Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации
им. К. Д.
Ушинского»
Выпускная квалификационная работа
Авдеевой Алены Сергеевны
студентки
5 курса физико-математического факультета
специальности 030600 «Технология и предпринимательство»
Тема
«Технологическая
подготовка школьников
в образовательных учреждениях
интернатного типа»
Научный руководитель:
зав. кафедрой ТиП,
доктор педагогических наук, профессор
Серебренников
Л.Н.
Ярославль
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………....
Глава I.
Социально-педагогические
аспекты технологической
подготовки учащихся
образовательных учреждений
интернатного типа..........................
1.1 Технологическая
подготовка школьников как
1.2 Психолого-педагогические
особенности образовательной
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование
профессионального самоопределения выпускников
школы-интерната……………………………….……
Выводы
по первой главе…………………………………………………......
Глава
II. Предпрофильная
подготовка средствами
технологического образования…..................
2.1 Технологическое
образование как основа
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование
активных методов обучения в системе практико-ориентированной
предпрофильной подготовки учащихся......................
Выводы
по второй главе.........................
Глава III.
Разработка программно-методического
обеспечения технологической
подготовки выпускников
школы-интерната № 6
г.Ярославля...................
3.1 Разработка
внутришкольной модели предпрофильной
подготовки в рамках ОО «Технология» ………………….......................
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические
рекомендации к проведению системы элективных
курсов………………………………………………………………
3.2.2 Краткая
программа элективного курса «Планировка
и цветочный дизайн участка»………………...…………………………………
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая
программа элективного курса «Конструирование
и моделирование одежды»…………………………………….........
3.2.5 Краткая
программа элективного курса «Парикмахерское
искусство и дизайн прически»……………................
3.3 Проверка эффективности
применения активных методов обучения
на занятиях по программе элективного
курса «Парикмахерское искусство и дизайн
прически».....................
3.4 Разработка
комплексного социального проекта «Мой
труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам)..........
………...….......................
Заключение..................
Библиография…………………………………………
Приложения………………………………………………
Введение
Одним
из важнейших направлений учебно-
Выпускники школ-интернатов не всегда могут применить свои знания и умения в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности [33].
В
настоящее время
Повышение социально-профессиональной направленности технологической подготовки школьников в учреждениях интернатного типа требует разработки соответствующего научно-методического обеспечения.
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Гипотеза: профориентационная работа учащихся школ-интернатов в процессе технологической подготовки может быть усилена, если:
- подготовка школьников осуществляется по всем основным типам профессий с целью расширения профессиональных интересов школьников и пробы сил в различных сферах деятельности ("Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знак", "Человек - художественный образ");
- используются активные методы в различных формах обучения с использованием возможностей общественно полезного и производительного труда.
Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:
- определить специфику процесса технологической подготовки школьников в условиях интернатного учреждения и перспективы ее совершенствования;
- изучить состояние готовности выпускников школы-интерната к выбору своей будущей профессии;
- разработать методику предпрофильной подготовки учащихся и необходимое программно-методическое обеспечение обучения технологии через элективные курсы;
- провести экспериментальную работу по реализации методики организации предпрофильной подготовки учащихся при обучении технологии.
Теоретико-методологическую базой являются исследования по аспектам общего образования (М.И.Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.); исследования содержания, форм и методов технологического обучения (П.Р.Атутов, Л.В.Байбародова, Л.Н. Серебренников, Рожков М.И., В.Д.Симоненко, Л.Я Олифиренко. Ю.Л.Хотунцев, С.Н.Чистякова и др.), современные подходы к профессиональной ориентации в условиях рынка, интеграции общего среднего образования и профильного обучения (В.И. Казаренков, В.Д.Симоненкои др.), а исследования специфики социальной ситуации развития детей в учреждениях интернатного типа (Фарафонова Л.Н., Курылева А.Г., Обиух П.А., Кинаш С.Д. и др.), тезисы докладов «Воспитание в труде».
Теоретическая значимость исследования:
- рассмотрены социально-педагогические аспекты технологической подготовки школьников образовательных учреждений интернатного типа;
- выявлена значимость и возможность организации предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» в учреждении интернатного типа;
-
определена корректировка
-
разработана внутришкольная
-
разработана система
- разработан комплексный проект.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное программно-методическое обеспечение элективного курса «Парикмахерское искусство» в системе предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 классов прошло успешную апробацию в школе-интернате № 6 г. Ярославля.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ состояния проблемы), эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, беседы, педагогический эксперимент, математическая обработка данных).
Основные
положения данной работы обсуждались
на 64-ой научной студенческой и молодежной
конференциях.
Глава
I. Социально-педагогические
аспекты технологической
подготовки учащихся
Образовательных
Учреждений интернатного
типа
1.1
Технологическая подготовка школьников
как педагогическая проблема
Кардинальные
изменения социально-
Технологическая подготовка в современной школе призвана вносить свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей человека в соответствии с общественными потребностями и интересами. Она должна быть направлена на познание и овладение молодыми людьми общественных отношений, управление ими.
Технологическая подготовка подрастающего поколения и учащейся молодежи - целостный непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, который направлен на подготовку к трудовому образу жизни, формированию практической и нравственно-психологической готовности к умственному и физическому труду на общее благо [29, c.47].
Цель технологической подготовки - сформировать готовность к добросовестному, творческому труду в народном хозяйстве, способствовать укреплению здоровья, всестороннему, гармоничному развитию личности [32].
Образовательная область (ОО) «Технология» является необходимым компонентом обучения, воспитания и развития всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.