Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

  -уточнение профессиональных и жизненных планов благодаря вовлечению учащихся в общественно-полезную деятельность и освоению ими различных социальных ролей.

  Предпрофильная  технологическая подготовка призвана сформировать у школьников:

   - умение объективно оценивать  свои способности к продолжению  образования;

   - умение осознанно осуществлять  выбор будущей деятельности, соответствующего  индивидуальным особенностям, склонностям  и интересам;

   -   готовность нести ответственность  за сделанный выбор;

   - готовность прикладывать усилия  для получения качественного  образования.

  Цели

  • «Выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта» [15].
  • Социализация личности школьника в процессе переживания ими реальных жизненных ситуаций.

  Задачи

  • создать условия для осознанного выбора дальнейшего направления образования, пути получения профессии, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни;
  • привлечь школьников к реальным жизненным отношениям в различного вида общественно полезной деятельности;
  • пробудить самостоятельную активность воспитанников в познании заинтересовавшей области труда;
  • формировать способности к самовыражению и самоопределению;
  • оказать психолого–педагогическую, информационную помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
  • обеспечить необходимыми условиями для формирования информационной грамотности и компетентности учащихся;
  • развить экономическое мышление и навыки работы в трудовом коллективе;
  • организовать социальную проектную деятельность по всем типам профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знак", "Человек - Художественный образ".

  Принципы

  1) личностно ориентированная направленность;

  2) социальная значимость;

  3) прикладной характер;

  4) принцип создания информационного поля;

  5) принцип непрерывности;

  6) создание ситуации успеха;

  7) принцип защищенности.

  Этапы предпрофильной подготовки школы-интерната:

  • пропедевтический (8 класс);
  • основной (9 класс по апрель);
  • заключительный (9 класс с мая по июнь).

  Организация урочной и внеурочной деятельности выпускников  по формированию профессионального  самоопределения

  Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

  Профессиональное  самоопределение школьников в процессе предпрофильной подготовки может быть усилено, если обеспечена целостность учебно-воспитательного процесса за счет интеграции учебной и внеучебной деятельности.

  I. Урочная деятельность включает:

    1. Занятия по программам элективных курсов в рамках ОО «Технология» (66 часов).

  При проектировании системы практикоориентированных курсов в предпрофильной технологической подготовке необходимо учитывать, что:

  1) курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий (ИКТ, проектные, модульные, индивидуальные, групповые, командные, поточные  формы работы);

  2) содержание курса и форма его организации должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  3) в содержание включать  пробы по ведущим видам деятельности, с тем, чтобы показать их специфику через общественно полезный и производительный труд.

   2.  Психолого-педагогическое сопровождение – профконсультирование и профинформирование  (34 часа).

   Психологическая подготовка основана на диагностическом  материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста; обеспечивается на основе существующих программ, направленных на формирование социально-профессионального самоопределения учащихся.

  II. Самостоятельная внеурочная деятельность – работа Ученического самоуправления – общественно полезная деятельность и производительный труд.

   Для обеспечения целостности системы  практикоориентированной предпрофильной подготовки целесообразно создание в школе-интернате Ученического самоуправления.

   Ученическое самоуправление (УС) - целенаправленная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед коллективом.

   Цель:

   - адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;

   - расширение интересов учащихся и пробы сил в сфере деятельности «Человек-Человек».

   УС  способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.

   Через УС решаются задачи:

   - развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

   - жизненное самоуправление;

   - умение решать проблемы;

   - формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

   - саморазвитие и самореализация личности;

   - умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда;

   - повышение требовательности к себе и товарищам;

   - формирование готовности участвовать в различных проектах.

   Содержание  деятельности органов  самоуправления

   Содержание  работы органов УС определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации системы практикоориентированных элективных курсов и общественно полезного и производительного труда в школе-интернате.

   Структура общественно-полезного и производительного труда УС

   I. Шефство над младшими школьниками (помощь отстающим, дежурство в школе, организация культурно-массовых мероприятий).

  II. Озеленение и благоустройство школьных помещений и территорий школьного двора (забота о порядке и чистоте в школе, организация работы на пришкольном участке в осенний и весенний периоды, выращивание цветочных растений).                                   

  III. Парикмахерские услуги младшим школьникам и работникам школы-интерната.

  VI. Ремонт и пошив одежды, постельного и нижнего белья, штор, фартуков, прихваток

  V. Здоровое питание школьника (разработка меню, помощь работникам школьной столовой и т.д.).

  За  ОПТ и ПТ, активное участие во внеклассной работе и другие заслуги учащийся может быть поощрен:

   - грамотами администрации Школы-интерната, поселка, района, общественных организаций;

    - чествованием на общешкольной линейке с выдачей соответствующего «сертификата»;

    - помещением на доску Почета (для отличников учебы);

    - призами и подарками;

   - денежными премиями.

  III. Компьютерный практикум – комплекс упражнений, игр, тренингов, способствующих развитию практических умений и навыков.

  Особенности организации предпрофильной подготовки в школе-интернате

  1. Обеспечение целостности структуры предпрофильной подготовки.
  2. Введение активных технологий обучения, в первую очередь,  социальных и информационных.
  3. Сочетание различных форм ОПТ на уроках и во внеурочное время, направленное на приобретение практического опыта и, как следствие, социально-профессиональное самоопределение школьников.
  4. Создание единого расписания на первую и вторую половину дня, объединение в единый функциональный комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов, урочной и внеурочной деятельности.
  5. Укрепление и сплочение ресурсов и усилий школы с социальными партнерами.
  6. Привлечение к преподаванию курсов по выбору работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности.
  7. Проектная, практико-ориентированная, ориентационно-диагностическая деятельность учащихся является завершающим разделом практико-ориентированного обучения. Общий коллективный школьный проект разбивается на подпроекты общественно полезной направленности по профессиям, получаемым в предпрофильной технологической подготовке  с учетом типологии предметов труда по Климову (Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х.О), с целью пробы сил в различных видах деятельности.
  8. Проведение тематических экскурсий на предприятия и организации города, встреч с интересными людьми, а также бесед специалистов (парикмахеров, строителей, врачей, и др.), консультирование
  9. Пополнение портфолио ученика (совокупность индивидуальных учебных достижений учащегося).

  Ожидаемые результаты обучения в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как:

  - приобретение знаний, умений и  навыков в выбранной сфере  профессиональной деятельности;

  - овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;

  - овладение трудовыми и технологическими  знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  - овладение умениями ориентироваться  в мире профессий, оценивать  свои профессиональные интересы  и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  - формирование культуры труда,  уважительного отношения к труду  и результатам труда, самостоятельности,  ответственного отношения к профессиональному  самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

  Критерии  и показатели эффективности:

  1. Результативный:

  • уровень социально-профессионального самоопределения учащихся (СПСОУ) - по количеству (%) выбравших свою будущую профессию.

  2. Мотивационный:

  • самостоятельность в принятии профессионального решения - по количеству учащихся (%), выбравших свою будущую профессию, исходя из собственных предпочтений;
  • активность на рынке труда и образования – по количеству (%) школьников, получающих дополнительную образовательную и практическую подготовку.

  3. Деятельностный:

  • умение соотносить свои индивидуальные способности с требованиями профессии - наличие жизненного и профессионально-образовательного плана.
 

  3.2.5 Методические рекомендации к проведению системы

  практико-ориентированных курсов 

  Система практико-ориентированных курсов была разработана для учащихся выпускных 9 классов школы-интерната с целью:

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа