в каждом отдельном случае, чрезвычайно важно для построения и эффективности логопедической работы.
В
ходе констатирующего эксперимента
нами обследована группа младших
школьников с нарушением интеллекта.
В результате проведенного логопедического
обследования у всех детей выявлена
акустико-артикуляционная
С
целью коррекции нарушений
Для проведения экспериментального обучения были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. Каждая группа состояла из 5 учащихся обучающихся в младших классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение продолжалось в течение полугода.
Контрольная группа занималась по традиционным методикам коррекции речевых нарушений.
Занятия
с экспериментальной группой
проводилось с учетом психолого-педагогического
исследования и специально подобранных
методов и приемов
Основная
задача обучающего эксперимента –
определить эффективность выбранных
методов и приемов
Коррекционная
работа включала в себя несколько
этапов.
Подготовительный этап.
Коррекция и развитие высших психологических функций внимания, памяти, восприятия разной модальности, мышления, т.е. данный этап предполагает развитие психологической базы речи.
1 этап.
Коррекция мышечного тонуса.
Работа по нормализации просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи, мелодико-интонационной окраски.
Коррекция и развитие общей моторики.
Коррекция и развитие мелкой моторики.
Коррекция и развитие артикуляционного праксиса.
2 этап.
Коррекция звукопроизношения.
Коррекция и развитие фонематического слуха и восприятия.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Рассмотрим
более подробно направления работы
на каждом этапе логопедической работы,
направленной на преодоление и предупреждение
акустико-артикуляционной
Подготовительный этап.
Цель: подготовка психологической базы речи. На данном этапе идет работа по коррекции и развитию внимания, памяти, восприятия разной модальности, мышления, посредством специально подобранных упражнений (Приложение ).
1 этап.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.
Развитие общей моторики.
Массаж расслабляющий (если мышечный тонус понижен - активизирующий).
Для снятия излишнего напряжения проводится специальная гимнастика.
Упражнение на развития координации.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Лепка: используется воск, тесто.
Шнуровка, штриховка, обводка, мозаика.
Выкладывание узора, картинки из семечек арбуза, пуговиц, счетных палочек.
Упражнения на создание символических поз: «колечко», «зайчик», «козочка».
Массаж лицевой мускулатуры.
Мимическая гимнастика.
Массаж твердого и мягкого неба.
Артикуляционная гимнастика.
Работа по продолжению саливации.
Работа над дыханием.
Формирование нижнедиафрагмального дыхания.
Развитие силы и продолжительности ротового выдоха.
Развитие голоса: силы, тембра, высоты. Активизация движений мягкого неба.
2 этап.
Цель: коррекция звукопроизношения.
В первую очередь для коррекции отбирались те фонемы, которые более сохранены, а также те, моторные координации которых наиболее просты.
Применялись распространенные приемы установки звука:
По подражанию;
От артикуляционной гимнастики;
От сохранной фонемы;
Механический.
Параллельно шла работа по формированию понятия «звук»; работа по формированию фонематического слуха на основе сохраненных фонем.
Затем закреплялось правильное произношение звука в самостоятельной речи:
Звук закрепляется в изолированном виде;
В различных слогах (вводился анализ слога);
Закрепление звука в словах;
Закрепление звука на основе предложения.
Проводилась
работа по нормализации просодической
стороны речи: нормализация акта дыхания
тембровой окраски голоса, темпа
речи, мелодико-интонационной
На
этапе автоматизации
Чтобы закрепить сформированную артикуляцию, ребенок должен уметь слышать этот звук.
Работа по развитию фонематических процессов проводилась по следующему плану:
Опознание изучаемого звука в чужой речи.
Ребенку предлагается послушать текст и определить, какой звук встречается чаще всего. Текс подбирается так, чтобы изучаемый звук находился в начале, средине и конце слова.
Сумка, масло, нос.
Далее проводилась работа по опознаванию изучаемого звука в ряду других звуков. При этом сначала предлагались звуки отдаленные по акустико-артикуляционным признакам, затем близкие.
Ребенок должен прослушать звуковой ряд и поднять специальную карточку (букву), когда услышит изучаемый звук.
Опознание изучаемого звука в слогах.
Ребенку предлагаются слоговые ряды; услышав слог с изучаемым звуком ребенок поднимает сигнальную карточку.
Предлагаемые слоги не должны включать оппозиционные звуки.
Ла-ма-са-гу-ны-бо-со;
Асу-аму-асо-амо-аро.
Опознание изучаемого звука в составе слогов.
Для прослушивания предлагался ряд слов, которые содержали и не содержали изучаемый звук. Ребенку предлагалось не просто услышать, но и запомнить, а затем повторить слова, в которых есть изучаемый звук.
Сыр, кран, усы, торт, нос, рыба.
Опознание изучаемого звука в составе предложения, текста.
Логопед
читает предложение или текст, ребенок
поднимает специальную
Я стояла у стола. Миша ходил по песку босой. Посчитать, сколько раз звук встретился в тексте.
Ребенок
учится опознавать звук, руководствуясь
восприятием звука и его
Задание:
На столе выкладывались предметные карточки; необходимо отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых имеется излагаемый звук.
Когда
у ребенка были сформированы описанные
выше виды работ, проводилась работа
по включению звука в
Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью