Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
Вышла
встречать его старуха.
-- Здравствуй, старик! Уж я без тебя соскучилась!. Сказывай, где был?
-- В городе у богатого купца.
-- Что же тебе купец дал-то?
-- Кусок золота в конскую голову.
-- Золото?! Где же оно?
-- А променял на коня.
-- Вот и славно, с конем то и на мельницу съездить и за дровами. Где же он?
-- А я променял на хорошего вола.
-- Ну, и вол хорошо, землю вспашем. Где же он?
-- Променял на славного барана.
-- Не плохо и баран. Шерсти настричь, чулок навязать. Где же баран?
-- А променял на свинью.
-- Вот спасибо за свинку! Где же она?
-- А променял на жирного гуся.
-- Где же гусь то?
-- Променял. Хотел тебе, старая, иголку принесть, да стал через плетень перелезать - и потерял.
-- Ну, ничего,
голубчик! Спасибо, сам-то жив и здоров
вернулся! Пойдем в избу ужинать.
Примерное
планирование театрализованных занятий
с детьми 6-7 лет
«ВЫ ПОСЛУШАЙТЕ, РЕБЯТА!»
Инсценировка
для театра марионеток по русской народной
небылице.
Действующие лица
Рассказчик
Медведь
Свинья
Поросята
Белы рыбы
Мужик Тарас
В центре сцены большое изображение дуба с множеством гнёзд, в которых находятся поросята и свинья.
Рассказчик. Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Облоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросила поросят
Ровным счетом шестьдесят.
Распустила поросят
Все по
маленьким сучкам.
«Поросята»
размещаются на всем пространстве дуба.
Заранее обговорите с детьми, что поросята
визжат, а их мама хрюкает громче и басом.
После слов «полетели, полетели» поросята
какое-то время «летают», то есть дети-поросята
активно перемещают фигурки игрушек.
Обсудите с детьми, что испытывают поросята
во время полета: радость, удивление, испуг
и предложите передать эти чувства с помощью
звуков, движений.
Полетели, полетели
И на воздухе
присели.
Дети останавливаются
и держат поросят, как бы зависшими в воздухе.
Появляется медведь.
Косолапый медведь
С мухи шкуры содрал,
Полсапожки себе сшил,
В полсапожках щеголял,
Выясните, понятно ли детям слово «щеголял», объясните его значение. Это поможет изображающему медведя показать, как косолапый доволен обновкой, красуется, воображает, пританцовывает.
Оскользнулся и упал.
В сине море он попал.
«Сине море» изображает полотно из ткани синего цвета, которое двое держат и трясут.
Сине море все повыгорело,
Бела рыба вся повылетела.
А на печке мужик
Осетра-рыбу поймал,
А в пламени другой
Быстру
щуку схватил.
Спрятавшиеся за тканью, изображающей море, дети выбрасывают рыб. Появляется изображение печки, на которой сидит мужик. Это может быть мальчик, одетый в русском национальном стиле. Вспомните с детьми, кто из сказочных персонажей любил ездить на печи и поймал щуку. Предложите исполнителю роли мужика представить себе, как лучше изобразить Емелю. Какой он?
Огонь
тоже можно показать, используя материю
красного цвета.
Как пошло на чудеса,
Где море - там леса,
Водой палют леса.
На воде появляются деревья.
Здесь случилася беда:
Загорелась вдруг вода.
Как ее ни заливали,
А огня все не уняли.
На то счастье, на тот раз
Проходил мимо Тарас -
Живо воду затушил
И тем славу заслужил.
Как он воду заливал?
Про то нам он не сказал,
Только слышно стороной:
Затушил
он бородой.
Тарас - герой дня. Все его поздравляют, благодарят, обнимают и т. д. Как он будет себя вести? А про то, что борода помогла потушить пожар, как можно догадаться? Она будет обожженной, Тарас может ее поглаживать или сокрушаться, глядя, какая она стала облезлая.
Приложение к инсценировке «Вы послушайте, ребята».
Огонь.
Огонь можно передать с помощью простого декоративного устройства.
Внутри
чаши или какого-то иного основания устанавливаются
электролампы и вентилятор. Сверху
это накрывается сеткой, на которой укрепляются
легкие ленты красного, оранжевого и лилового
цветов Ленты могут быть и белыми, если
вы используете цветные лампы Когда вентилятор
запущен, огненные ленты, освещенные снизу
невидимыми зрителям лампами, рвутся вверх
и создают впечатление настоящего пламени.
«ПЛИХ И ПЛЮХ»
Инсценировка
по книге Вильгельма Буша в вольном переводе
Д. Хармса.
Действующие лица
Каспар Шлих
Петер
Пауль
Папа Фиттих
Мама Фиттих
Первый щенок
Второй щенок
Мышка
Паулина
Англичанин
мистер Хопп
Постановка. Педагог предлагает детям осуществить постановку очень веселого спектакля, и читает им историю про двух собак - Плиха и Плюха.
Для того, чтобы дети лучше поняли содержание, анализ пьесы надо проводить по отдельным действиям, которые соответствуют главам произведения, фиксируя внимание детей на основных событиях.
Знакомясь с героями пьесы, очень важно подтолкнуть детей к фантазированию по поводу действующих лиц: их внешнего вида, возраста, одежды, манеры поведения.
В этой инсценировке при распределении ролей есть возможность удовлетворить желания всех, назначая, например, несколько человек на роль Каспара Шлиха, или Петера и Пауля и т. п. По ходу действия все герои появляются по несколько раз, а поэтому каждый раз может появляться новый исполнитель. Но чтобы зрители не догадались об этом, исполнители одной роли должны быть одинаково одеты, а отдельные атрибуты следует передавать друг другу (трубка, шляпа Каспара Шлиха и др. предметы могут использоваться повторно).
К работе над ролью дети могут обращаться постоянно.
Опыт экспериментальной работы свидетельствует о том, что наиболее эффективным приёмом являются этюды на образ жизни героев. Например, педагог договаривается с детьми, что завтра в группе он будет встречать не детей, а героев инсценировки. В раздевальную комнату будут входить папа Фиттих, мама Фиттих, прибегут Пауль с Петером и т. д.
Утренние процедуры, завтрак также могут совершаться в образах. Значение таких этюдов, не требующих дополнительного времени, трудно переоценить: вся работа над образом объединяется в единый комплекс, и маленький актер приближается к перевоплощению. Наши наблюдения показали, что несколько таких этюдов стоят месяца репетиционной работы.
Особое внимание педагогу следует уделить темпо-ритму инсценировки.
В искусстве ритм обладает своими специфическими закономерностями. Для каждого вида искусства он обусловлен определенными художественными средствами: движениями в танце, словами в литературе, звуками в музыке.
У каждого
героя инсценировки свой ритм, соответствующий
его характеру, настроению, обстоятельствам.
Петер, Пауль, Плих и Плюх
Мчатся
к дому во весь дух.
Здесь все ясно. Но совсем иной темпо-ритм задан в образе Каспара Шлиха, папы и мамы Фиттих.
На седьмом году жизни очень важно подвести детей к пониманию трёх планов сцены: фигуры на первом плане не должны загораживать тех, кто находится на втором, а фигуры второго - тех, кто стоит на третьем.
Мастерство мизансцены даже к профессиональным актерам приходит не сразу. К. С. Станиславский мечтал об актере, умеющим в совершенстве владеть мизансценой, чтобы актер не играл по раз и навсегда заученным мизансценам. Идеально было бы, говорил он, каждый раз играть спектакль в разных мизансценах, - чтобы мизансцены не штамповались. Поэтому очень важно приучить детей к экспромтам и импровизациям в мизансценах.
Работу над сценической выразительностью лучше всего начать с отбора отдельных движений.
Для проведения этой работы поэзия предоставляет большие возможности. Так, например, в сцене с Паулиной поэт фактически сам описывает все движения: «побледнела, задрожала, как надломленная ветка повалилась на траву» и т. п.
На репетициях обращайте внимание на те движения, без которых вполне можно обойтись. Помните, что неопределенные, необязательные, неточные движения загромождают сценическую игру.
Отличительной особенностью данной инсценировки является сочетание в ней актерской игры с использованием театра кукол.
Познакомившись с инсценировкой, вы, очевидно, поняли, что ребенку-актеру исполнить роль собак довольно трудно: их бросают в воду, бьют палками и т. д. Поэтому мы предлагаем вам вариант, при котором роли Плиха и Плюха будут исполнять … две мягкие игрушки.
Вначале Каспар Шлих будет держать игрушки под мышкой, а затем «бросит» их в воду. Петер и Пауль «достанут» щенков из воды и понесут их к родителям по ходу инсценировки.
Но с того момента, когда сами щенки начинают действовать («чесаться лихо с громким стуком задних лап», «Плих штаны зубами тянет, Плюх играет сапогом» и т. п. ), ими должны управлять дети-кукловоды.
Внешний вид кукловодов не должен бросаться в глаза зрителям, поэтому лучше одеть их нейтрально (черное трико или другая одежда), и с игрушками в руках при выполнении действий, предусмотренных инсценировкой, они не будут бросаться в глаза зрителям.
Реквизит. я того, чтобы сохранить достаточно динамичный темпо-ритм инсценировки, все действия с реквизитом должны быть тщательно продуманы и отрепетированы.
Так, например, в качестве реки используется полотно длиной 3,5-4 м голубого цвета. Двое детей берут с двух концов полотно в руки и держат перпендикулярно к полу. Шлих забрасывает игрушки за полотно. Затем туда запрыгивают Пауль и Петер и прячутся за тканью, как будто они «с головой исчезают под водой». Со словами «не прошло и двух минут, оба к берегу плывут» из-за полотна показываются руки, по взмахам которых можно судить, что Пауль и Петерывут.
В сцене с Паулиной участвует мышка, за которой должны гоняться собаки. Для этой роли лучше использовать мягкую игрушку. Ребенок, исполнитель этой роли, может сшить её из ткани вместе с мамой, и управлять с помощью прочной нити, как куклой марионеткой.
Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка