Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции

1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7

1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12

1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида

2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21

2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25

2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43

Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического

воздействия ……………………………………………………………………. 56

3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58

3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67

Заключение …………………………………………………………………….. 72

Список литературы ……………………………………………………………..76

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЛОГОПЕДИИ.docx

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Анализ  анамнестических данных, медицинской  документации, протоколов МППК позволил установить, что у всех исследуемых  детей пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды протекали  с отклонениями: тяжелые токсикозы  беременности, инфекции, интоксикации, в том числе и лекарственными препаратами, хронические заболевания  матери, употребление алкоголя, курение  во время беременности, патология  родов, травмы, родовозбуждение, инфекционный заболевания детей, перенесенные в  раннем возрасте. В анамнезе отмечается органическое поражение центральной  нервной системы, повлекшее снижение интеллекта до степени дебильности. Ранее психомоторное и речевое  развитие протекало с задержкой. 

    Изучение  психологической базы речи исследуемых  детей показало недостаточность  всех уровней мыслительной деятельности: затруднено решение простейших практических действительных задач; еще большие  трудности вызывают у учеников задания, предусматривающие использование  наглядно-образного мышления; наибольшую сложность представляют задания, требующие  от учащихся словесно-логического мышления. Следует подчеркнуть стереотипность мышления.

    Отмечается  низкий и очень низкий уровень  развития памяти (обычно пользуются непреднамеренным запоминанием). Запоминают то, что привлекает внимание, кажется интересным, воспринимают подчас всего лишь отдельные детали.

    Восприятие  замедленно, отмечается недифференцированностью: рассматривая предмет, дети видят его  в общих чертах, не замечая специфических  особенностей. Значительные отклонения от нормы выявлены у исследуемых  детей и в ориентировке в пространстве.

    Вывод. Симптомы органического поражения  центральной нервной системы  у исследуемых детей проявлялись  в виде расстройства двигательной сферы  общей и мелком моторики. Нарушения  общей моторики характеризуются  замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Отмечается ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, синкинезии, нарушения мышечного тонуса; у  некоторых детей движения являлись бесцельными.

    Наиболее  ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных  двигательных актов, требующих четкого  управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации  движений. У всех детей отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев  рук, что проявляется в нарушении  точности, координированности движений, неполноценности выполнения пальцевых  проб, нарушении переключения от одного движения к другому. У 60% наблюдалась  невозможность удерживать позы. 
 
 
 
 

    Таблица 2

    Обследование  состояния органов артикуляционного аппарата.

  Выявлены  нарушения
Количество  человек %
1. Обследование  анатомического состояния артикуляционного  аппарата Небольшое отклонение от нормы:

10 чел.

Небольшое отклонение от нормы:

100

2. Исследование  двигательных функций артикуляторного  аппарата 10 100
3. Исследование  динамической организации движений  органов артикуляционного аппарата 10 100
4. Обследование  мимической мускулатуры 10 100
 

    Вывод. При обследовании анатомического состояния  артикуляционного аппарата у исследуемых  детей выявлены небольшие отклонения от нормы: толстые губы (1 чел.), кривые зубы (4 чел.), напряженный язык (8 чел.), вялый язык (2 чел.). при исследовании двигательной функции губ отмечалась невозможность поднять верхнюю  губу так, чтобы были видны верхние  зубы, и опустить нижнюю губу так, чтобы  были видны нижние зубы.

    При исследовании двигательной функции  языка у 8 человек отмечалась невозможность  положить широкий язык на верхнюю  губу, язык был напряжен, наблюдался тремор языка.

    Исследование  динамической организации движений артикуляционного аппарата выявило  недифференцированность движений, нарушение  плавности движений, напряженность  языка, ограниченность движений языка, отмечается нарастающее утомление, недостаточность сокращения мягкого  неба; сглаженность носогубных складок; саливация.

    При исследовании мимической мускулатуры  отмечалось низкое качество выполнения заданий, ограничение объема движений, синкинезии, саливация, напряженность. У всех детей наблюдалась неспособность нахмурить, поднять брови, подмигнуть. Яркая моторная недостаточность, проявляемая при выполнении сложных двигательных актов, что свидетельствует о недоразвитии кинестетической чувствительности, которое влечет за собой нарушение единства действия органа-исполнителя и ощущения от его движения. Данное исследование выявило нарушение артикуляционных движений у 10 человек (100%). Наличие неврологической симптоматики указывает на органическое поражение центральной нервной системы.

    Таблица 3

    Результаты  обследования звукопроизношения.

Учащиеся Итого Гласные Свистящие и шипящие Аффрикаты Соноры Парные звонкие  и глухие согласные Йотированные  согласные
    11     18б.     4     2     3     3     2     4
    22     18б.     4     2     3     2     3     4
    33     17б.     4     2     2     3     2     4
    44     17б.     4     2     2     2     3     4
    55     19б.     4     2     3     3     3     4
    66     19б.     4     2     3     3     3     4
    77     17б.     4     2     3     2     2     4
    88     17б.     4     2     3     2     2     4
    99     18б.     4     2     3     3     3     4
    110     19б.     4     2     3     3     3     4
 
 

    4 балла – нормативное произношение;

    3 балла – один или несколько  звуков доступны произношению, но  в спонтанной речи подвергаются  заменам;

    2 балла – искажается или заменяется  звук во всех речевых ситуациях.

    Вывод. По данным таблицы можно проследить, что у данной группы учащихся недостатки звукопроизношения выражались в  виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких  и глухих согласных. Особенностью нарушений  звукопроизношения является большая  трудность использования в самостоятельной  речи имеющихся правильных артикуляторных установок. 

    Результаты  обследования просодики.

    Просодическая сторона речи у всех исследуемых  детей сформирована с нарушениями. Отмечаются назализация, нарушение  речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный).

    Эти расстройства влияют на разборчивость  и эмоциональную выразительность  речи детей. 
 
 
 

Таблица 4

Обследование  слоговой структуры слова.

  Двусложные  слова со стечением согласных Трехсложные слова со стечением согласных Четырехсложные  слова
В начале и середине слова В конце слова С открытыми  слогами Со стечением  согласных
Пропуски  звуков и слогов - - 4 человека 2 6
Перестановка  звуков - - - - 2
Перестановка  слогов - - 3 человека 4 4

    Вывод. У исследуемых детей наблюдается  искажение слоговой структуры, которая  проявляется, начиная с трехсложных  слов, чаще в словах со стечением  согласных. В большинстве случаев  наблюдается перестановка слогов и  пропуск звука или слога. Чаще искажаются слова мало знакомые и  редко употребляемые.

    Таблица 5

    Обследование  звукового анализа слова

  Содержание  задания
Определить  количество звуков в  словах Выделить  последовательно  каждый звук в слове Определить  последний согласный  звук в слове Выделить  согласный звук из начала слова Сравнить  слова по звуковому  составу (мак, бак) Закончить слова
Андрей  К. 2 1 2 3 2 2
Андрей  Н. 2 2 3 3 2 3
Анна  П. 1 1 2 2 1 1
Алеша Б. 1 1 2 3 2 2
Света П 2 2 3 3 2 3
Катя  К 2 2 3 3 2 3
Кирилл  С. 2 2 2 2 2 3
Миша  П 2 1 2 2 1 2
Коля  С. 3 2 3 2 2 3
Сергей  К  1 1 2 2 1 2

Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью