Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа
Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7
1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12
1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида
2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21
2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25
2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43
Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического
воздействия ……………………………………………………………………. 56
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58
3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67
Заключение …………………………………………………………………….. 72
Список литературы ……………………………………………………………..76
Приложение
3.Повторение за логопедом слогового ряда:
-
со звонкими и глухими звуками:
- с шипящими и свистящими: са-ша-са, шо-су-са ,за-жа-за;
- сонорами: ра-ла-ла, ла-ра-ла;
4. Выделение исследуемого звука среди слогов: ла, ка, ша, со, ны, ма, си;
5 Выделение исследуемого звука среди слов: лужа, рука, дорога, кровать;
6. Называние слов с исследуемым звуком;
7.
Определение исследуемого
8. Определение места звука в словах (начало, середина, конец);
9. Раскладывание картинок в два ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш».
X. Обследование звукового анализа слова.
Определить количество звуков в словах: ус, дом, баран ,ромашка
Выделить последовательно каждый звук в словах: мак, зонт, танкист, самолет.
Определить третий звук в слове: сосна, чулки.
Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, щенок, стол.
Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.
Сравнить слова по звуковому составу: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук.
Закончить слова: бара…, пету…, само… .
Отмечается сформированность навыков звукового анализа.
XI. Обследование понимания речи.
Обследование понимания номинативной стороны речи.
а) Показ называемых предметов: называются окружающие ребенка предметы.
б) Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы.»
в) Понимание слов, обозначающих признаки.
г) Понимание действий, изображенных на картинках.
д) Понимание пространственных наречий: вверх, в стороны, вправо, влево.
2.
Обследование понимания
а) Выполнение действий в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности: «Достань книгу из шкафа и положи ее на стол, а сам сядь на стул».
б) Понимание инверсионных конструкций типа:
- ребенок должен определить, что сделано раньше: «Я умылся после того, как сделал зарядку».
-
прочитать предложение и
(Петю встретил Миша.)
Обследование понимания грамматических форм. - Понимание логико-грамматических отношений.
-
Понимание отношений,
- Понимание падежных окончаний.
-
Понимание числа, рода
-
Понимание глаголов
XII. Обследование активного словаря.
Обследование слов, обозначающих предметы:
а) называние предметов, изображенных на предъявленных картинках;
б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник;
в) называние предмета по его описанию: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»
г) называние детенышей домашних и диких животных;
2. Название признаков предмета:
а) морковь сладкая, а редька…
б) подобрать признаки к предметам: елка какая?
3. Название действий людей и животных:
а) повар (почтальон, учитель) что делает?
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка…
XIII. Обследование грамматического строя.
Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.
Составление предложений по опорным словам.
Подстановка недостающего предлога в предложении.
Пересказ текста после прослушивания.
Рассказ из собственного опыта.
Словоизменение:
а) употребление существительного в различных падежах;
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных;
в) употребление предлогов;
7. Словообразование:
а) образование уменьшительной формы существительного.
Отмечаются
нарушения согласования и управления.
XIV. Обследование чтения.
Обследование усвоения букв:
- назвать указанную букву.
-
найти буквы, обозначающие
- назвать букву, перечеркнутую штрихами;
2. Обследование чтения слогов:
-
прочитать прямые слоги;
- прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными.
3. Обследование чтения слов:
-
прочитать слова различной
-
при обследовании понимания
а) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку (зуб – суп, жук – сук, папа – баба, коза – коса);
б) прочитать слова с пропущенными буквами ( руч…а,…апочки, к…ышка).
4.
Обследование чтения
-
прочитать предложение и
- прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются сюжетные картинки и карточки с предложениями).
5.
Обследование чтения текста
Отмечается не усвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого.
XV. Обследование письма.
Письмо по слуху:
Записать
буквы: строчные и прописные; близкие
по месту образования и
Записать слоги: прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог, оппозиционные слоги.
Диктант слов различной структуры: куст, щука, утка, природа, лыжи, шкаф, сильный, старушка, перепрыгнуть.
Запись
предложения после однократного
прослушивания: На лужайках зеленая
трава. Космонавт управляет
Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.
Списывание с печатного образца:
Букв.
Слогов: со, се, эс, са,, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи.
Слов: бант, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь.
Предложений: Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки.
Текста: В Москве.
Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.
Самостоятельное письмо.
Написать прописные гласные буквы, строчные согласные.
Подписать предметные картинки.
Дать подписи к сюжетным картинкам.
Составить
предложения из данных слов и записать
их: под, лежит, зайка, кустом; на, листья,
березе, пожелтели.
2.3. Анализ экспериментальных данных
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида п.Хорлово. Всего экспериментальным участием было охвачено 10 учащихся с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости).
Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, изучения анамнеза.
Таблица 1
Результат
анализа анамнестических
Общий анамнез | Ранее психомоторное развитие | Речевой анамнез | ||||
Характер беременности | Течение родов | Перенесенные ребенком заболевания | ||||
1 | Андрей К. | Токсикоз, соматические заболевания матери | Затяжные роды | Частые простудные и инфекционные заболевания, интоксикация лекарственными препаратами | Задержанное развитие | ЗРР |
2 | Андрей Н. | Употребление алкоголя, курение | Асфиксия | Краснуха в 2 года, частые ОРЗ | Задержанное развитие | ЗРР |
3 | Анна П. | Употребление алкоголя, курение; хронический пиелонифрит | Травма шейного отдела позвоночника | Частые ОРВИ, в/оспа | Задержанное развитие | ЗРР |
4 | Алеша Б. | Тяжелый токсикоз Iполовины; | Стремительные роды, асфиксия | О. пневмония в 3 года | Задержанное развитие | ЗРР |
5 | Светлана П. | Токсикоз I половины беременности с обморочным состоянием | Обвитие плода пуповиной | Инфекционное заболевание | Задержанное развитие | ЗРР |
6 | Екатерина К. | Употребление алкоголя, курение | Родовозбуждение | Инфекционное заболевание в 1,5 года | Задержанное развитие | ЗРР |
7 | Кирилл С. | Профвредность, грипп | Родовозбуждение | О. пневмония в 2 года, дисбактериоз | Задержанное развитие | ЗРР |
8 | Михаил П. | Употребление алкоголя, курение, профвредность | Осложненные роды | Частые простудные заболевания | Задержанное развитие | ЗРР |
9 | Николай С. | Токсикоз, грипп | Травма шейного отдела позвоночника | Частые ОРВИ, дисбактериоз | Задержанное развитие | ЗРР |
10 | Сергей К. | Тяжелый токсикоз I половины, гипертония | стимулирование | Частые ОРВИ, дисбактериоз | Задержанное развитие | ЗРР |
Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью