Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции

1.1Анализ специальной литературы по проблеме исследования …………. 7

1.2.Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи ……………………………………………. 12

1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников …………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида

2.1.Характеристика речи детей с нарушением интеллекта ………………… 21

2.2. Методика исследования …………………………………………………. 25

2.3. Анализ экспериментальных данных ……………………………………. 43

Глава 3. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедического

воздействия ……………………………………………………………………. 56

3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов школы VIII вида по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии …………………………………………………. 58

3. 3. Анализ обучающего эксперимента ………………………………………67

Заключение …………………………………………………………………….. 72

Список литературы ……………………………………………………………..76

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЛОГОПЕДИИ.docx

— 124.00 Кб (Скачать документ)

      Детям предлагались задания: повторить  за логопедом движения на ходьбу  по кругу, в обратном направлении,  через круг. Начать ходьбу от  центра круга направо, пройти  круг, вернуться в центр слева.  Пройти кабинет из правого  угла через центр по диагонали,  обойти кабинет вокруг и вернуться  в правый угол по диагонали  через центр из противоположного  угла; повернуться на месте вокруг  себя и поскоками передвигаться  по кабинету, начиная движения  справа; то же выполнить слева;  по словесной инструкции.

    Отмечались  ошибки в пространственной координации; незнание сторон тела, ведущей руки.

    Исследовался  темп.

    а) в течение определенного времени  ребенку предлагалось удерживать заданный темп в движениях рук, показанных логопедом.

    б) письменная проба: предлагалось чертить  на бумаге палочки в строчку в  течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить  как можно быстрее, в течение  следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

    Отмечался темп выполнения: нормальный, ускоренный, быстрый, замедленный, медленный.

    IV. Для обследования произвольной моторики пальцев рук у детей исследовалось:

    1.Статическая  координация движений.

    Детям предлагались следующие задания:

    а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет;

    б) аналогично выполнить левой рукой;

    в) удерживание поз “зайчик”, “коза”, “колечко” под счет.

    Динамическая  координация движений.

    а) выполнить под счет: пальцы сжать  в кулак – разжать (5-8 раз) на правой руке, левой, обеих руках;

    б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8раз) на правой, левой, обеих руках;

    в) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, начиная  со второго пальца правой руки, затем  левой, обеих рук одновременно;

    г) положить вторые пальцы на третьи на обеих  руках (5-8раз).

    Отмечается  качество выполнения проб; напряженность, скованность движений; нарушение  переключения от одного движения к  другому; наличие синкинезий, невозможность  удержания позы.

    V. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата включало: обследование его анатомического строения и двигательной функции.

    Обследование  моторики органов артикуляционного аппарата:

    1. Исследование двигательной функции  губ по словесной инструкции  проводилось после выполнения  по показу.

    Предлагались  следующие задания:

    а) сомкнуть губы;

    б) округлить губы, как при произношении звука «о»,- удержать позу под счет;

    в) вытянуть губы в трубочку;

    г) сделать «хоботок»;

    д) растянуть губы в «улыбке»;

    е) поднять верхнюю губу вверх (видны  верхние зубы);

    ж) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы);

    з) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

    и) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

    Отмечался диапазон движений, наличие содружественных  движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов.

    1. Исследование двигательной функции  челюсти проводилось по показу, затем по словесной инструкции. Предлагались следующие задания: 

    а) широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;

    б) сделать движение нижней челюстью вправо;

    в) сделать движение влево;

    г) выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

    Отмечалось: объем движения челюсти; наличие  содружественных движений, тремора, саливации.

    3. Исследование двигательных функций  языка (объем и качество движений  языка) проводилось по показу  и словесной инструкции.

    Предлагались  следующие задания:

    а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет;

    б) положить широкий язык на верхнюю  губу и подержать под счет;

    в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый  угол, касаясь губ;

    г) сделать язык « лопатой», а затем  «иголочкой»;

    е) выдвинуть широкий язык вперед, а  затем занести назад в ротовую  полость. Отмечалось: диапазон движений языка; содружественные движения; тремор, гиперкинезы, саливация; удерживается ли язык в определенном положении.

    4. При исследовании двигательной  функции мягкого неба, детям предлагалось:

    а) широко открыть рот, четко произнести звук «а» и закрыть;

    б) сделать движение нижней челюстью вправо, влево, выдвинуть вперед.

    При выполнении задания отмечался объем  движений; наличие содружественных  движений, тремора, саливации.

    5. Для исследования двигательных  функций языка (объема и качества  движений) применялись следующие  задания:

    а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5 (на верхнюю  губу);

    б) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь  губ;

    в) сделать язык «лопаточкой», а затем  «иголочкой»;

    г) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;

    д) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка  положить на нижнюю губу и закрыть  глаза (поддерживать рукой спину  ребенка).

    6. Исследование двигательной функции  мягкого неба:

    а) произнести звук «а» широко открытым ртом;

    б) при высунутом языке надуть щеки и сделать сильный выдох.

    Отмечалось: объем движений, наличие содружественных  движений, гиперкинезов, саливации; активность небной занавески.

    7. При исследовании продолжительности  и силы выдоха предлагалось  сыграть на духовом инструменте- игрушке; сделать выдох на легкий предмет.

    При исследовании динамической организации  движений, предъявляемый комплекс движений проводился по показу, а затем по словесной инструкции:

    Оскалить  зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести  язык за нижние зубы, закрыть рот.

    Широко  открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем  опустить за нижние зубы и закрыть  рот.

    Повторить звуковой или слоговой ряд несколько  раз: «а-и-у», «у-и-а»,

    «ка-па-та», «па-ка-та».

    Отмечались  замены одного движения другим, поиск  артикуляции, переключение с одной  артикуляционной позы на другую, застревание  на одном движении, недифференцированность движений.

    Приемы  исследования мимической мускулатуры  позволяют обнаружить поражение  черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.

    1. Исследование объема и качества  движений:

    - мышц лба: нахмурить брови;  поднять брови; наморщить лоб;

    - мышц глаз: легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; подмигнуть;

    - мышц щек: надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе  щеки одновременно; втянуть щеки  в рот.

    Отмечается  правильность выполнения, появление  содружественных движений, объем  движения.

    Исследование  возможности произвольного формирования определенных мимических поз:

    - выразить мимикой лица: удивление;  радость; испуг; грусть; сердитое  лицо.

    3. Исследование символического праксиса:

    -свист;  поцелуй; улыбка; оскал; плевок; цоканье.

    Отмечается  правильность выполнения; объем движений; появление содружественных движений, саливации, гиперкинезов; напряженность.

    VI. Обследование фонетической стороны речи.

    Обследование  произношения звуков.

    Давались  задания произнести звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Используются специально подобранные  предметные и сюжетные картинки. В  их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит  в начале, середине, конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные - а, о, у, э, и, ы; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, с, з, з, ц, ш, ж ,ч; сонорные – р, р, л, л ,м, м, н, н; глухие и звонкие  парные – п – б; т – д; к  – г; ф – в; в твердом и  мягком звучании; йотированные гласные.

    Отмечалось  как звук произносится и как он используется в самостоятельной связной речи.

    Состояние просодики.

    Отмечалось  нарушение просодической стороны  речи: голоса, темпа речи, мелодико-интонационная  окраска, дыхание.

    VII. Обследование слоговой структуры слова.

    Предлагаются  для называния предметные картинки, затем логопед называет слова  для отраженного произношения:

    - односложные слова с закрытым  слогом;

    - двусложные слова из 2 прямых открытых  слогов, с 1 закрытым слогом;

    - двусложные слова со стечением  согласных в начале (середине, в  начале и середине) слова

    - односложные слова со стечением  согласных в начале (в конце)  слова;

    - трехсложные слова из 3 открытых  слогов;

    - трехсложные слова с последним  закрытым слогом;

    - трехсложные слова со стечением  согласных; 

    - четырехсложные слова с открытыми  слогами;

    - многосложные слова из сходных  звуков.

    Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:

    «На перекрестке стоит милиционер».

    «Космонавт  управляет космическим кораблем».

    Отмечается  характер искажения слоговой структуры (сокращение, опускание, уподобление, добавление слогов, добавление звуков, перестановка слогов и звуков).

    VIII. Обследование состояния функций фонематического слуха.

    Опознание фонем среди других:

    - а ,у, ы, о, у, а, о, ы,  и;

    - п, н, м, к, т, р.

    2. Различение фонем, близких по  способу и месту образования  и акустическим признакам:

    - звонких и глухих: п-б, д-т, к-г.  ж-ш. з-с,в-ф; 

    - шипящих и свистящих: с, з,  щ, ш, ж,ч;

    -соноров:  р, л, м, н;

Информация о работе Система обследования письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью