Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
-уточнение профессиональных и жизненных планов благодаря вовлечению учащихся в общественно-полезную деятельность и освоению ими различных социальных ролей.
Предпрофильная технологическая подготовка призвана сформировать у школьников:
- умение объективно оценивать
свои способности к
- умение осознанно осуществлять выбор будущей деятельности, соответствующего индивидуальным особенностям, склонностям и интересам;
- готовность нести
- готовность прикладывать
Цели
Задачи
Принципы
1)
личностно ориентированная
2) социальная значимость;
3) прикладной характер;
4) принцип создания информационного поля;
5) принцип непрерывности;
6) создание ситуации успеха;
7) принцип защищенности.
Этапы предпрофильной подготовки школы-интерната:
Организация урочной и внеурочной деятельности выпускников по формированию профессионального самоопределения
Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Профессиональное самоопределение школьников в процессе предпрофильной подготовки может быть усилено, если обеспечена целостность учебно-воспитательного процесса за счет интеграции учебной и внеучебной деятельности.
I. Урочная деятельность включает:
1. Занятия по программам элективных курсов в рамках ОО «Технология» (66 часов).
При проектировании системы практикоориентированных курсов в предпрофильной технологической подготовке необходимо учитывать, что:
1) курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий (ИКТ, проектные, модульные, индивидуальные, групповые, командные, поточные формы работы);
2) содержание курса и форма его организации должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
3) в содержание включать пробы по ведущим видам деятельности, с тем, чтобы показать их специфику через общественно полезный и производительный труд.
2. Психолого-педагогическое сопровождение – профконсультирование и профинформирование (34 часа).
Психологическая
подготовка основана на диагностическом
материале и личностно-
II. Самостоятельная внеурочная деятельность – работа Ученического самоуправления – общественно полезная деятельность и производительный труд.
Для
обеспечения целостности
Ученическое самоуправление (УС) - целенаправленная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед коллективом.
Цель:
- адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
- расширение интересов учащихся и пробы сил в сфере деятельности «Человек-Человек».
УС способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.
Через УС решаются задачи:
- развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
- жизненное самоуправление;
- умение решать проблемы;
- формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
- саморазвитие и самореализация личности;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда;
- повышение требовательности к себе и товарищам;
- формирование готовности участвовать в различных проектах.
Содержание деятельности органов самоуправления
Содержание работы органов УС определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации системы практикоориентированных элективных курсов и общественно полезного и производительного труда в школе-интернате.
Структура общественно-полезного и производительного труда УС
I. Шефство над младшими школьниками (помощь отстающим, дежурство в школе, организация культурно-массовых мероприятий).
II.
Озеленение и благоустройство школьных
помещений и территорий школьного двора
(забота о порядке и чистоте в школе, организация
работы на пришкольном участке в осенний
и весенний периоды, выращивание цветочных
растений).
III. Парикмахерские услуги младшим школьникам и работникам школы-интерната.
VI. Ремонт и пошив одежды, постельного и нижнего белья, штор, фартуков, прихваток
V. Здоровое питание школьника (разработка меню, помощь работникам школьной столовой и т.д.).
За ОПТ и ПТ, активное участие во внеклассной работе и другие заслуги учащийся может быть поощрен:
- грамотами администрации Школы-интерната, поселка, района, общественных организаций;
- чествованием на общешкольной линейке с выдачей соответствующего «сертификата»;
- помещением на доску Почета (для отличников учебы);
- призами и подарками;
- денежными премиями.
III. Компьютерный практикум – комплекс упражнений, игр, тренингов, способствующих развитию практических умений и навыков.
Особенности организации предпрофильной подготовки в школе-интернате
Ожидаемые результаты обучения в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как:
- приобретение знаний, умений и навыков в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
-
овладение трудовыми и
-
овладение умениями
-
формирование культуры труда,
уважительного отношения к
Критерии и показатели эффективности:
1. Результативный:
2. Мотивационный:
3. Деятельностный:
3.2.5 Методические рекомендации к проведению системы
практико-ориентированных
курсов
Система
практико-ориентированных