Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции

1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7

1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12

1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида

2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21

2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25

2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43

Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического

воздействия ……………………………………………………………………. 56

3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58

3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67

Заключение …………………………………………………………………….. 72

Список литературы ……………………………………………………………..76

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЛОГОПЕДИИ.docx

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    3.Повторение  за логопедом слогового ряда:

    - со звонкими и глухими звуками:  да-та, та-да-та ,да-та-да;

    - с шипящими и свистящими: са-ша-са, шо-су-са ,за-жа-за;

    - сонорами: ра-ла-ла, ла-ра-ла;

    4. Выделение исследуемого звука  среди слогов: ла, ка, ша, со, ны, ма, си;

    5 Выделение исследуемого звука  среди слов: лужа, рука, дорога, кровать;

    6. Называние слов с исследуемым  звуком;

    7. Определение исследуемого звука  в назывании картинок;

    8. Определение места звука в  словах (начало, середина, конец);

    9. Раскладывание картинок в два  ряда: в первый со звуком «с»,  во второй со звуком «ш». 

    X. Обследование звукового анализа слова.

    Определить  количество звуков в словах: ус, дом, баран ,ромашка 

    Выделить  последовательно каждый звук в словах: мак, зонт, танкист, самолет.

    Определить  третий звук в слове: сосна, чулки.

    Определить  последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, щенок, стол.

    Выделить  согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

    Сравнить  слова по звуковому составу: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук.

    Закончить слова: бара…, пету…, само… .

    Отмечается  сформированность навыков звукового  анализа.

    XI. Обследование понимания речи.

    Обследование  понимания номинативной стороны  речи.

    а) Показ называемых предметов: называются окружающие ребенка предметы.

    б) Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы.»

    в) Понимание слов, обозначающих признаки.

    г) Понимание действий, изображенных на картинках.

    д) Понимание пространственных наречий: вверх, в стороны, вправо, влево.

    2. Обследование понимания предложения.

    а) Выполнение действий в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности: «Достань книгу  из шкафа и положи ее на стол, а  сам сядь на стул».

    б) Понимание инверсионных конструкций  типа:

    - ребенок должен определить, что  сделано раньше: «Я умылся после  того, как сделал зарядку».

    - прочитать предложение и ответить  на вопрос: «Кто приехал ?»

    (Петю  встретил Миша.)

    Обследование  понимания грамматических форм. - Понимание  логико-грамматических отношений.

    - Понимание отношений, выраженных  предлогами.

    - Понимание падежных окончаний.

    - Понимание числа, рода прилагательных.

    - Понимание глаголов совершенного  и несовершенного вида.

    XII. Обследование активного словаря.

    Обследование  слов, обозначающих предметы:

    а) называние предметов, изображенных на предъявленных картинках;

    б) самостоятельное дополнение данного  тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник;

    в) называние предмета по его описанию: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»

    г) называние детенышей домашних и  диких животных;

    2. Название признаков предмета:

    а) морковь сладкая, а редька…

    б) подобрать признаки к предметам: елка какая?

    3. Название действий людей и  животных:

    а) повар (почтальон, учитель) что делает?

    б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка…

    XIII. Обследование грамматического строя.

    Составление предложений по сюжетной картинке и  серии сюжетных картин.

    Составление предложений по опорным словам.

    Подстановка недостающего предлога в предложении.

    Пересказ  текста после прослушивания.

    Рассказ из собственного опыта.

    Словоизменение:

    а) употребление существительного в различных  падежах;

    б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных;

    в) употребление предлогов;

    7. Словообразование:

    а) образование уменьшительной формы  существительного.

    Отмечаются  нарушения согласования и управления. 

    XIV. Обследование чтения.

    Обследование  усвоения букв:

    - назвать указанную букву.

    - найти буквы, обозначающие звуки  (близкие по способу и месту  образования и акустическим признакам);

    - назвать букву, перечеркнутую  штрихами;

    2. Обследование чтения слогов:

    - прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных;

    - прочитать слоги с твердыми  и мягкими согласными.

    3. Обследование чтения слов:

    - прочитать слова различной звукослоговой  структуры (рак, осы, сажа, луна, очки, отряд, рюкзак, снежок, ножницы,  полотенце);

    - при обследовании понимания слов  предлагаются задания :

    а) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую  картинку (зуб – суп, жук –  сук, папа – баба, коза – коса);

    б) прочитать слова с пропущенными буквами ( руч…а,…апочки, к…ышка).

    4. Обследование чтения предложений:

    - прочитать предложение и выполнить  соответствующее действие: «Возьми  ручку»;

    - прочитать предложение, найти  соответствующую картинку (предлагаются  сюжетные картинки и карточки  с предложениями).

    5. Обследование чтения текста проводят  на основе пересказа и ответов  на вопросы о прочитанном.

    Отмечается  не усвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звукослоговой  структуры слова, нарушение понимания  читаемого.

    XV. Обследование письма.

    Письмо  по слуху:

    Записать  буквы: строчные и прописные; близкие  по месту образования и акустическим признакам.

    Записать  слоги: прямые, обратные, закрытые, со стечением  согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог, оппозиционные слоги.

    Диктант слов различной структуры: куст, щука, утка, природа, лыжи, шкаф, сильный, старушка, перепрыгнуть.

    Запись  предложения после однократного прослушивания: На лужайках зеленая  трава. Космонавт управляет космическим  кораблем.

    Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие  по способу и месту образования  и акустическим признакам.

    Списывание  с печатного образца:

    Букв.

    Слогов: со, се, эс, са,, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи.

    Слов: бант, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь.

    Предложений: Вот замелькали в воздухе белые  пушистые снежинки.

    Текста: В Москве.

    Хороша  Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах  много цветов.

    Самостоятельное письмо.

    Написать  прописные гласные буквы, строчные согласные.

    Подписать предметные картинки.

    Дать  подписи к сюжетным картинкам.

    Составить предложения из данных слов и записать их: под, лежит, зайка, кустом; на, листья, березе, пожелтели. 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ экспериментальных данных

    В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида п.Хорлово. Всего экспериментальным участием было охвачено 10 учащихся с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости).

    Обследование  начиналось со сбора общих сведений о ребенке, изучения анамнеза.

    Таблица 1

    Результат анализа анамнестических данных.

  Общий анамнез Ранее психомоторное  развитие Речевой анамнез
Характер  беременности Течение родов Перенесенные  ребенком заболевания
1 Андрей К. Токсикоз, соматические заболевания матери Затяжные роды Частые простудные и инфекционные заболевания, интоксикация лекарственными препаратами Задержанное развитие ЗРР
2 Андрей Н. Употребление  алкоголя, курение Асфиксия Краснуха в 2 года, частые ОРЗ Задержанное развитие ЗРР
3 Анна П. Употребление  алкоголя, курение; хронический пиелонифрит Травма шейного  отдела позвоночника Частые ОРВИ, в/оспа Задержанное развитие ЗРР 
4 Алеша Б. Тяжелый токсикоз Iполовины; Стремительные роды, асфиксия О. пневмония  в 3 года Задержанное развитие ЗРР
5 Светлана П. Токсикоз I половины беременности с обморочным состоянием Обвитие плода  пуповиной Инфекционное  заболевание Задержанное развитие ЗРР
6 Екатерина К. Употребление  алкоголя, курение Родовозбуждение Инфекционное  заболевание в 1,5 года Задержанное развитие ЗРР
7 Кирилл С. Профвредность, грипп Родовозбуждение О. пневмония  в 2 года, дисбактериоз Задержанное развитие ЗРР
8 Михаил П. Употребление  алкоголя, курение, профвредность Осложненные роды Частые простудные заболевания Задержанное развитие ЗРР
9 Николай С. Токсикоз, грипп Травма шейного  отдела позвоночника Частые ОРВИ, дисбактериоз Задержанное развитие ЗРР
10 Сергей К. Тяжелый токсикоз I половины, гипертония стимулирование Частые ОРВИ, дисбактериоз Задержанное развитие ЗРР

Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью