Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)
  • осмысления школьниками перспектив трудовой и профессиональной деятельности;
  • практического применения знаний и компетенций в образовательном и профессиональном пространстве, связанных с профессиями данных сфер.

  Общими  задачами курсов являются:

  • ознакомление учащихся с профессиями;
  • обучение выполнению основных технологических операций;
  •     ознакомление с возможностями ИКТ при проектировании, моделировании различных ситуаций;
  • выявление у школьников наличия или отсутствия с помощью профессиональных проб и тестовых заданий профессионально важных качеств;
  • формирование потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании избранного вида профессиональной деятельности.

  Основные методы обучения на занятиях:

  • проблемно-поисковый метод,
  • личностно-деятельностный подход,
  • использование возможностей ИКТ,
  • проектная деятельность,
  • метод наглядности,
  • дифференцированный подход.

   Формы деятельности учащихся на занятии:

    • групповая,
    • индивидуальная (зарисовка эскизов, посадка растений).

  Критерии  оценки и формы  контроля

  Основной  способ оценивания результативности деятельности учащихся: психолого-педагогический анализ наблюдений за деятельностью школьников, рейтинговые оценки, выполнение и защита заданий и проектов.

  Знания  можно оценить с помощью тестов в рабочей тетради. Учитель может  разрабатывать тесты самостоятельно. Проверку правильности выполнения тестов можно организовать в виде само- или взаимоконтроля.

  Умения, полученные на уроке, оценить сложнее, есть опасность обезличивания оценки. В таком случае эта оценка должна складываться из нескольких отдельных оценок — за I работу, выполненную лично каждым учащимся по конкретной профессии, порученной ему на занятии.

  Оценка  может снижаться за несоблюдение во время занятия правил личной гигиены (с учетом замечаний санитара), за нарушение правил безопасного труда (с учетом замечаний бригадира и учителя), за нарушение технологического процесса (с учетом замечаний учителя).

  По  окончании курса  учащиеся должны знать:

  •       содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
  •       общие теоретические сведения, связанные с характером деятельности;
  •       технологию выполнения профессиональных действий;
  •       правила безопасности труда, санитарии и гигиены;
  •       инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на практике.

  В начале урока учитель актуализирует  знания учащихся по изучаемой теме, приобретенные ими в жизни, предлагает узнать значение опорных слов и терминов в словаре, предлагает прочитать нужный материал в учебниках, сообщает им новые сведения, иллюстрируя свой рассказ всеми доступными средствами.

  Преподавателю рекомендуется проводить беседы, которые могли бы заинтересовать учащихся данной отраслью производства и предлагаемой профессиональной деятельностью. Это может быть научно-популярный, исторический материал, сопровождающийся примерами, демонстрациями, опытами, раскрывающий специфические особенности того или иного труда, его перспективы.

  Важно обратить внимание на значимость общеобразовательной, общенаучной подготовки для успешной работы в данной отрасли народного хозяйства, на те профессионально важные качества, которые необходимы специалистам данных профессий (память, мышление, особенности зрительного восприятия, двигательной системы и др.).

  Беседа  должна сопровождаться ознакомлением учащихся с предметами, средствами, орудиями труда, организацией рабочего места, условиями труда. При этом целесообразно показать, какие нагрузки испытывают разные специалисты при рабочих позах «сидя», «стоя», какие требования предъявляются к состоянию здоровья, какие профессиональные заболевания могут развиваться при нарушении соблюдений санитарно-гигиенических мероприятий.

  Для проведения занятий необходим полный комплект инструментов и приспособлений для проведения социальных проб.

  Для изучения нужного объема теоретических сведений в распоряжении учащихся имеется дополнительная литература. Кроме дополнительной литературы, в оснащении учащихся есть рабочая тетрадь, в которой они выполняют задание на закрепление полученных знаний.

  Проведение  практических работ — это самая сложная часть урока. Перед практической работой учитель проводит вводный инструктаж, используя технологические схемы, приведенные в учебниках или рабочей тетради. В форме беседы учитель разбирает с учащимися последовательность выполнения работы и приемы выполнения отдельных операций, показывая (или демонстрируя) на рабочем месте.

  После инструктажа учащиеся самостоятельно выполняют работу. Учитель наблюдает за правильностью выполнения приемов, соблюдением правил безопасности, временем работы. Во время заключительного инструктажа учитель разбирает возникшие ошибки.

  Система предпрофильной подготовки в школе-интернате не предусматривает подготовку специалиста в сфере «Человек-Знаковая система», поэтому рекомендуется использование современных технических средств в качестве предмета труда в остальных сферах деятельности (Ч-Ч, Ч-Хо, Ч-П,Ч-Т).

  Для более эффективной организации  учебного процесса каждому учителю  рекомендуется разработать электронный  учебно-методический комплекс (ЭУМК).

  ЭУМК (для учителя) включает учебник или опорные конспекты (в виде схем), программы элективных курсов, методические рекомендации по изучению курсов, задания и рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ, контрольные задания для оценки результатов самостоятельной работы (проект, виртуальная лабораторная работа, тесты, КИМ), электронное дидактическое обеспечение (анкеты, информационный материал, адреса сайтов, электронные доски объявлений).

  ИКТ должно использоваться на занятиях в  профориентационных целях:  презентации, информационно-обучающие и тестирующие программы. Применение  компьютеров  эффективно  на  всех  стадиях  занятия:  на  этапе  предъявления  учебной  информации,  на  этапе  усвоения  учебного  материала  в  процессе  интерактивного  взаимодействия  с  компьютером,  на  этапе  повторения  и  закрепления  усвоенных  знаний  и  умений,  на  этапе  промежуточного  и  итогового  контроля  и  самоконтроля  достигнутых  результатов  обучения.  Такой  подход  позволяет  индивидуализировать  процесс  обучения.

  Но  не  нужно  перегружать  урок  использованием компьютера.  Кроме  того,  важно  во  время урока чередовать  работу  на  компьютере  с  другой  деятельностью  и  проводить  физкультминутки  в  целях  здоровьесберегающих  технологий.

  В начале курса учащиеся должны определиться с темой подпроекта, разрабатываемого и впоследствии выполняемого на протяжении всего курса обучения, а также во внеурочное время, отведенное на общественно полезную деятельность и производительный труд в рамках общешкольного проекта.

  При использовании метода проектирования важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся, начиная с погружения учащихся в проектную деятельность до её реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль учащегося в нужное русло самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать решение проблемы в готовом виде.

  Экскурсии на предприятия целесообразно проводить  во внеурочное время с целью ознакомления школьников с системой социальной защиты рабочих, со спецификой, содержанием и организацией труда. 

3.2.2 Краткая программа элективного курса

«Планировка и цветочный дизайн участка»

  Пояснительная записка

  Элективный  курс «Планировка и цветочный  дизайн участка» знакомит школьников с основами современного дизайна, с содержанием профессиональной деятельности растениевода, цветовода-декоратора, дизайнера ландшафта, помогает школьникам оценить свои способности к возделыванию и выращиванию цветочно-декоративных растений, а также оформлению интерьера дома и прилегающих к нему территорий.

  Цель  курса: практическое применение знаний и компетенций в образовательном и профессиональном пространстве, связанных со сферами деятельности «Человек-Природа» и «Человек-Художественный образ».

  Элективный  курс рассчитан на 16 учебных часов.

  Таблица 5

Учебно-тематический план

Тема Количество  часов Средства ИКТ

на  занятии

Теория Практика
1. Отрасль растениеводства 1 1 Microsoft PowerPoint,

Microsoft Excel

2. Профессия –  растениевод.

Заготовка земли

1 1 Microsoft PowerPoint
3. Общие сведения о растениях. Запуск проекта 1 1 -
4. Профессия –  цветовод-декоратор. Основные сведения о цветочных растениях 1 1 Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel
5. Понятие о декоративном цветоводстве 1 1 Corel Draw
6. Профессия –  дизайнер ландшафта. Элементы садового дизайна 1 1 Microsoft PowerPoint,

КП  «Наш Сад 9.0 Рубин»

7. Планировка  участка в соответствии с природными условиями. 1 1 -
8. Защита проекта   2 Microsoft PowerPoint,

Microsoft Excel

Общее количество 16 часов
Содержание  программы
Содержание  программы

  1. Растениеводство  (2 ч)

  Теоретические сведения Растениеводство – одна из важнейших отраслей сельскохозяйственного производства. Ведущие профессии растениеводства. Уровень образования и квалификации. Условия трудовой деятельности. Профессиональные ограничения и возможные профзаболевания. Профессиональная деятельность: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда; личные и профессиональные качества. Учебные заведения для получения специальности садовода, озеленителя, дизайнера ландшафта. Условия поступления и обучения.

  Практическая  работа. Тестирование. Записи в тетрадь

  Самостоятельная внеурочная работа Поиск необходимой информации в сети Internet: обзор карты образовательного пространства

  Экскурсия Ознакомление с профессиями растениеводческой отрасли на сельскохозяйственных предприятиях города. Подготовка рефератов, сообщений, докладов либо презентаций с помощью технических средств.

  2. Профессия – растениевод. 

  Подготовка  почвы для выращивания  растений (2 ч)

  Теоретические сведения Профессиональная деятельность растениевода: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества растениевода.

  Особенности подготовки почвы.

  Практическая  работа и лабораторные исследования. Определение вида почвы. Определение кислотности почвы.

  Самостоятельная внеурочная  работа Заготовка земли для рассадных ящиков. Постановка несложных опытов. Обзор территории пришкольного участка. Поиск необходимой информации в сети Internet.Разработка агротехнического плана борьбы с сорняками.

  3. Общие сведения  о растениях. Запуск проекта (2 ч)

  Теоретические сведения Подготовка семян к посеву. Общие сведения о растениях. Безопасные приемы работы. Уход за растущими растениями.

  Проектирование. Проектная деятельность. Запуск проекта.

  Практическая  работа Определение потребности, формулировка темы проекта, задачи проекта

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа