Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

Лежит маслице в горшке

В погребке,

На замке!. .

Кто же, кто же виноват?

Кто же, кто же вороват? 

Примерное планирование театрализованных занятий с детьми 5-6 лет 

«КАК ЛИСТОВИЧКИ ВЫБРАЛИ ДЛЯ СЕБЯ ДОМИКИ»

Реквизит. Домики, которые сделали дети на занятии по художественному труду, шапочки, венки, короны из листьев деревьев (клена, липы, тополя, березы, ясеня и других пород, которые растут в данной местности и хорошо знакомы детям).

Постановка.   Педагог обращает внимание детей на домики для листовичков, которые они сделали на занятии по ручному труду. Выражает сожаление по поводу того, что домики не видели их родители иничего не знают о маленьком народце, который живет под деревьями в лесах, парках и садах.

Постепенно педагог подводит детей к мысли о том, что о жизни листовичков можно рассказать много интересного со сцены их театра.  Затем выражает сожаление по поводу того, что писатели, поэты ничего о них не знают, поэтому не придумали об этом ни сказок, ни стихотворений.  И если дети хотят показать своим родителям инсценировку про листовичков, они должны сами придумать для нее содержание.

После того, как дети выразят желание принять в этом участие, педагог предлагает каждому ребенку выбрать для себя роль, которую он хотел бы исполнять.

При решении этой задачи отдельные дети могут растеряться или испытывать затруднения.  Педагог может легко помочь таким детям, если расскажет им о том, как он представляет себе мир природы, окружающий листовичков осенью.

Воспитатель рассказывает:

«Многие из вас, дорогие дети, любят золотую осень.  Особенно красива она в лесу.

На опушках еще растут грибы: розовые сыроежки, бархатные тонконогие опята, важные грузди и душистые рыжики.

В мохнатых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква, а среди деревьев яркими огоньками краснеют гроздья рябины и калины.

Тихо кругом.  Медленно кружась, падают с деревьев листья и нарядным ковром устилают землю.  Но что это?

Остановитесь и прислушайтесь.  Надеемся, что вы услышите легкий шум.  Это - листовички, маленькие, забавные человечки в накидках - из красивых осенних листьев.  Под липами живут Липовички, под березами - Березовички, под осинами - Осиновички.  Среди них есть взрослые и дети, девочки и мальчики».

Педагогу при распределении ролей не следует бояться их дублирования.  Вполне возможно, что у вас будет много Кленовичков, Липовичков, Рябиновичков.  Это связано с тем, что именно эти деревья  хорошо знакомы детям.

Затем педагог предлагает каждому ребенку выбрать для себя лист с того дерева, который соответствует его роли и продумать костюм.

Вначале детям надо решить вопрос относительно общего колорита.  Если в спектакле будет рассказываться о жизни листовичков летом, то листья на костюмах будут разных оттенков зеленого цвета, а если осенью, то в теплой гамме красно-желто-коричневых тонов.

При изготовлении шапочек, кокошников и других атрибутов важно пояснить детям, что в театральном костюме нецелесообразно стремиться к передаче реальной величины листа.  Природа театра такова, что требует определенной меры условности.  Так, например, если маленькие, в натуральную величину листья березы прикрепить к одежде, то зрители их не заметят, а если продумать их расположение так, чтобы имитировать тонкость и воздушность ветвей, то это будет выглядеть значительно выразительнее.  Кроме того, педагог должен обязательно объяснить детям, что работу по изготовлению костюма они могут осуществлять на протяжении длительного времени.  В течение всей последующей недели можно вместе с родителями придумать много интересных деталей, декоративных элементов и т. п.

После обсуждения особенностей костюма дети переходят к определению характера своих героев.

Педагог объясняет им, что у листовичков, как и у людей, могут быть совершенно разные характеры.  Есть листовички, которые очень добрые, а есть - злые.  Среди них много веселых человечков, но попадаются тихони и молчуны, и т. п.  Затем каждому ребенку педагог предлагает рассказать о характере его героя - какой он?

Определившись с характером листовичков, дети под руководством педагога решают, как будут проявляться особенности характера каждого героя в его поведении и движениях.

После демонстрации движений каждого персонажа педагог предлагает перейти к созданию сценария будущего спектакля.

Опыт показал, что на первых порах этот процесс малоэффективен: мало интересных фактов, творческих находок.  Так и должно быть.  Но не следует насиловать воображение детей, а лучше увлечь их какой-то одной темой, наиболее близкой и понятной каждому.  Например, дети уже сделали для листовичков домики, и, следовательно, могло произойти событие, которое связано с их выбором, а затем заселением.

Педагогу не следует спешить со своим рассказом и строить его таким образом, чтобы дети могли принять в нем участие.

Высказывание каждого ребенка педагог принимает с большой радостью: «Точно! Как ты догадался (лась)? Это замечательно придумано!» и т. д.  Педагог просит детей не перебивать друг друга и не спешить, чтобы была возможность точно записать предложение каждого.

Воспитатель начинает рассказывать:

«На участке детского сада № (называет номер своего дошкольного учреждения) среди травы жили маленькие человечки - листовички (перечисляет всех детей в соответствии с выбранной каждым ролью).

-Очень хорошо жилось листовичкам летом (Как вы думаете, что они делали? Чем любили заниматься?)

- Однажды, взяв корзинки, они отправились в соседний лес (Как вы думаете, зачем?)

- Но не успели они войти в лес, как встретили . . .  (Как вы думаете, кого?)

- Листовички очень . . .  (Как вы думаете, что они почувствовали?)

- В лесу было . . .  (Как вы думаете, как там было?) и т. п.

Но закончилось теплое лето и жизнь листовичков изменилась (Как вы думаете, с чем это связано?).

И с этого момента они уже не могли ни о чем думать, кроме как о теплом, уютном домике.

Каждый листовичок представлял себе свой домик по-своему (Как? Расскажите об этом. ).  Но когда, однажды проснувшись утром, они увидели много замечательных домиков, то просто растерялись и не знали, что им делать.  Как поделить имеющиеся домики?

Листовички сели под деревом и стали думать (К какому решению пришли листовички, должны определить сами дети)»

Затем каждому ребенку в роли листовичка надо предложить обосновать свой выбор.  Желательно подсказать детям, что уже в этой процедуре может проявиться характер каждого: ворчун, нерешительный, важный, веселый, угрюмый и т. п.

Сказку можно закончить тем, что, получив в свое распоряжение такие замечательные домики, листовички успокоились и стали готовиться к встрече зимы.

После того, как сказка будет составлена, педагог предлагает детям провести репетицию.

На протяжении следующей недели дети неоднократно возвращаются к работе над своими костюмами, подбирают или делают необходимые атрибуты, вносят изменения в содержание спектакля.  Задача педагога состоит в том, чтобы в равной мере активизировать действия всех детей и провоцировать их к прямому, непосредственному, специально неподготовленному общению по ходу спектакля (они могут познакомиться друг с другом и т. п. ).

Окончательный вариант спектакля записывается педагогом и хранится в группе.  

«СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ОСЬМИНОЖКИ»

Реквизит.  Осьминоги, которых дети изготовили сами на занятиях по художественному труду. Для каждого ребенка несколько различных предметов, которые они будут сверху покрывать кусочками ткани, имитируя жилище осьминога, растения вместо водорослей и т. д.  

Информация для воспитателей

Наиболее распространен в Средиземном море и Атлантическом океане обыкновенный спрут, или осьминог, светло-серого цвета, который по временам переходит в красный или желтоватый; на верхней стороне замечаются множество бородавочек.

Забравшись в расщелину скалы, спрут выслеживает своими горящими глазами добычу и при ее приближении как стрела бросается на свою жертву, схватывает своими руками и возвращается назад в свое логовище, где немедленно пожирает пойманную добычу.  Нередко спрут устраивает сам себе логовище в виде кратерообразного углубления, для чего натаскивает своими руками камни: усевшись в такое углубление, спрут терпеливо выжидает добычу.  Летом спруты перекочевывают поближе к берегу и выбирают дно, покрытое валунами, хотя нередко встречаются и на илистом дне.

Осьминогов нетрудно содержать в неволе, причем легко можно наблюдать их образ жизни.  Из таких наблюдений оказалось, что осьминог ночное животное и днем движется мало.  Замечательно, что, проглатывая раков или различных моллюсков, осьминог выбрасывает обратно раковины и панцири совершенно неповрежденными, так что пища, по-видимому, высасывается им из скорлупы.  Весьма интересно наблюдать охоту осьминога.  Он бросается на представившуюся жертву быстро и энергично, причем цвет его тотчас же изменяется и начинает переливать различными оттенками.  Вид хищника в это время очень страшен, и неудивительно, что крабы, завидя спрута, теряют свою обычную развязность, ходят в ужас и впадают в состояние как бы очарования.  . . .  спрутов можно назвать самыми воинственными, храбрыми из морских животных, им нельзя отказать в большой сообразительности и настойчивости в достижении цели.

Энергичная натура осьминогов проявляется в беспрестанном движении руками.  Если животное потревожить, для чего достаточно постучать в стекло аквариума с противоположной стороны, то лютый хищник сейчас же приходит в возбуждение, которое легко проследить по изменению цветов, при этом вся наружность его выражает раздражение; тело приподымается из норы, глаза надуваются, цвет темнеет, одна пара рук приподымается, между тем как другие ощупывают окружающие предметы, подыскивая точку опоры, и в следующий момент животное может стремглав кинуться на врага.  В возбужденном состоянии спрут с силой втягивает воду, причем мантия надувается и из отверстия воронки выбрасывается струя. [17].  

Постановка.  Педагог обращает внимание детей на игрушек-осьминогов, которых они сделали на занятиях по художественному труду, любуется ими и рассказывает о том, что он знает о жизни этих животных в природе.

Затем педагог говорит детям о том, что их кукол-осьминогов они могут сами «превратить» в актеров очень интересного кукольного театра, который называется «театром марионеток».  В этом театре актеры управляют куклами с помощью ниток.  И если дети возьмут прочную нить и с помощью большой иглы незаметно проденут ее снизу через всю голову.  На высоте примерно 30-35 см над головой осьминога из этой нити делается петля, концы которой надо прочно связать с основной нитью.  Теперь, надев петлю на палец, можно легко управлять куклой.

В качестве сцены для театра марионеток используется пол, который в зависимости от изображаемых в спектакле событий покрывают тканью соответствующего цвета.

Так, например, действие нашей сказки про осьминожек будет происходить на морском дне, а, значит, для его изображения можно использовать цвета, имитирующие камни, которые под водой выглядят очень красиво.

Камни можно сделать из любых предметов, накрыв их сверху лоскутками ткани.  Для этого можно использовать шелковые, блестящие ткани.  Чудесный блеск цветов будет создавать иллюзию причудливых переливов морского дна.  А если учесть, что осьминоги расселяются в расщелинах между камнями, то жилище каждого осьминога может выглядеть достаточно привлекательно.

Для детей-артистов стулья ставятся полукругом, близко друг к другу.  Их колени и ноги до пола закрываются единым, большим полотном ткани, благодаря чему маленькие куклы-марионетки хорошо видны зрителям.  Важно, чтобы цвет покрывала не совпадал с цветом кукол.  Поэтому для него лучше использовать ткань светлых, нейтральных тонов.

После того, как дети проявят интерес к показу спектакля об осьминогах, педагог проводит традиционную работу, предусмотренную нашей методикой:

-от изобразительного образа дети переходят к выбору характера своего героя; дают ему кличку;

-с помощью нити учатся управлять движениями своего осьминожка, в зависимости от его характера;

- отрабатывают интонацию.

Содержание спектакля может быть самым простым.

Вначале педагог рассказывает всем присутствующим об осьминогах.

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка