Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

Работа над текстом

У профессиональных актёров и режиссёров есть такой термин - «вскрыть текст».  Это значит - определить, понять, почувствовать всё то, что скрывается под словами, за словами, между словами, т. е.  что является подтекстом.

Осуществлять такого рода работу над текстом надо постепенно, по мере появления каждого нового действующего лица (появление кошки, затем гуся, курицы и т. д. ).

Благодаря смысловой обработке материала, текст инсценировки легко запоминается детьми.  При этом не механически, а осознанно и в контексте конкретного образа.  

Работа над сценической выразительностью

Наблюдения за поведением детей показали, что выразительность их интонаций, жестов, движений на сцене во многом определяется эффективностью предварительной разъяснительной работы, а не количеством репетиций.

Прежде чем ребенок начнёт репетировать, он должен иметь чёткие представления о характере своего героя, его внутренней сущности.

Для того, чтобы дети могли понять, какая кошка, педагог вначале читает её ответ девочке. 

Кошка не отказывается помочь Оле.  В глазах девочки она хочет быть хорошей.  Кошка проявляет даже какую-то видимость деятельности (спрыгивает с печки, добирается до крыльца), но в последнюю минуту отказывается от дальнейших действий.  Она ленивая и ей вовсе не хочется заниматься поисками колечка.  Но кошка хитрая - она не хочет прямо сказать об этом Оле и ссылается на свою занятость.

Педагог может поинтересоваться тем, как дети представляют себе кошку.  Старая она или молодая? Какой окраски её шерстка? Как она двигается?

После того, как дети ответят на эти вопросы, педагог предлагает им ещё раз послушать отрывок из сказки, в котором поэт характеризует движения кошки: прыг, шмыг, клубком, кувырком.  А затем спрашивает у детей, как же на самом деле поступила кошка? Может быть, она вовсе и не спрыгивала с печки, а об этом только рассказывала Оле?

В зависимости от ответа детей педагог строит всю последующую работу над движениями кошки в инсценировке: или она рассказывает Оле об этом, или действительно быстро прибегает на крылечко, но отказывается ей помочь в поисках.

Приступая к работе над следующими образами, педагог может использовать приём, который мастерски применял С. Я. Маршак, описывая движения кошки: прыг, шмыг, кувырком, клубком.  Это звучные, слова, очень точно характеризующие каждое движение.  Поэтому и в дальнейшем педагог может воспользоваться этим приёмом и для показа движений остальных героев инсценировки.  Кроме того, в работе с детьми оказались очень эффективными двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Мы рекомендуем двигательные импровизации проводить со всеми детьми, построив их с учётом образов героев инсценировки:

кошки - умываются, гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски, прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького;

гуси - идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег, отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку для того, чтобы она их накормила;

куры - увидели корм и бегут к нему; подзывают своих цыплят; пьют воду, нападают на обидчика, сидят на жёрдочке;

индюки - гуляют, нападают на обидчика, роют землю, разглядывают то, что они нашли;

сороки - рассказывают о какой-то новости; ищут блестящие предметы, стараются незаметно украсть то, что им нравится.

В работе над постановкой сказки-игры должен принимать участие музыкальный руководитель.

Желательно для каждого героя подобрать соответствующую его образу музыку.  Отдельно должна быть представлена и музыкальная тема Оли. 
 

Приложение к спектаклям 

ПЛЮХ И ПЛИХ

Глава первая

Каспар Шлих, куря табак,

Нес под мышкой двух собак.

«Ну! -- воскликнул Каспар Шлих.  --

Прямо в речку брошу их!»

Хоп! взлетел щенок дугой --

Плих! и скрылся под водой.

Хоп! взлетел за ним другой --

Плюх! и тоже под водой.

Шлих ушел, куря табак.

Шлиха нет, и нет собак.

Вдруг из леса, точно ветер,

Вылетают Пауль и Петер

И тотчас же с головой

Исчезают под водой.

Не прошло и двух минут,

Оба к берегу плывут.

Вылезают из реки,

А в руках у них щенки.

Петер крикнул: «Это мой!»

Пауль крикнул: «Это мой!»

--«Ты будь Плихом!»

--«Ты будь Плюхом!»

--«А теперь бежим домой!»

Петер, Пауль, Плих и Плюх

Мчатся к дому во весь дух.   

Глава вторая

Папа Фиттих рядом с мамой,

Мама Фиттих рядом с папой

На скамеечке сидят,

Вдаль задумчиво глядят.

Вдруг мальчишки прибежали

И со смехом закричали:

«Познакомьтесь: Плюх и Плих!

Мы спасли от смерти их!»

«Это что еще за штуки?» --

Грозно крикнул папа Фиттих.

Мама, взяв его за руки,

Говорит: «Не надо бить их!»

И к столу детей ведет,

Плих и Плюх бегут вперед.

Что такое?

Что такое?

Где похлебка?

Где жаркое?

Две собаки, Плюх и Плих,

Съели всё за четверых.

Каспар Шлих, куря табак,

Увидал своих собак,

«Ну! -- воскликнул Каспар Шлих.  Я избавился от них,

Бросил в речку их на дно,

А теперь мне всё равно».  

Глава третья

Ночь.

Луна.

Не дует ветер.

На кустах не дрогнет лист.

Спят в кроватях

Пауль и Петер.

Слышен только

Храп и свист.

Плих и Плюх

Сидели тихо,

Но, услыша

Свист и храп,

Стали вдруг

Чесаться лихо

С громким стуком

Задних лап.

Почесав

Зубами спины

И взглянув

С тоской вокруг,

На кровати

Под перины

Плих и Плюх

Полезли вдруг.

Тут проснулись оба брата

И собак погнали прочь.

На полу сидят щенята,

Ах,как долго длится ночь!

Скучно без толку слоняться

Им по комнате опять, --

Надо чем-нибудь заняться,

Чтобы время скоротать.

Плих штаны зубами тянет,

Плюх играет сапогом.

Вот и солнце скоро встанет,

Посветлело всё кругом.

«Это что еще за штуки!» --

Утром крикнул папа Фиттих.

Мама, взяв его за руки,

Говорит: «Не надо бить их!

Будь хорошим,

Не сердись,

Лучше завтракать садись!»

Светит солнце.

Дует ветер.

А в саду,

Среди травы,

Стали рядом

Пауль и Петер.

Полюбуйтесь, каковы!

Грустно воют Плюх и Плих,

Не пускают цепи их.

Плих и Плюх в собачьей будке

Арестованы на сутки.

Каспар Шлих, куря табак,

Увидал своих собак.

«Ну! -- воскликнул Каспар Шлих.

Я избавился от них!

Бросил в речку их на дно,

А теперь мне всё равно».  

Глава четвертая

Мышку, серую плутовку,

Заманили в мышеловку.

Эй, собаки, Плюх и Плих,

Вот вам завтрак на двоих!

Мчатся псы и лают звонко,

Ловят быстрого мышонка,

А мышонок не сдается,

Прямо к Паулю несется.

По ноге его полез

И в штанах его исчез.

Ищут мышку Плюх и Плих,

Мышка прячется от них,

Вдруг завыл от боли пес,

Мышь вцепилась Плюху в нос!

Плих на помощь подбегает,

А мышонок прыг назад.

Плиха за ухо хватает

И к соседке мчится в сад.

А за мышкой во весь дух

Мчатся рядом Плих и Плюх.

Мышь бежит,

За ней собаки.

Не уйти ей от собак.

На пути

Левкои,

Маки,

Георгины

И табак.

Псы рычат,

И громко воют,

И ногами

Землю роют,

И носами

Клумбу роют,

И рычат,

И громко воют.

В это время Паулина,

Чтобы кухню осветить,

В лампу кружку керосина

Собиралась перелить.

Вдруг в окошко поглядела

И от страха побледнела,

Побледнела,

Задрожала,

Закричала:

«Прочь, скоты!

Всё погибло,

Всё пропало!

Ах, цветы мои, цветы!»

Гибнет роза,

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка