Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа
Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7
1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12
1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида
2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21
2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25
2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43
Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического
воздействия ……………………………………………………………………. 56
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58
3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67
Заключение …………………………………………………………………….. 72
Список литературы ……………………………………………………………..76
Приложение
Анализ
анамнестических данных, медицинской
документации, протоколов МППК позволил
установить, что у всех исследуемых
детей пренатальный, перинатальный,
постнатальный периоды
Изучение
психологической базы речи исследуемых
детей показало недостаточность
всех уровней мыслительной деятельности:
затруднено решение простейших практических
действительных задач; еще большие
трудности вызывают у учеников задания,
предусматривающие
Отмечается низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользуются непреднамеренным запоминанием). Запоминают то, что привлекает внимание, кажется интересным, воспринимают подчас всего лишь отдельные детали.
Восприятие замедленно, отмечается недифференцированностью: рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Значительные отклонения от нормы выявлены у исследуемых детей и в ориентировке в пространстве.
Вывод.
Симптомы органического поражения
центральной нервной системы
у исследуемых детей
Наиболее
ярко недостаточность общей моторики
проявляется при выполнении сложных
двигательных актов, требующих четкого
управления движениями, точной работы
различных мышечных групп, правильной
пространственно-временной
Таблица 2
Обследование
состояния органов
Выявлены нарушения | ||
Количество человек | % | |
1. Обследование
анатомического состояния |
Небольшое отклонение
от нормы:
10 чел. |
Небольшое отклонение
от нормы:
100 |
2. Исследование
двигательных функций |
10 | 100 |
3. Исследование
динамической организации |
10 | 100 |
4. Обследование мимической мускулатуры | 10 | 100 |
Вывод. При обследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата у исследуемых детей выявлены небольшие отклонения от нормы: толстые губы (1 чел.), кривые зубы (4 чел.), напряженный язык (8 чел.), вялый язык (2 чел.). при исследовании двигательной функции губ отмечалась невозможность поднять верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы, и опустить нижнюю губу так, чтобы были видны нижние зубы.
При исследовании двигательной функции языка у 8 человек отмечалась невозможность положить широкий язык на верхнюю губу, язык был напряжен, наблюдался тремор языка.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата выявило недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, ограниченность движений языка, отмечается нарастающее утомление, недостаточность сокращения мягкого неба; сглаженность носогубных складок; саливация.
При исследовании мимической мускулатуры отмечалось низкое качество выполнения заданий, ограничение объема движений, синкинезии, саливация, напряженность. У всех детей наблюдалась неспособность нахмурить, поднять брови, подмигнуть. Яркая моторная недостаточность, проявляемая при выполнении сложных двигательных актов, что свидетельствует о недоразвитии кинестетической чувствительности, которое влечет за собой нарушение единства действия органа-исполнителя и ощущения от его движения. Данное исследование выявило нарушение артикуляционных движений у 10 человек (100%). Наличие неврологической симптоматики указывает на органическое поражение центральной нервной системы.
Таблица 3
Результаты обследования звукопроизношения.
Учащиеся | Итого | Гласные | Свистящие и шипящие | Аффрикаты | Соноры | Парные звонкие и глухие согласные | Йотированные согласные |
11 | 18б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 |
22 | 18б. | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 |
33 | 17б. | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 |
44 | 17б. | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 |
55 | 19б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
66 | 19б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
77 | 17б. | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 |
88 | 17б. | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 |
99 | 18б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
110 | 19б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
4
балла – нормативное
3
балла – один или несколько
звуков доступны произношению, но
в спонтанной речи
2
балла – искажается или
Вывод.
По данным таблицы можно проследить,
что у данной группы учащихся недостатки
звукопроизношения выражались в
виде замен, искажений, смешений. Замены
осуществляются по признаку акустико-артикуляционного
сходства. Чаще всего страдает произношение
свистящих, шипящих, парных звонких
и глухих согласных. Особенностью нарушений
звукопроизношения является большая
трудность использования в
Результаты обследования просодики.
Просодическая сторона речи у всех исследуемых детей сформирована с нарушениями. Отмечаются назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный).
Эти
расстройства влияют на разборчивость
и эмоциональную
Таблица 4
Обследование слоговой структуры слова.
Двусложные слова со стечением согласных | Трехсложные слова со стечением согласных | Четырехсложные слова | |||
В начале и середине слова | В конце слова | С открытыми слогами | Со стечением согласных | ||
Пропуски звуков и слогов | - | - | 4 человека | 2 | 6 |
Перестановка звуков | - | - | - | - | 2 |
Перестановка слогов | - | - | 3 человека | 4 | 4 |
Вывод.
У исследуемых детей
Таблица 5
Обследование звукового анализа слова
Содержание задания | ||||||
Определить количество звуков в словах | Выделить последовательно каждый звук в слове | Определить последний согласный звук в слове | Выделить согласный звук из начала слова | Сравнить слова по звуковому составу (мак, бак) | Закончить слова | |
Андрей К. | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Андрей Н. | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Анна П. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Алеша Б. | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Света П | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Катя К | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Кирилл С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Миша П | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Коля С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Сергей К | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью