Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции

1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7

1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12

1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида

2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21

2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25

2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43

Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического

воздействия ……………………………………………………………………. 56

3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58

3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67

Заключение …………………………………………………………………….. 72

Список литературы ……………………………………………………………..76

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЛОГОПЕДИИ.docx

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    3 балла – выполнил без ошибок;

    2 балла – выполнил с небольшим  количеством ошибок;

    1 балл – выполнил с большим  количеством ошибок.

    Вывод. В ходе обследования выявилось, что  большую трудность для детей  с нарушением интеллекта представляют все виды языкового анализа.

    Таблица 6

    Результаты  обследования активного словаря  понимания речи

Учащиеся Понимание речи Активный  словарь
Обследование  понимания номинативной стороны речи Обследование  понимания предложений Обследование  понимания грамматических форм Обследование  слов, обозначающих
Предметы Название  признаков предмета Названия  действий людей, животных
Андрей  К. 3 2 1 2 2 2
Андрей  Н. 3 3 2 3 2 2
Анна  П. 2 2 1 2 1 1
Алексей Б. 3 2 2 2 2 2
Светлана  П. 3 3 2 3 3 2
Катя  К. 3 3 2 3 3 2
Кирилл  С. 3 2 2 2 2 2
Михаил  П. 2 2 1 2 2 1
Николай С. 3 2 2 2 2 2
Сергей  К. 3 2 2 2 2 2

    3 балла – выполнил без ошибок;

    2 балла – выполнил с небольшим  количеством ошибок;

    1 балл – выполнил с большим  количеством ошибок.

    Вывод. Анализируя результаты выполнения учащимися  заданий, можно выделить специфические  особенности активного словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность  развития процессов обобщения. В  словаре у детей с нарушением интеллекта преобладают существительные  с конкретным значением. Отсутствие в речи слов обобщающего характера; бедность глагольной лексики (отсутствуют  многие глаголы, обозначающие способы  передвижения животных, имеется лишь незначительное количество глаголов с  приставками), редкое употребление слов, обозначающих признаки предмета.

    Отмечается  не понимание инверсионных и сравнительных  конструкций; логико-грамматических отношений.

    Эти особенности тесно связаны с  особенностями формирования познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

    Таблица 7

    Результаты  обследования грамматического строя.

Учащиеся Задания
Составление предложений Подстановка недостающего предлога Пересказ  текста Рассказ из собственного опыта Словоизменение. Образование уменьшительной формы существительного
Андрей  К. 2 1 0 0 2
Андрей  Н. 2 2 1 1 2
Анна  П. 1 1 0 0 1
Алексей Б. 1 1 1 0 2
Светлана  П. 2 2 2 2 3
Екатерина К. 2 2 2 2 3
Кирилл  С. 2 2 2 2 2
Михаил  П. 1 1 1 0 1
Николай С. 2 2 2 1 2
Сергей  К. 2 2 1 1 2

    3 балла – выполнил без ошибок;

    2 балла – выполнил с небольшим  количеством ошибок;

    1 балл – выполнил с большим  количеством ошибок;

    0 баллов – не выполнил.

    Вывод. Анализ и сопоставление результатов  логопедического и психолого-педагогического  обследования учащихся показали. Что  у всех детей отягощенный анализ. Нарушение развития вызвано разными  факторами, воздействовавшими пренатальный и постнатальный периоды: тяжелый  токсикоз беременности, инфекции, интоксикации, в том числе лекарственного происхождения, вредность профессиональной деятельности матери, хронические заболевания, заболевания, перенесенные матерью во время беременности (грипп), угроза невынашивания, слабость родовой деятельности, медицинские  пособия (родовозбуждение, ручные пособия), систематическое злоупотребление  алкоголя родителями, асфиксия, острые инфекционные заболевания у детей  в самом раннем возрасте и т.д. У всех детей отмечается органическое поражение центральной нервной  системы, что является диагностическим  критерием псевдобульбарной дизартрии. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы: в  состоянии артикуляционной и  мимической мускулатуры, общей и  мелкой моторики. Отмечается ограничение  объема движений верхних и нижних конечностей, синкинезии, нарушение  мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность. Иногда подвижность  редко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными. Это ярко проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих  четкого управления движениями.

    Нарушение ручной моторики проявляются в нарушении  точности, быстроты и координации  движений.

    В артикуляционной и мимической мускулатуре  отмечаются порезы, изменения мышечного  тонуса.

    В речевой моторике нарушено функционирование тех двигательных нервов, которые  участвуют в артикуляции. Ограничено движение языка, язык напряжен, движения его некоординированы, повышенно  саливация. Недостаточность иннервации органов артикуляции оказывает  влияние на произнесение отдельных  звуков, на переключаемость отдельных  движений.

    При исследовании мимической мускулатуры  выявлено затруднение в выполнении таких заданий, как поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз.

    Отмечается  нарушение дифференцированных движений губ, языка; двигательное беспокойство, трудность или невозможность  нахождения и удержания артикуляционных  поз; быстрая истощаемость движений лицевой и мимической мускулатуры  и артикуляционного аппарата.

    Имеют место нарушения фонетической стороны  речи: страдает артикуляция, голос и  другие просодические компоненты языка.

    Нарушение звукопроизношения выражается в  искажениях артикуляции, смещениях, заменах, пропусках звуков. Сложные звуки  заменяются более простыми по своим  акустико-артикуляционным признакам.

    Мелодико-интонационные  расстройства, вызваны нарушением дыхания, влияют на разборчивость и эмоциональную  выразительность речи.

    Речевые нарушения носят системный характер: недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон.

    Характерным является позднее развитие речи. В  основе дефектов звукопроизношения  лежит ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушение речевой  моторики. У исследуемых детей  выявлены нарушения произношения артикуляторно  сложных звуков: свистящие, шипящие, реже сонорные.

    Замены  чаще всего осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства (т-с, ш-с, с-з, с-ж). Отмечается большая трудность  использования в самостоятельной  речи имеющихся правильных установок.

    У данной группы детей нарушение лексики  проявляется в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, трудности актуализации словаря, несформированности структуры значения слова, нарушении процесса организации семантических полей.

    Несформированность  грамматической стороны речи проявляется  в аграмматизмах. Недостаточно сформированные морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

    Связные высказывания малоразвернуты фрагментарны; нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. В процессе связного высказывания дети с нарушением интеллекта нуждались  в систематической помощи со стороны  педагога: в виде вопросов, подсказки, стимуляции высказываний.

    Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых  функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового  анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, процессов  памяти, внимания восприятия.

    У данной группы детей отмечается недифференцированность слухового восприятия, звукового  анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение, что приводит к  искажениям письменной речи.

    Результаты  обследования письма показали, что  частыми являются замены, пропуски и смещения букв, обозначающие звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также, опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное  произношение на письме, что проявляется  в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам  звуков в устной речи. У данной группы детей чаще заменялись буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, реже – аффрикаты и сонорные. Наблюдались трудности в обозначении мягкости согласных гласными второго ряда и мягким знаком. Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение: несформированность языковых и речевых средств языка. Псевдобульбарная дизартрия; акустико-артикуляционная дисграфия. 
 

Глава III. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование  и принципы логопедического  воздействия

    Анализ  данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформирована психологическая  база речи, речевые нарушения носят  системный характер (недоразвиты  все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон); отмечаются дизартрические расстройства, возникшие при поражении двигательных корково-ядерных путей: повышение  мышечного тонуса в артикуляционной  мускулатуре, ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, недостаточность произвольных движений языка, имеются синкинезии; расстройства просодической стороны речи. Результаты обследования письма показали, что  недифференцированность слухового  восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза  и неправильное звукопроизношение  приводит к нарушениям письменной речи. Эти нарушения проявляются в  заменах, пропусках и смешениях  букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам.

    Вместе  с тем, нами выявлено наличие определенных возможностей, которые смогли бы улучшить работы с учащимися, направленную на предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной  дисграфии.

Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью