Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

Затем знакомит их с одним из обитателей морского дна, который затем появляется на сцене театра марионеток (дети заранее «строят» для своих осьминожек жилища, которые располагаются напротив стульчика, на котором сидит ребенок).

Педагог предлагает зрителям полюбоваться их «жилищами», а затем с каждым осьминогом знакомит зрителей.

Закончиться этот мини-спектакль может какой-нибудь историей.  В том случае, если в беседе с детьми педагог не получит нужной информации, можно использовать следующий сюжет, в котором педагог выступает в роли рассказчика с показом всех действий.

«Однажды о городе осьминожек в расщелинах скал узнали рыбаки и решили поймать их.  «Уж если нам удавалось перехитрить взрослых осьминогов, то этих малышей мы отловим в два счета,» - думали они.

Для ловли осьминогов они взяли длинную бечевку, привязали к ней белый . . .  (называет предмет, который будет привязываться) и для тяжести еще прикрепили камешек.

Забросив снаряд с приманкой подальше, рыбаки начали медленно тянуть его по дну.  Обычно при виде приманки взрослые осьминоги бросались на нее, крепко схватывали, а рыбак осторожно вытаскивал их из воды.

Но с нашими сообразительными малышами этот номер не прошел.  Увидев приманку, осьминожка . . .  (называет имя того осьминога, которым управляет наиболее подготовленный к диалогу ребенок) сказал: (ответ ребенка в соответствии с услышанным).  Его поддержали и другие: (хоровой ответ детей).

В приманке рыбаков осьминог . . .  (называет имя) сразу узнал . . .  (ответ ребенка).  Его поддержали соседи справа и (называет имена и выслушивает ответы детей слева и т. д. ).

Диалог между детьми организует педагог и он может продолжаться до тех пор, пока дети не потеряют к нему интереса.  После этого ведущий по своему желанию может продолжить свой рассказ, или его закончить.

В качестве продолжения может использоваться сюжет, в котором «осьминожки» предпринимают попытку перехитрить рыбаков и утащить их снасть и т. п.

Во время репетиции очень важно следить за тем, чтобы дети действовали последовательно и организованно и сохранялся простейший принцип управления куклой-марионеткой - если кукла говорит, она двигается.  

«ПОРОСЯТА»

Инсценировка по стихотворению В. Лифшица 

Реквизит. очки с ушками, носы-пятачки, хвостики и другие атрибуты по желанию детей.  Большой ящик, коробка для изображения корытца.

Постановка. Педагог интересуется у детей, видели ли они когда-нибудь поросят и что они о них знают.  Узнает, как они относятся к героям сказки «Три поросенка», кто из поросят им больше всего понравился и почему.  Затем читает детям стихотворение В. Лифшица «Поросята».

Десяток поросят

Ужасно хочет есть

И каждый поросенок

Вперед спешит пролезть.

Брыкаются, толкаются,

Пронзительно визжат,

И это называется

Обедом поросят.

Есть место у корытца

Для всех, для десяти (двадцати),

В нем рыльцем можно рыться

И вкусное найти.

Но стукнули копытца -

Сраженье началось

И пойло из корытца

На землю полилось.

Пропало их питание.

Стоят и голосят.

Плохое воспитание

У этих поросят.  

Педагог интересуется, понравилось ли детям стихотворение или нет, не приходилось ли им самим видеть нечто подобное.  Как это выглядело?

После повторного чтения педагог предлагает детям передать содержание этого стихотворения в виде инсценировки, в которой будут действовать уже не десять, а двадцать поросят.  При этом все они должны быть очень разными по характеру, хотя и одинаково невоспитанными.

Вначале дети решают, как будет выглядеть герой-поросенок, которого они будут играть.  Дети раскрашивают шапочки-маски с ушками по своему желанию и из веревки скручивают для себя хвостики.  Проблему изготовления носов-пятачков педагог предлагает решать коллективно вместе с родителями.  Их можно склеить из плотной бумаги, изготовить из поролона или из папье-маше.  При этом надо объяснить мамам, что пятачки должны быть достаточно прочными и хорошо держаться на носу во время сражения, которое учинят поросята вокруг корытца.

Кроме того, педагог предлагает детям посоветоваться с родителями относительно театрального костюма в зависимости от характера поросенка.  Ведь, например, поросенок-забияка должен даже по внешнему виду отличаться от тихони и т. д.

Особое внимание следует обратить на выбор детьми характера своего героя и в связи с этим осмысленное использование жестов, мимики, движений во время изображения действия по ходу стихотворения (ожидание пищи, сражение вокруг корытца, плач из-за пролитой пищи).

Хотелось бы подчеркнуть, что инсценировка не должна ограничиваться прочтением стихотворения и действиями детей в соответствии со словами текста.  Задача педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, побудить детей с помощью жестов, мимики, движений выразительно передавать на сцене характер своего героя, а с другой - принимать участие в диалоге.  Но текст стихотворения не предполагает ведения диалога, поэтому педагог должен сам организовать это общение по ходу инсценировки.

Так, например, педагог может начать спектакль с описания того места, где жила семья поросят.  Затем персонально представить зрителям каждого члена этой семьи: попросить назвать свое имя, затем у одной группы детей поинтересоваться любимыми игрушками, у других - чем любят они заниматься, у третьих - где отдыхали летом, что вчера смотрели по телевизору и т. д.

После слов стихотворения «Десяток поросят ужасно хочет есть» педагог может сказать «Ну, это мы сейчас выясним» и обратиться к 4-5 детям с вопросом, а что именно они хотели бы получить в качестве угощения на ужин.  Еще у нескольких можно выяснить, что эти поросята ели вчера и было ли это вкусно и т. п.

В конце спектакля после слов «Пропало их питание, стоят и голосят» надо «продлить» плач всей группы и на его фоне вначале пожалеть плачущих, а затем поинтересоваться у 2-3 детей, не получили ли они ушибов и что намерены делать без ужина.  Желательно объяснить детям, что во время беседы они также могут продемонстрировать свое плохое воспитание.  

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ИЗ КОНУСОВ»

Инсценировка-импровизация для театра марионеток.  

Реквизит.  Бумажные куклы, сделанные детьми из конусов, к голове, рукам и ногам которых прикреплены нити (см.  рисунок).

Декорации по желанию детей в зависимости от содержания спектакля.

Постановка. Педагог выражает радость и удовлетворение по поводу кукол-марионеток, которых дети сделали сами.

При создании кукол дети должны были передать их характер, поэтому педагог может обыграть начало работы, как свое знакомство с каждой куклой.  Он говорит детям:

«Дорогие дети! Мне очень нравятся ваши куклы, но я с ними не знакома.  Поэтому займите свои места на сцене, возьмите в руки кукол, а я подойду и познакомлюсь с ними».  Педагог вежливо представляется каждой кукле сам, а затем интересуется ее именем и задает еще несколько вопросов, принятых в таких случаях (о погоде, настроении и т. п. ).

При этом педагог не забывает напоминать детям, что двигается только та кукла, с которой сейчас беседуют.  Задача всех, кто слушает, статично выражать заинтересованное внимание - повернуться лицом к говорящему, и слегка одобрительно кивать головой.

После этого педагог проводит работу по традиционной методике:

У каждого ребенка интересуется характером его куклы;

Объединяет близких по характеру кукол (добрых, злых, веселых и грустных и т. п. ) и предлагает детям продумать, как их герои будут двигаться;

Отрабатывает интонации, предлагая каждой кукле как бы «рассказать» о себе;

Предлагает каждому ребенку придумать какой-нибудь случай из жизни куклы.

Педагог подробно записывает все рассказы детей и обсуждает с ними содержание будущего спектакля.

Затем он, обращаясь как бы к куклам, просит их подумать над тем, какой спектакль с их участием можно показать родителям в следующую пятницу: «Вы, наверное, знаете много интересных историй, так давайте объединим их в одной общей сказке.  Я могу ее начать, а вы продолжайте.

Давным-давно, в одной сказочной стране жили бумажные человечки.  Несмотря на то, что все они были сделаны из бумаги, они были очень разные: веселые и грустные, добрые и злые, хитрые и простодушные.  Но у всех бумажных человечков было одно очень важное качество - они умели все делать вместе, сообща.  Так, например, если человечек (назвать имя, которое дал кукле ребенок) начинал . . .  (пусть ребенок назовет действие, которое совершила его кукла), то другие тоже начинали вначале . . .  (например, подпевать ему, а затем дружный хор эхом разносился по всей округе)».  И т. п.

Педагогу важно помнить, что независимо от содержания, предложенного каждым ребенком, надо стремиться объединить все рассказы в единый сюжет.  Кроме того, надо учитывать, что движения детей с куклами ограничены маленькой площадью рядом с его стулом.  Поэтому по ходу спектакля удобно взаимодействовать только детям, сидящим рядом: их куклы могут беседовать друг с другом, драться, ходить в гости и т. п.  Но при этом все куклы могут одновременно осуществлять какие-то действия (петь, танцевать и т. п. ).

В том случае, если при разработке сюжета дети растеряются, педагог может предложить каждому придумать для своего бумажного человечка какое-нибудь любимое занятие (танцевать, петь, загадывать загадки, читать стихи и т. п. ).  А для того, чтобы зрителям было интересно, и действия куклы были бы более выразительными, педагог просит каждого ребенка подобрать соответствующие атрибуты, декорации.  Например, для своего бумажного человечка ребенок выбрал историю, которая связана со сбором грибов.  Для этого рассказа может быть использована маленькая искусственная елочка и грибы.  Озеро, реку можно изобразить из ткани, гору - из кубиков, накрыв их сверху тканью.  

«ЧЕРЕПАХА»

Инсценировка по стихотворению К. Чуковского 

Реквизит.  Для детей - шапочки для роли лягушат, палочки, к одному концу которых прикреплены узелки путников, корзины, рюкзаки, чемоданы и т. п.  Для педагога - атрибуты для роли черепахи.

Постановка.  Педагог читает детям стихотворение К. И.  Чуковского «Черепаха».

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

И на камень лягушки кладут узелок. 

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это - ЧЕ!

Это - РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕЧЕРЕ!

ПАПА!

ПАПАХА!»

В процессе беседы выясняется, как дети поняли его содержание.

Затем работа ведется по традиционной схеме.  Роль черепахи может исполнить педагог, а дети роль лягушат.

Для предстоящего выступления детям понадобятся костюмы, атрибуты.  Каждый ребенок для себя решает, как он будет выглядеть в этой роли, что возьмет с собой, отправляясь в дальний путь к болоту.

Вначале педагог предлагает детям продумать характер своего героя - ведь лягушата могут быть такими разными: решительными, смелыми и тихими, застенчивыми, очень серьезными, деловыми и рассеянными.

В дальнюю дорогу лягушата то же собирались по-разному.  В зависимости от своего характера лягушата готовили продовольствие, собирали вещи.  Так, например, легкомысленные лягушата не задумывались о предстоящих трудностях и, не желая затруднять себя, ограничивались маленьким узелком на палочке или коробкой для бутерброда.  Но, очевидно, среди лягушат были и такие, которые хотели предусмотреть все.  Они набивали свои чемоданы одеждой на все случаи жизни, брали огромные запасы продовольствия и т. п.  Желательно, чтобы дети развили эту тему и подобрали как можно больше всякого рода атрибутов.

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка