Содержание и методика проведения массовых внеклассных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:25, курсовая работа

Описание

В работе перечислены и раскрыты виды массовых мероприятий, проводимых по технологии в средней образовательной школе. Разработан план проведения недели технологии и разработаны мероприятия дня технологии.

Содержание

Введение 3
1. Содержание массовых внеклассных мероприятий 5
1.1. Олимпиада 5
1.2. Выставка 8
1.3. Техническая конференция 9
1.4. Тематические вечера 10
1.5. Устный журнал 11
1.6. Конкурс 12
1.7. Технологический турнир 13
1.8. Предметная неделя 13
2. Методика проведения предметной недели образовательной области «Технология» 17
2.1. Подготовительный этап 17
2.2. Проведение предметной недели образовательной области «Технология» 17
2.3. Подведение итогов недели «Технологии» 19
Заключение 20
Литература 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Приложение 3 25
Приложение 4 26
Приложение 5 27
Приложение 6 28
Приложение 7 29
Приложение 8 105
Приложение 9 114
Приложение 10 127

Работа состоит из  1 файл

курсовая1 Михеева М..doc

— 8.93 Мб (Скачать документ)

Блюда-добавки  к щам

В старину щи принято было подавать с мясными  пирожками или кулебякой, с рассыпчатой  гречневой кашей или крупеником, с яйцами, с картофельными запеканками, расстегаями, ватрушками. Н.В. Гоголь, большой  знаток русской кухни, приводит описание «няни» известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгами и ножками. От таких добавок пищевая ценность щей повышается многократно, и они дополняют состав щей.

Замороженные щи

Без щей русский  человек не в состоянии был  прожить и дня. Даже во Францию  ездили со своими щами. Это было возможно по хорошему морозу. Когда-то, во время  езды на почтовых лошадях, путешественники, чтобы обеспечить себя домашней пищей  на всю дорогу, брали с собой замороженные щи. Этот элемент багажа считался обязательным. Намораживали щи в кадочку и катили тройки в самые отдаленные уголки России и за ее пределы. На почтовой станции достаточно было вскипятить щи – и обед на столе. При этом вкус щей после их заморозки ничуть не ухудшался, а, наоборот, становился лучше.

 

 

Какие бывают щи?

В «Росписи царским  кушаньям», «Домострое», «Столовой  книге патриарха Филарета Никитича»  и других письменных памятниках XVI-XVII вв. упоминается большое количество разновидностей щей: с осетровым наваром, со снетками, с грибами, с мясом, с крупой.

«Богатые» щи с  мясом, ветчиной, яйцом украшали столы  московских бояр, а простой народ  готовил щи пустые, про которые  говорили с иронией: «Щи - хоть кнутом хлещи, а мяса не найти».

На севере страны щами называли и крупяной суп, а на Урале и теперь варят «толстые щи», с квашеной капустой и перловой крупой.

Но, конечно, славу  русским супам создали щи из квашеной капусты, которые с глубокой древности  были излюбленным русским блюдом! Блюдо это неизменно вызывало и вызывает удивление и восторг. Норвежский писатель Кнут Гамсун писал: «Щи – это мясной суп, но не обыкновенный не позволительно скверный мясной суп, а чудесное русское кушанье с наваром из разных сортов мяса, яйцом, сметаной зеленью… Собственно говоря, мне кажется, немыслимо есть что-либо посте щей».

Чем ели щи?

На Руси ели щи только деревянными ложками. Целые деревни  славились своими ложкарями. Формы  черенков ложек были разные: тонкие и срубы с утолщенным черешком. Разными били и не только черешки, но и сами ложки: полусферические, каплевидные, овально-заостренные. Роспись ложек делала их произведениями народного декоративного искусства. До сих пор популярны ложки с причудливыми узорами, с хохломской росписью. Деревянные ложки отличаются одной особенностью: они не обжигают губы, поэтому ими и удобно есть горячие щи.

Хозяин: «Ох, и славные  щи у моей Хозяйки.  А вы, ребята, умеете щи готовить?»

Из зрителей организуются две группы по 5 человек. Им предлагается поучаствовать в конкурсах.

  1. Игра «Крестики-нолики». Схемы заготовлены на листах ватмана. В трех направлениях схем найти выигрышные пути, объединяя овощи, специи, продукты, входящие в состав блюда – щей.

лук

картофель

морковь

горох

капуста

укроп

щавель

репа

помидор




ответы

а)


 

 

 

 

 

петрушка

фасоль

капуста

морковь

укроп

редька

чеснок

свекла

картофель





б)


 

 

 

 

 

 

укроп

хрен

лук

соль

чеснок

гвоздика

лавровый

лист

горчица

петрушка




 

в)


 

 

 

 

 

бульон

мясо

томат

фарш

сметана

жир

рыба

мука

сахар




 

г)


 

 

 

 

  1. Игра «Найди лишнее слово» - то, которого нет в технологическом процессе приготовления щей.

Предлагается  рассмотреть инструменты и посуду и исключить те, которыми не пользуются при приготовлении щей.

1)нож; 2) кастрюля; 3) дуршлаг; 4) миски; 5) шумовка; 6) поварешка; 7) терка; 8) сотейник; 9) мясорубка; 10) доска разделочная; 11) сковорода; 12) скалка 13) сито; 14) ступка; 15) миксер.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 10, 11, 14 (нужны для приготовления  щей).

Всем  участникам конкурсов раздаются  подарки – предметы кухонной утвари.

Звучит  народная мелодия. Раскрывается занавес. На сцену выходит сонный Иванушка, садится за стол.

Иванушка: «Мамка, чего-то обедать охота».

Хозяйка: «Иван, так ты и обед проспал».

Иванушка: «А чего? Сегодня праздник».

Хозяйка: «Так у  тебя каждый день праздник. Только вот спроси у тебя, какие ты знаешь народные праздники, так ты и не скажешь».

Иванушка: «А чего?»

Хозяйка: «Что ты заладил «Чего? Чего?» Я с ребятами поиграю. А ты пойди во двор, отцу помоги».

Иванушка: «Я лучше  пойду еще посплю».

Хозяйка: «Эх, Иван. Что из тебя будет? Ребята, я надеюсь вы с Ивана пример брать не будете. А сейчас давайте поиграем».

За основу возьмем  слово «праздник». Я читаю, вы поднимаете руку, ответ записывается на ватмане. Я переворачиваю листок и читаю  то слово, которое написано с другой стороны, записываю его на другом листе. В итоге получится пословица.

                     с

                 пок

             троиц

                   во

                рож

              радо

          маслен

                  ма

п

р

а

з

д

н

и

к

ас

ов

 

движение

ество

ица

ца

овей


  1. «На горах покататься, а в блинах поваляться». О каком празднике говорится в пословице?

(Масленица)

  1. На какой праздник украшали избу внутри и снаружи ветками березки, а пол застилали свежескошенной травой?

(Троица)

  1. На следующей неделе после Пасхи совершается пасхальное поминовение усопших. Этот праздник называется…

(Радоница)

  1. В этот день молодежь водила хороводы с шутливыми заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, золотые головицы».

(Маковей)

  1. Пахнет яблоками и медом

По церквам  твой короткий Спас

И гудит за корогодом

На лугах  веселый пляс.

С. Есенин

(Спас)

  1. «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком». О каком празднике говорится в этой пословице?

(Покров)

  1. На какой праздник варили кутью?

(Рождество)

  1. Этот праздник отмечают осенью. В народе говорили, что наступил капустный сезон. «Вдвижение – кафтан сдвинет – шубу надвинет».

(Воздвижение)

 

В результате составления  анаграммы мы вспомнили название некоторых праздников и в итоге получилась пословица «Три пирога с пирогом и все с творогом».

Вот мы и подошли  к последней странице – «Про пироги».

- А что же  означает слово «пирог»? Какие  пироги готовились на Руси? В  каких произведениях литературы  мы встречаемся с названием пирога?

Об этом расскажут  девочки, которые сегодня выступят в роли историков и литераторов.

 

Историки.

  1. Как необъятна и разноязычна Россия, как многообразны традиции, обычаи, привычки народов, ее населяющих, так самобытна и их кухня и, прежде всего, пироги, подлинно народное творчество, составляющее часть национальной культуры. Русские ритуальные кушанья немыслимы без пирогов. Особенно это касается семейных праздников и обрядов.  Упоминание о пирогах непрерывно связано и с народным весенним гуляньем – Масленицей. К Масленице выпекается символический пирог – «лира с жаворонками», это было гимном весне. В центральных и северных областях России к престольному празднику Маковею, который отмечался 14 августа, непременно были пироги. Маковая начинка была обязательна для пирога. На спас пекли яблочные пироги. Пирогом обозначался и конец поминального обеда. На большом блюде в окружении свечей его выносили  из дома умершего и раздавали нищим. К окончанию уборочной страды выпекали каравай с колосьями, который укладывали на расшитый рушник. Празднование сопровождалось звонкими обрядовыми песнями.
  2. Пироги были всегда неотъемлемой частью русского застолья.  И в этом нет ничего удивительного, скорее, явление это естественное и закономерное, так как главный производимый продукт – зерно, продукты его переработки. А из муки каких только удивительных изделий не сотворял изобретательный, талантливый на выдумки народ! И тут пекари проявляли не меньшее искусство, чем Левша, подковавший блоху. Казалось бы, зачем вкладывать драгоценное время в изделие, «жизнь» которого не долговечна: испек – съел. Но для россиянина пирог – не просто вкусная сытная еда, это повод для общения, встреч с близкими и друзьями, душевный праздник. Пироги – символ гостеприимства, радушия и доброжелательности. Испокон веков у россиян было принято потчевать гостей пирогами. Пирог  - праздничный хлеб. Название это происходит от древнерусского слова «пир» - праздник, торжество. А ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог. «Хлеб-соль» -  к приему дорогих, уважаемых гостей, «курник» - обрядовый пирог к свадьбе.
  3. Не случайно, согласно традиции, на следующий день после свадьбы молодая обязательно пекла пирог. Им она потчевала гостей, и те по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки. В день именин было принято печь пироги и рассылать их родным и знакомым как своеобразное приглашение на праздник. Принесший пирог ставил его на стол и говорил : «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения. Интересная роль отводилась пирогу и за праздничным столом в доме именинника. Пекли специальный пирог, который разламывали в разгар торжества над головой его виновника.  Начинка (обычно это был изюм) сыпалась на именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтоб на тебя так сыпалось золото и серебро». Не правда ли, оригинальный обряд? Наверняка и на современных праздниках по случаю дня рождения нечто подобное, безусловно, вызовет много улыбок, шуток.

Ну, какой именинный  стол может быть без пирога с капустой?  Название этого пирога – кулебяка. В словаре Даля слово «кулебяка» имеет своей основой устаревшее кулебячить, что означает «валять руками, лепить, стряпать». Заметьте ничего о начинке пирога не говорится. А между тем некоторые исследователи  считают, кулебяка происходит от финского «кала», то есть рыба. Не потому ли считается, что кулебяка должна быть с рыбой? Подают кулебяку к мясному, грибному, рыбному бульону или как закуску.

 

Литераторы.

  1. Не счесть разнообразия русских пирогов. Щедрое хлебосольство с неисчерпаемым перечнем перемен – самый излюбленный сюжет русской литературы. Достаточно вспомнить «Мертвые души» Н.В. Гоголя, в частности визит Чичикова к помещице Коробочке: «Он потянул несколько к себе носом  воздух и услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле.

- Прошу покорно  закусить, - сказала хозяйка.

Чичиков оглянулся  и увидел, что на столе стояли уже пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки с всякими припеками  – и невесть чего не было».

Надо сказать, что и сам Николай Васильевич был великим кулинаром, и не потому ли с таким знанием дела описывал хлебосольный русский стол?

  1. Вот как исследователь Д.В. Каншин описывает приготовление кулебяки с рыбной начинкой: «Настоящая кулебяка делается из кислого теста и подается всегда горячей. В кулебяку сверху рыбы кладут визигу – жилы из хребта осетра, которые будучи хорошо разварены, превращаются в студенистую прозрачную массу, делающую пирог сочным. На визигу кладут рубленные яйца, если кулебяка скоромная, а также разные крупы и приправы».
  2. Название этого пирога встречается в произведениях многих русских писателей XIX в. Вот, например, какую кулебяку заказал гурман  Петр Петрович из поэмы Гоголя «Мертвые души».

«Да кулебяку сделай на четыре угла. На один угол положи щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с луком… да еще чего знаешь там этакого… Да чтобы с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы и услышал ее во рту – как снег растаяла».

Выходят Хозяин и Хозяйка.

Хозяин: «Вот и  подошел к концу наш устный журнал. Надеемся, что вы узнали много  интересного полезного для себя».

Хозяйка: «Хозяин, куда же ты торопишься? Мы еще не все сделали».

Информация о работе Содержание и методика проведения массовых внеклассных мероприятий