Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

Для клумбы можно использовать искусственные цветы или те, которые дети сами раскрашивали на занятиях художественным трудом.

Костюмы и грим играют важную роль в создании сценических образов.  Вы убедитесь в этом, как только Шлих станет «толстым» за счёт того, что к своему животу он привяжет подушку и наденет пиджак, рубашку большого размера.  А умело наложенное небольшое количество грима позволит ещё больше усилить тот или иной образ.

Объясните детям, что гримироваться на сцене следует ярче, чем в жизни.  Чтобы обнаружить те места, на которых надо рисовать морщины, вначале надо поднять брови, нахмуриться, прищуриться.  Обнаружив свои природные морщины, надо провести по ним карандашом и «состариться».  

«СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-ЦАРЕВИЧЕ И СЕРОМ ВОЛКЕ»

Инсценировка по сказке В. А. Жуковского  

Действующие лица

Рассказчик

Царь Демьян Данилович

Клим-царевич

Петр-царевич

Иван-царевич

Жар-птица

Серый Волк

Царь Далмат

Царь Афрон

Прекрасная Елена Касимовна

Матушки и нянюшки - 3-4 человека 

Постановка.

Вначале педагог рассказывает детям о Василии Андреевиче Жуковском.

Человек разносторонней одаренности и исключительною трудолюбия, Жуковский был не только замечательным поэтом, «гением перевода», по словам Пушкина, но и отличным музыкантом и превосходным рисовальщиком Он хорошо гравировал на меди и сам иллюстрировал многие свои стихотворения».

Среди стихотворений Пушкина, посвященных Жуковскому, есть одно, начинающееся такими словами: 

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль 

Предсказание Пушкина сбылось.  Стихи и сказки Жуковского и сегодня, хотя они написаны около ста пятидесяти лет назад, пленяют и радуют нас.  А происходит это потому, что они исполнены светлого чувства любви к людям, к природе, полны действия и написаны лёгким, живым и звучным языком

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе.  Увлечённый народной поэзией, песнями и сказками, сам уже написавший «Сказку о пoпe и о работнике его Балде» и «Сказку о медведихе», Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир-состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок.  Жуковский охотно принял вызов.  В результате этого соревнования Пушкиным была написана «Сказка о царе Салтане», а Жуковским «Сказка об Иване царевиче и Сером Волке» и «Сказка про царя Берендея».  Работа над сказками очень полюбилась обоим поэтам.  В последующие годы Пушкин пишет еще несколько сказок.  Новые сказки написал и Жуковский.  

Постановка этой инсценировки отличается от всех тех, в которых до сих пор участвовали дети.

В этой инсценировке исполнители лишены слов.  Педагог или кто-либо из родителей очень выразительно читает сказку, а маленькие актеры действуют.  Даже тот текст, в котором есть прямая речь, произносит не ребенок, исполняющий данную роль, а чтец сказки.

Необходимость в такой, принципиально новой постановке объясняется следующим.

Во-первых, для эстетического развития ребенка очень важным является хранить «стихов пленительную сладость».

А передать очарование поэзии В. А. Жуковского ребенок этого возраста при всем желании не сможет

Во-вторых, маленький актер, лишенный слова, активнее и точнее передаёт жесты, его движения становятся более осмысленными, он лучше видит и слышит своего партнёра.

На первом этапе работы над инсценировкой педагог побуждает детей перечислить те события, в ходе которых проявляются характеры героев.  Так, например, «сыновья уговорились ночью не спать и сторожить вора.  Клим и Демьян заснули, а Иван-царевич притаился, сидел, не шевелясь, глядел прилежно».  Но, отмечая основные черты характеров героев, важно понимать, что в них переплетаются разные чувства и побуждения, и поэтому, исполняя их роль на сцене, надо избегать чрезмерной прямолинейности.

Так, Иван-царевич, являясь положительным героем, тоже допускал много ошибок.  Но и в этом проявляются его человеческие качества, присущие любому человеку.

Наши наблюдения показали, что верное понимание характеров героев положительно влияет на качество исполнительской деятельности маленьких актеров.

Работая над сценической выразительностью движений, надо продумать действия героя, а потом попытаться найти жесты, которые будут весьма значительными для передачи смыслового наполнения той или иной сцены.

Например, сцена первая.  Пропажа яблок.  Как с помощью жестов показать «великий недочет» яблок и горе царя? Выходит царь.  Он любуется яблоней.  Трогает яблоки, вдыхает их аромат, «глотает слюнки» от предвкушения ощущения их вкуса во рту. И вдруг обращает внимание на пустую веточку.  Начинает искать яблоко под яблоней.  Может быть, оно упало? Но там его нет.  Тогда царь начинает лихорадочно пересчитывать все яблоки.  Ошибается, начинает снова и, наконец, всем своим видом показывает зрителям, что «великий недочёт» налицо.

Аналогичным образом, при активном участии всех детей, должны быть проанализированы все сцены инсценировки.  Действия, жесты, движения придумывают все дети.  Но может случиться и так, что при продумывании действий, движений арсенал выразительных средств будет не равнозначным.  Поэтому педагог в роли режиссера вправе отобрать только те сцены, которые представляют исполнительский интерес, а от остальных можно отказаться, ограничиваясь лишь воспроизведением стихотворного текста.  Рассказчик просто читает, а зрители слушают.

Авторы пособия рассчитывают на профессионализм педагогов и поэтому не ограничивают их инициативу и фантазию.  

ВЕСЁЛЫЕ МЕДВЕЖАТА

Театр марионеток 

Действующие лица

Мама-медведица

Медвежата.

Медвежат дети изготавливают на занятии по художественному труду, а затем дома, с родителями «одевают» своего героя, превращая его в мальчика или девочку.

Маму-медведицу изготавливает педагог/19/.  

Постановка.  В возрасте 6 лет дети уже могут осуществлять управление куклой-марионеткой, как сидя, так и стоя.

Большинство детей этого возраста уже умеют целенаправленно строить свою деятельность, регулировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, устанавливать различные отношения между мотивами и целями, подчиняться определенным требованиям и т. п.

Задача педагога состоит в том, чтобы эффективно использовать эти возможности ребенка для его развития.  Поэтому нельзя ограничиваться простым манипулированием куклой-марионеткой, а надо наполнить театрализованную деятельность детей определенным развивающим содержанием:

-самим придумать сказку, историю про медвежат, охватывая различные стороны жизни и фантастические сказочные ситуации;

-включать в инсценировки ситуации, содержащие нелепость, комическое в скрытом смысле поступка, действия, намерения героев.

Один из авторов нашей программы «Из детства - в отрочество», известный детский психолог В. А. Недоспасова разработала методические приёмы создания комического, которыми педагог может воспользоваться в работе с детьми.

Педагог предлагает детям придумать несколько смешных историй, которые можно было бы включить в инсценировку про медвежат. 

У детей этого возраста образная память и образное мышление.  Поэтому комическое строится как преобразование образов. 

Медвежата попали в дом, увидели обычные предметы быта, но не знают, как ими пользоваться, и поэтому предпринимают неверные действия (надевают очки, чтобы лучше заснуть).

Используют смешные назначения предметов (пустую бутылку, расчёску - в качестве музыкальных инструментов, мягкого пушистого котёнка - для того, чтобы о него после мытья можно было вытирать лапы).

В случае возникновения комических ситуаций объектом превращения могут выступать окружающие предметы быта, способы действия, поведение: рассматривая мясорубку, пылесос и др. , строятся самые невероятные предположения о назначении этих предметов; наблюдая за мальчиком, который пришел домой и раздевается, медвежата приходят в ужас, предполагая что «он снимает свою шкуру».

В начале воображение детей как бы опирается на наглядную ситуацию.  Затем оно отрывается от неё и образ (его преобразование) уже опирается в большей степени на речь.  Поэтому дети от лица медвежат могут придумывать всякие невероятные истории.

Так как времени для подготовки спектакля вполне достаточно, то конструирование детьми комического может осуществляться при участии родителей.  Ребенок забирает свою куклу-марионетку домой, и они вместе с мамой «одевают» её и придумывают что-нибудь смешное для выступления.

Все, что придумано детьми и родителями, педагог анализирует, обобщает и создаёт инсценировку.

В качестве сцены для театра марионеток используется пол, который в зависимости от изображаемых в спектакле событий покрывается тканью соответствующего цвета.  Так, например, первое действие инсценировки будет происходить в летнем лесу.  Ткань - трава лужайки, а в качестве деревьев, цветов используются те предметы, которые сделаны детьми на занятиях художественным трудом.

Для детей-артистов стулья ставятся полукругом, близко друг к другу.  Их колени и ноги до пола закрываются единым, большим полотном ткани, благодаря чему маленькие куклы-марионетки хорошо видны зрителям Важно, чтобы цвет покрывала не совпадал с цветом кукол.  Поэтому для него лучше использовать ткань светлых, нейтральных тонов.

После того, как дети проявят интерес к показу спектакля о медвежатах, педагог проводит традиционную работу, предусмотренную нашей методикой:

от изобразительного образа дети переходят к выбору характера своего героя, дают ему кличку;

с помощью нити учатся управлять движениями своего медвежонка в зависимости от его характера;

отрабатывают интонацию.

Во время репетиции очень важно следить за тем, чтобы дети действовали последовательно и организованно, и сохранялся простейший принцип управления куклой-марионеткой - если кукла говорит, он двигается.   

«КТО КОЛЕЧКО НАЙДЕТ?»

Инсценировка сказки С. Я. Маршака  

Действующие лица

Рассказчик

Девочка Оля

Кошка

Гусь

Курица

Индюк

Сорока 

Постановка

Осуществляя постановку этой, довольно простой, инсценировки, педагогу следует уделить особое внимание средствам сценической выразительности.

При этом важно понимать, что показ данной инсценировки не является самоцелью.  Гораздо важнее привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться определенных результатов в использовании движений, мимики, жестов как средств выразительности.   

Организация работы с детьми

После знакомства детей с инсценировкой, педагог объявляет о том, что театральный коллектив их группы будет осуществлять постановку с тремя составами.

Первый состав выступит на празднике, посвященном творчеству С. Я. Маршака, а второй и третий составы будут участвовать в показе инсценировки младшим детям.  Поэтому все дети должны быть готовы к выступлению.  Девочки - к исполнению роли Оли, кошки, курицы и сороки, а мальчики - гуся, индюка и рассказчика.  

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка