Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
Муравьишки, муравьи,
Все родные, все свои!
К Сверчку
Поспешают,
Сверчка
Утешают,
К носилкам ведут,
На носилки кладут,
На лапку дуют,
Крепко бинтуют.
Легкую,
Не тряскую
Сделали коляску
Из скорлупы ореховой,
Впряглись -
Поехали!
Бегут в упряжке
Муравьи-коняжки.
Пчелу навестили,
Медку попросили,
А потом заехали
В орешник за орехами
Вот и двор знакомый.
Вот Сверчок и дома.
Мама Сверчка:- Как мне вас благодарить,
Чем платить и что дарить?»
Рассказчик: смеялись муравьи:
Муравьи:- Мы ж приятели твои,
И помочь мы рады
Не из-за награды!»
Рассказчик: Поклонился им Сверчок,
Взял он маленький смычок,
С легкой скрипочкой в руке
Примостился в холодке.
Он про добрых муравьев,
Слышишь, до сих пор поет!
Во-первых, надо объяснить детям, что основной задачей их, как актеров, является показать характер того героя, роль которого они исполняют. Поэтому желательно работу начать с обсуждения поступков, поведения каждого героя.
Сверчок - послушный (мама попросила его сходить к пчеле за медом, нарвать орехов и т. п. , и он сразу же согласился). «Добрым был сынок сынишкой».
Вежливый: попав в трудное положение, он не требует помощи, а просит оказать ее. Он оказался в очень трудном положении - упал в яму и растерялся. Он не знает, как ему добиться сочувствия и помощи, и поэтому заискивает у стрекозы, называя ее «водяным коньком». Но стрекоза о себе гораздо более высокого мнения - она считает себя реактивным самолетом, который способен стремительно передвигаться в воздухе.
Понимая, что с заискиванием перед стрекозой он попал впросак, Сверчок растерялся и уже в разговоре с Божьей Коровкой не заискивает перед ней, а только просит о помощи.
У Сверчка есть чувство собственного достоинства и свое собственное мнение. Божьей Коровке хотелось услышать от него, какая она красавица. Но Сверчок не стал перед ней заискивать, а настоял на том, что каждый ребенок может по своему желанию создавать ее образ в рисунке.
Этим он вызвал гнев Божьей Коровки и лишился ее помощи, а затем и жука-носорога, и мотылька.
Сверчку было очень больно, он сам не мог справиться с ситуацией, но перед всеми другими насекомыми сохранял чувство собственного достоинства.
Исполнителю роли Сверчка очень важно показать эти черты с помощью жестов, мимики, интонации. Сверчку больно, но голос у него не плаксивый. Когда ему отказывают, он обижается, но не рыдает, не отчаивается, а вновь с надеждой обращается за помощью.
Сценические
чувства - продукт творчества ребенка.
Его лично должно печалить или радовать
то, что происходит на сцене. Он должен,
как говорится, «войти в роль».
«МЕНА»
Народная
побасенка с применением ее для теневого
театра с силуэтами И. Ефимова.
Показ данного спектакля осуществляется взрослыми - родителями, педагогами, музыкальным руководителем как сюрприз, подарок детям. Листы с силуэтами, которые даются в приложении к данной книге, вначале наклеиваются на картон, затем вырезаются таким образом, чтобы остался кусочек , картона в виде подставки, за которые во время спектакля их будут держать.
Чтобы силуэты не гнулись, надо подшить или подклеить тонкие лучинки вдоль ног овец, лошадей.
При устройстве спектакля воспользуйтесь советами художника.
Силуэты в этой книге - не просто иллюстрации: они могут действовать в театре. В театре теней.
Театр теней -древнейший из театров.
С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, в Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при свете масляной лампы.
У нас практичнее устроить теневой театр так: приколотить в открытой двери планку на высоте 1 м 25 см и вверх от нее, на высоте 64 см - другую. На планки приколотить или прикрепить кнопками простыню, а весь остальной просвет двери сверху и снизу завесить плотно одеялами.
СВЕТ. Лампа должна светить с высоте двух метров и полутора от двери.
ЗРИТЕЛИ. Зрители усядутся по другую сторону экрана в темноте, и будут смотреть тени движущихся силуэтов. Это будет яркое зрелище, потому что силуэты сразу получают свою жизнь на экране, не только оттого, что они движутся.
ТЕНИ. Вырезанные силуэты надо вести за подставки по нижней планке. Водить плавно и медленно, без толчков, качаний и дрожания, потому что характер движения уже намечен в рисунке.
УСТРОЙСТВО СПЕКТАКЛЯ. Показывать надо вдвоем, потому что фигуры идут на экране с двух сторон, и их много
Их и разложить надо справа и слева у двери (на полу) в кучки, так, конечно, чтобы та фигура, которая выходит последней на экран, была бы в самом низу кучки, а первая сверху. Показывать надо стоя на коленях.
Обязательно надо срепетировать несколько раз, чтобы, показывая, уже не медлить, и главное, не переговариваться.
Поворачивать фигуры можно только вне экрана.
Один из показывающих говорит слова автора (понятно, наизусть) и за старика. Другой -- за всех остальных действующих яиц.
Хорошо, если в тот момент, когда кончится разговор, начнется музыка, под которую лошади, быки, овцы и т. д. двинутся в путь. Вовсе время разговора фигуры стоят неподвижно. Это дает ритм постановке.
Тени от групп овец, гусей, могут сдваиваться, продвигаясь одна за другую. Это производит впечатление глубины группы и топотания ног стада.
Старик, при каждой новой встрече, выходит слева и доходит до правого края экрана. Стада выходят справа.
Надо запастись кнопками и булавками - прикалывать на сцене неподвижные предметы, или даже те, которые на время останавливаются.
Отметьте чертой углем на простыне край нижней планки, со стороны показывающих, чтобы тени не ходили по воздуху, и не зарывались в землю. И смотрите, чтобы ни разу публика не увидела на тени ни ваших пальцев, ни волос.
До начала показа обязательно расскажите детям об истории театра теней и творческом союзе двух замечательных людей -- художников и подвижников отечественной культуры Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой и Иване Семеновиче Ефимове.
Теперь вашему вниманию предлагается авторский текст И. Ефимова с копиями тех фигур, которые иллюстрируют ход событий в побасенке «Мена». Здесь не все фигуры, нарисованные художником, но мы считаем, что для детского театра их вполне достаточно.
Копии
этих фигур в натуральную величину, как
их изобразил художник, даются в приложении
к книге. Вы можете их скопировать через
кальку или вырезать, затем наклеить на
картон, укрепив ножки животных так, как
рекомендует автор-художник.
Купался богатый купец в реке. Попал на глубокое место и стал тонуть. Шел мимо мужичок, услыхал, бросился в реку и купца вытащил. Купец не знает как мужика и благодарить. Позвал к себе в город, угостил хорошенько и подарил кусок золота в конскую голову.
Взял мужичок золото, поблагодарил и пошел домой.
Идет, навстречу
ему табун лошадей гонят.
- Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
- Из города, от богатого купца.
- Что тебе купец дал?
- Кусок золота в конскую голову.
- Дай мне золото, возьми себе любого коня.
Взял мужичок
славного коня, поблагодарил и пошел.
Идет, навстречу ему гуртовщик волов гонит.
- Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
- Из города, от богатого купца.
- Что тебе купец дал?
-Кусок золота в конскую голову.
-де же оно?
-Променял на коня.
-Променяй мне коня на любого вола.
Выбрал
мужик лучшего вола, поблагодарил и пошел.
Идет, а навстречу ему отара овец.
-Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
- Из города, от богатого купца.
- Что тебе купец дал?
-Кусок золота в конскую голову.
- Где же оно?
- Променял на коня.
-А конь где?
- Променял на вола.
- Променяй мне вола на любого барана.
Выбрал
мужичок лучшего барана, поблагодарил
и пошел
Идет, а навстречу ему баба свиней гонит.
- Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
- Из города, от богатого купца.
-то тебе купец дал?
-Кусом золота в конскую голову.
- Где же оно?
- Променял на коня.
- А конь где?
-Променял на вола.
- А вол где?
- Променял на барана.
- Променяй мне барана на лучшую свинью.
Выбрал
мужик славную свинью, поблагодарил и
пошел.
Идет, а навстречу ему девчонка гусей гонит.
--Здравствуй, старичок, откуда идешь?
-- Из города, от богатого купца.
-- Что тебе купец дал?
-- Кусок золота в конскую голову.
-- А где же оно?
-- Променял на коня.
--А конь где?
-- Променял на вола. -- А вол где?
-- Променял на барана.
-- А баран где?
-- Променял на свинью.
--Променяй мне свинью на хорошего гуся.
Выбрал
мужик хорошего гуся, поблагодарил и пошел.
Идет, навстречу ему коробейник, короб товара несет
-- Здорово, старик, откуда идешь?
-- Из города, от богатого купца.
-- Что тебе купец дал?
-- Кусок золота в конскую голову.
-- Где же оно?
-- Променял на коня.
-- А конь где?
-- Променял на вола.
-- А вол где?
-- Променял на барана.
-- А баран где?
-- Променял на свинью.
-- А свинья где?
-- Променял на гуся.
--Променяй мне гуся на лучшую иглу.
Выбрал
мужик, отблагодарил и пошел.
Стал у своего дома через плетень перелезать, да иглу-то и потерял.
Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка