Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации                         Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Ярославский Государственный  Педагогический Университет 

им. К. Д. Ушинского» 
 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа

Авдеевой  Алены Сергеевны

студентки 5 курса физико-математического факультета специальности 030600 «Технология и предпринимательство» 
 
 

Тема

«Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа» 
 
 
 
 
 

                  Научный руководитель:

                  зав. кафедрой ТиП,

                  доктор  педагогических наук, профессор                    

                  Серебренников Л.Н. 
                   
                   
                   
                   
                   

  Ярославль

  2009

  СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………….............................................4

Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7

1.1 Технологическая  подготовка школьников как педагогическая  проблема......7

    1.2 Психолого-педагогические  особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9

    1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18

    1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23

Выводы  по первой главе…………………………………………………............31

Глава II.  Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32

    2.1 Технологическое  образование как основа предпрофильной  подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32

    2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35

    2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42

    Выводы  по второй главе........................................................................................49

Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50

    3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50

    3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57

      3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57

      3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62

      3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66

      3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72

      3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76

    3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81

    3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94

  Заключение........................................................................................................101

  Библиография…………………………………………………………..…......104

  Приложения…………………………………………………………………...108

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Одним из важнейших направлений учебно-воспитательной работы в учреждениях интернатного типа является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников.

  Выпускники школ-интернатов не всегда могут применить свои знания и умения в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности [33].

  В настоящее время образовательная  область «Технология» является основополагающим учебным предметом, готовящим молодых людей к будущей трудовой и общественно полезной деятельности, способствует профессиональному самоопределению школьников в соответствии с их личными интересами, способностями и с учетом потребностей производства и рынка труда [29, c.82].

  Повышение социально-профессиональной направленности технологической подготовки школьников в учреждениях интернатного типа требует разработки соответствующего научно-методического обеспечения.

  Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.

  Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.

  В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

  Гипотеза: профориентационная работа учащихся  школ-интернатов в процессе технологической подготовки может быть усилена,  если:

  - подготовка школьников осуществляется по всем основным типам профессий с целью расширения профессиональных интересов школьников и пробы сил в различных сферах деятельности ("Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знак", "Человек - художественный образ");

  - используются активные методы  в различных формах обучения с использованием возможностей общественно полезного и производительного труда.

  Цель  исследования, его предмет, объект и  гипотеза определили следующие задачи:

  - определить специфику процесса технологической подготовки школьников в условиях интернатного учреждения и перспективы ее совершенствования;

  - изучить состояние готовности выпускников школы-интерната к выбору своей будущей профессии;

  - разработать методику предпрофильной подготовки учащихся и необходимое программно-методическое обеспечение обучения технологии через элективные курсы;

  - провести экспериментальную работу по реализации методики организации предпрофильной подготовки учащихся при обучении технологии.

  Теоретико-методологическую базой являются исследования по аспектам общего образования (М.И.Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.); исследования содержания, форм и методов технологического обучения (П.Р.Атутов, Л.В.Байбародова, Л.Н. Серебренников, Рожков М.И., В.Д.Симоненко, Л.Я Олифиренко. Ю.Л.Хотунцев, С.Н.Чистякова и др.), современные подходы к профессиональной ориентации в условиях рынка, интеграции общего среднего образования и профильного обучения (В.И. Казаренков, В.Д.Симоненкои др.), а исследования специфики социальной ситуации развития детей в учреждениях интернатного типа  (Фарафонова Л.Н., Курылева А.Г., Обиух П.А., Кинаш С.Д. и др.), тезисы докладов «Воспитание в труде».

  Теоретическая значимость исследования:

  - рассмотрены социально-педагогические аспекты технологической подготовки школьников образовательных учреждений интернатного типа;

  - выявлена значимость и возможность организации предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» в учреждении интернатного типа;

  - определена корректировка содержания  предпрофильной технологической подготовки школьников;

  - разработана внутришкольная модель  предпрофильной подготовки в  рамках ОО «Технология» с учетом индивидуальных интересов и способностей школьников с использованием возможностей общественно полезного и производительного труда;

  - разработана система элективных  курсов в рамках предпрофильной технологической подготовки;

  - разработан комплексный проект.

  Практическая  значимость исследования состоит в том, что разработанное программно-методическое обеспечение элективного курса «Парикмахерское искусство» в системе предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 классов прошло успешную апробацию в школе-интернате № 6 г. Ярославля.

  Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ состояния проблемы), эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, беседы, педагогический  эксперимент, математическая обработка данных).

  Основные  положения данной работы обсуждались  на 64-ой научной студенческой и молодежной конференциях. 
 
 

     Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической  подготовки учащихся Образовательных  Учреждений интернатного типа 

     1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема 

  Кардинальные  изменения социально-экономических  ориентиров общества в сфере духовных и материальных ценностей, необходимость решения школой проблемы подготовки выпускников к жизни в условиях самостоятельного преодоления сложностей рыночной экономики ставят на качественно новый уровень проблему совершенствования системы технологической подготовки учащихся.

  Технологическая подготовка в современной школе  призвана вносить свой вклад в  гармонизацию личностных устремлений  и способностей человека в соответствии с общественными потребностями  и интересами. Она должна быть направлена на познание и овладение молодыми людьми общественных отношений, управление ими.

  Технологическая подготовка подрастающего поколения  и учащейся молодежи - целостный  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, который направлен  на подготовку к трудовому образу жизни, формированию практической и нравственно-психологической готовности к умственному и физическому труду на общее благо [29, c.47].

  Цель  технологической подготовки - сформировать готовность к добросовестному, творческому  труду в народном хозяйстве, способствовать укреплению здоровья, всестороннему, гармоничному развитию личности [32].

  Образовательная область (ОО) «Технология» является необходимым компонентом обучения, воспитания и развития всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа