Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

Ходит-бродит над водой

Длинноногий кто-то. 

Скучно, грустно одному

Журавушке моему!

«Вам она понравилась?» 

После того, как дети выразят свое отношение к содержанию сказки, педагог предлагает им сделать на ее основе инсценировку.

Сказку не обязательно брать целиком.  Можно сократить или расширить ее содержание, заменить отдельные сцены или придумать вместо них что-то свое.

Так, например, надо обязательно обсудить с детьми, как они относятся к поведению журавля.  Как они представляют себе постановку этой сцены? В том случае, если дети будут испытывать растерянность, но сама идея им понравится, то надо подсказать им приемлемые для постановки варианты.  Например, можно использовать игрушку-лягушку, а актер (ребенок или педагог), исполняющий эту роль, будет делать вид, что он глотает лягушку, спрятав ее у себя на груди.

Актер, исполняющий роль воробья, сделает вид, что достает ее из горла, а на самом деле вынет ее из складок одежды, и т. п.

Важным моментом в работе с детьми является распределение ролей.  Очень часто они выражают желание в том, чтобы роль плохого журавля исполнил сам педагог.  И это пожелание надо обязательно учесть.  Если будет несколько претендентов на одну и ту же роль, то надо создать 2-3 состава.

В остальном работа осуществляется по традиционной схеме:

- выбрав роль, дети продумывают свои костюмы, атрибуты к ним и с помощью родителей и педагога изготавливают их;

- характеры героев сказки определила поэтесса, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям лучше понять их и на этой основе определиться с движениями.  Именно действиям и движениям детей в этом спектакле надо уделить особое внимание.  Кроме того, надо добиваться, чтобы дети были внимательными и действовали в соответствии с текстом сказки.  

«СКАЗКА В ПОДАРОК МАМЕ»

Реквизит. В зависимости от содержания сказки и желания детей.

Постановка.  Осуществляется в соответствии с предложенной нами методикой, Задача педагога состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к участию в коллективной работе и самостоятельному созданию индивидуального художественного образа.  Так, например, в детском саду №142 г. Твери дети под руководством педагогов Жуковой Н. А.  и Шевченко И. А.  придумали и поставили сказку, которую назвали «Принцесса и бабочка».

В одном царстве-государстве жила-была принцесса.  Все у нее было--много игрушек, вкусных и красивых вещей, фломастеров и карандашей, но принцесса часто грустила и даже плакала.  У принцессы было все, но не было у нее друзей.

Однажды принцесса пошла гулять и вышла на полянку.  Как хорошо было в лесу, весело щебетали птицы, в траве резвились зайцы, порхали бабочки.  К принцессе подлетела бабочка, которая умела говорить.

-- Почему ты такая грустная?

-- Мне одиноко.  А в лесу есть хорошие друзья? Конечно! Хочешь, я познакомлю тебя с ними? Мы живем в замке -- дупле.

Принцессе очень хотелось подружиться с бабочкой.  В замке-- дупле жило много бабочек.  Они были очень дружны.  Вежливо встретили принцессу, расспросили, где она живет, угостили вкусным чаем и устроили настоящий праздник, пели , плясали.  На прощанье бабочки подарили принцессе легкие перышки, чтобы она могла прилетать к своим новым друзьям.

Надеемся, что вы со своими детьми то же придумаете сказку, сделаете костюмы, может быть, даже решитесь на изготовление декораций.

В конце года мы приглашаем все педагогические коллективы принять участие в конкурсе спектаклей, построенных на содержании, предложенном детьми.  Поэтому постарайтесь сделать видеозапись своего спектакля и обязательно представьте его на наш конкурс в конце учебного года.  
 
 

«ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ»

Реквизит.  Используются шапочки и маски с носами, которые сделаны самими детьми на занятии по художественному труду.

Постановка.  Педагог рассматривает шапочки, маски детей и интересуется тем, как они сами предполагают их использовать.  Он поддерживает любую инициативу детей, развивает предложенное ими содержание, рассказывает о том, что ему известно о выступлении клоунов на арене цирка и читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Цирк».

Впервые в России

Проездом в Нью-Йорк

Цирк Цанибони:

Ученые кони,

Ослики, пони. 

Всеобщий восторг!

Жако - известный рыжий,

Недавно из Парижа, -

В России первый раз. 

Всегда он озабочен,

Растрепан и всклокочен,

Тысячу пощечин

Он получает в час.

Веселые сцены!

Дешевые цены!

Полные сборы!

Огромный успех!

Кресло - полтинник. 

Ложи - дороже.

Выход обратно -

Бесплатно

Для всех! 

Педагог объясняет детям особенности искусства клоунады, рассказывает об известных ему образах, которые исполняли замечательные артисты нашего цирка.

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что чувства даже взрослых артистов нельзя вызвать произвольно и непосредственно.  Путь к пониманию характера образа гораздо более извилистый и, как правильно говорил Станиславский, более похожий на выманивание, чем на прямое вызывание.

Учитывая, что у детей очень маленький жизненный опыт и весьма ограничены представления об этом виде искусства, педагогу не следует торопить их с определением характера своего героя и выбором содержания для его выступления.

Вначале расскажите детям что-нибудь из истории цирка.

Слово цирк в переводе с латинского языка означает окружность, круг.  Создателями первого русского цирка были три брата - Аким, Дмитрий и Петр Никитины. 

Вначале они выступали под музыку шарманки, на которой играл их отец.  А затем открыли небольшой цирк, вначале в Пензе, затем в Саратове и других городах.  Но прочно и надолго семья Никитиных обосновалась в Москве в собственном каменном здании на Большой Садовой.  Теперь в этом здании, конечно, преобразованном, находится Театр сатиры.

Люди так увлекались цирковым искусством, что формирование целые поколения выдающихся русских артистов.  В первую очередь к ним относятся знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики братья Владимир Леонидович и Анатолий Леонидович Дуровы.  Их шутки, меткие острота принимались зрителями восторженно.  Представления с участием этих клоунов ожидались зрителями с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом.  Большой любовью зрителей пользовалась дуровская железная дорога, где обслуживающим персоналом и пассажирами были животные. 

Затем Дуровы организовали в Москве собственный зверинец, где проводили большую работу с животными.  Напомните детям о том, что сейчас, посещая театр, а также с экрана телевизора они видят выступление представителя этой династии -Наталью Дурову. 

Для многих детей интересным может оказаться рассказ педагога и с клоуне Карандаше.  Непомерно большие ботинки, книзу обуженные брюки с большими карманами, конусообразная шляпа и очень смешная собачка Клякса умели так развеселить публику, что смех во время их выступления на арене цирка звучал не умолкая.  Напомните детям и о любимом ими Куклачеве. 

Следовательно, дети должны прийти к выводу, что клоуны могут выступать с животными, поэтому желающие могут использовать для своего выступления любую мягкую игрушку.

Педагог может рассказать детям об Олеге Попове и других артистах, которые были не только клоунами, но и акробатами.  А клоуны Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, которые создали на арене цирка и в кино неповторимые и любимые всеми такие разные образы клоунов.

Попросите родителей рассказать детям то, что им известно об искусстве клоунады и вместе со своим ребенком продумать содержание номера.

Для того чтобы поупражнять детей в выразительной передаче индивидуальности характера каждого клоуна, разбейте их на пары и предложите проиграть следующую сценку:

« Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

-Вот невежливый вопрос. 

Это собственный мой нос»

При разработке сценария педагог объединяет все известное ему содержание о цирке, клоунаде, представляет каждого ребенка в роли клоуна, то, что он придумал вместе с родителями, и использует стихотворение С. Маршака.

При разработке сценария педагог объединяет все известное ему содержание о цирке, клоунаде, представляет каждого ребенка в роли клоуна, то, что он придумал вместе с родителями, и использует стихотворение С. Маршака.   

«КТО CBEPЧКУ В БЕДЕ ПОМОЖЕТ?»

(из Цветана Ангелова) 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Рассказчик

1-я Мушка-пеструшка

2-я Мушка-пеструшка

Мать Сверчка

Сверчок

Стрекоза

Божья коровка

Мотылек

Жук-носорог

1-й муравей

2-й муравей

3-й муравей

4-й муравей 

Картина первая

Летняя лужайка.  Стоит ель.  На ее ветке сидит птичка - щегол, из под веток выглядывают цветы.

Изображение солнца и улыбающихся небес в руках ведущего.

Внутренняя часть домика семьи сверчков.  Маленький сверчок спит в своей кровати.

Рассказчик: Утром солнышко лучилось,

Пел щегол,

Улыбались

Всюду радость и

Лето.  Август.  Воскресенье.

Мать с бидоном к ведром

Мать с бидоном и ведром

Со двора заходит в дом.

(будит спящего сверчка, тормошит и гладит его)

Говорит: - «Сверчок, сыночек,

Ты вставай без проволочек

(сверчок садится в кровати и слушает мать)

Да сходи к пчеле Жужу,

Я дорогу укажу. 

За мостом увидишь ельник. 

А налево будет пчельник. 

Отнеси Пчеле поклон,

Попроси медку бидон,

(сверчок поднимается с кровати, одевается, а мать продолжает наставлять его)

А обратно, по пути,

Ты орешник навести.

Положи в ведро орешки,

С толком собирай, без спешки,

Вежлив будь, благодари,

Только горьких - не бери».

(по окончании слов матери сверчок подхватывает бидон и, в припрыжку, отправляется в путь (двигается вдоль сцены)

Рассказчик: Добрым был Сверчок сынишкой,

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка