Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа
Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7
1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12
1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида
2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21
2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25
2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43
Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического
воздействия ……………………………………………………………………. 56
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58
3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67
Заключение …………………………………………………………………….. 72
Список литературы ……………………………………………………………..76
Приложение
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Вывод. В ходе обследования выявилось, что большую трудность для детей с нарушением интеллекта представляют все виды языкового анализа.
Таблица 6
Результаты обследования активного словаря понимания речи
Учащиеся | Понимание речи | Активный словарь | ||||
Обследование понимания номинативной стороны речи | Обследование понимания предложений | Обследование понимания грамматических форм | Обследование слов, обозначающих | |||
Предметы | Название признаков предмета | Названия действий людей, животных | ||||
Андрей К. | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Андрей Н. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Анна П. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Алексей Б. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Светлана П. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Катя К. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Кирилл С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Михаил П. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Николай С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сергей К. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Вывод. Анализируя результаты выполнения учащимися заданий, можно выделить специфические особенности активного словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей с нарушением интеллекта преобладают существительные с конкретным значением. Отсутствие в речи слов обобщающего характера; бедность глагольной лексики (отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных, имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками), редкое употребление слов, обозначающих признаки предмета.
Отмечается не понимание инверсионных и сравнительных конструкций; логико-грамматических отношений.
Эти особенности тесно связаны с особенностями формирования познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Таблица 7
Результаты обследования грамматического строя.
Учащиеся | Задания | ||||
Составление предложений | Подстановка недостающего предлога | Пересказ текста | Рассказ из собственного опыта | Словоизменение. Образование уменьшительной формы существительного | |
Андрей К. | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Андрей Н. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Анна П. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Алексей Б. | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 |
Светлана П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Екатерина К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Кирилл С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Михаил П. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Николай С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Сергей К. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок;
0 баллов – не выполнил.
Вывод.
Анализ и сопоставление результатов
логопедического и психолого-
Нарушение ручной моторики проявляются в нарушении точности, быстроты и координации движений.
В артикуляционной и мимической мускулатуре отмечаются порезы, изменения мышечного тонуса.
В речевой моторике нарушено функционирование тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Ограничено движение языка, язык напряжен, движения его некоординированы, повышенно саливация. Недостаточность иннервации органов артикуляции оказывает влияние на произнесение отдельных звуков, на переключаемость отдельных движений.
При исследовании мимической мускулатуры выявлено затруднение в выполнении таких заданий, как поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз.
Отмечается нарушение дифференцированных движений губ, языка; двигательное беспокойство, трудность или невозможность нахождения и удержания артикуляционных поз; быстрая истощаемость движений лицевой и мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата.
Имеют место нарушения фонетической стороны речи: страдает артикуляция, голос и другие просодические компоненты языка.
Нарушение
звукопроизношения выражается в
искажениях артикуляции, смещениях, заменах,
пропусках звуков. Сложные звуки
заменяются более простыми по своим
акустико-артикуляционным
Мелодико-интонационные расстройства, вызваны нарушением дыхания, влияют на разборчивость и эмоциональную выразительность речи.
Речевые
нарушения носят системный
Характерным является позднее развитие речи. В основе дефектов звукопроизношения лежит ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушение речевой моторики. У исследуемых детей выявлены нарушения произношения артикуляторно сложных звуков: свистящие, шипящие, реже сонорные.
Замены
чаще всего осуществляются по признаку
акустико-артикуляционного сходства (т-с,
ш-с, с-з, с-ж). Отмечается большая трудность
использования в
У данной группы детей нарушение лексики проявляется в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, трудности актуализации словаря, несформированности структуры значения слова, нарушении процесса организации семантических полей.
Несформированность
грамматической стороны речи проявляется
в аграмматизмах. Недостаточно сформированные
морфологические формы
Связные высказывания малоразвернуты фрагментарны; нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. В процессе связного высказывания дети с нарушением интеллекта нуждались в систематической помощи со стороны педагога: в виде вопросов, подсказки, стимуляции высказываний.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, процессов памяти, внимания восприятия.
У
данной группы детей отмечается недифференцированность
слухового восприятия, звукового
анализа и синтеза и
Результаты
обследования письма показали, что
частыми являются замены, пропуски
и смещения букв, обозначающие звуки,
сходные по артикуляции и звучанию,
а также, опираясь в процессе проговаривания
на неправильное произношение звуков,
ребенок отражает свое дефектное
произношение на письме, что проявляется
в заменах и пропусках букв,
соответствующих заменам и
Глава III. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического воздействия
Анализ
данных констатирующего эксперимента
подтвердил, что у учащихся с нарушением
интеллекта не сформирована психологическая
база речи, речевые нарушения носят
системный характер (недоразвиты
все компоненты устной речи, касающиеся
фонетико-фонематической, лексико-грамматической
сторон); отмечаются дизартрические расстройства,
возникшие при поражении
Вместе
с тем, нами выявлено наличие определенных
возможностей, которые смогли бы улучшить
работы с учащимися, направленную на
предупреждение и преодоление акустико-
Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью