Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Именно
этот учебный предмет обеспечивает
использование самых
В
настоящее время возникла угроза
существенного ухудшения
Отсутствие технологии в 9-м классе нарушает преемственность в системе её изучения, осложняет последующий выбор учащимися технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, и не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обучения.
Снижение статуса ОО «Технология» в школе, фактическое свертывание профориентации делают ещё менее престижными для выпускников профессии в сфере материального производства, обостряют проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования.
Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированны на продолжение образования в вузе. Значительная их часть относится к так называемому практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, замедлению процесса социализации. Таковыми являются, например, учащиеся образовательных учреждений интернатного типа.
Перечень негативных последствий разрушения технологического образования в школе можно было бы продолжить. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это идет вразрез с потребностями общества и основными тенденциями развития страны.
Дальнейшее
развитие ОО "Технологии" в системе
общего образования, эффективность подготовки
учащихся к трудовой деятельности и конкуренции
на рынке труда и профессий во многом зависят
от качества научных и практических результатов
исследований, обобщения достижений передового
опыта, их внедрения в практику. Важно,
чтобы педагоги и руководители общеобразовательных
учреждений, а также законодатели осознали
социальную и экономическую значимость
технологического образования школьников
- этой важнейшей составляющей их развития
[32].
1.2
Психолого-педагогические особенности
образовательной работы с детьми в условиях
учреждений интернатного типа
Особенности психического развития детей
По
данным международных социально-
По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития у них замедлен, имеется ряд качественных негативных особенностей, отмечающихся на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [13].
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношения с окружающими людьми. Отношения связаны с устойчивыми и определёнными свойствами личности этих детей.
Подростковый
возраст как переходный от детства к зрелости
всегда считался критическим. Он является
самым острым и самым длительным. В течение
этого периода происходит ломка и перестройка
большинства прежних отношений подростка
к окружающему его миру и собственной
личности, формируется та жизненная позиция,
с которой подросток начинает самостоятельную
жизнь [8, c.10].
Большинство
детей, оказавшихся в детском
доме испытывают негативные и противоречивые
чувства, вызванные синдромом «
Кроме этого воспитанники детских домов не имеют образцов не только позитивного, но и нормативного поведения, не знакомы со способами преодоления преград на пути достижения своих целей-потребностей, разрешения возникающих конфликтов. Отсутствие такого рода социально-психологических компетенций вынуждает ребёнка-сироту прибегать к агрессивному (зависимому от вредных привычек) поведению в качестве усвоенных в кровной семье и затем транслируемых на бессознательном уровне способам реагирования на ситуации социального взаимодействия [6].
Исследования особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации. Ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в большинстве исследований проблем сирот их меньшая социальная адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни [10].
Воспитание
в изолированной среде детского
дома ведет к формированию групповой
специфической субкультуры
Достаточно
часто детям-сиротам
Т.о.
в специфических условиях воспитания
и развития личности в детском
учреждении интернатного типа, формируется
особая внутренняя позиция, выражающаяся
в слабой ориентированности на будущее,
связанности с актуальной конкретной
жизнедеятельностью, эмоциональной уплощённостью,
снижением отношения к себе, несформированностью
избирательности (пристрастности) в отношении
к взрослым, сверстникам и предметному
миру, импульсивностью, неосознанностью
и несамостоятельностью поведения, ситуативностью
мышления и поведения [10].
Особенности социализации детей
Рассматривая особенности социализации детей-сирот, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой - либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [22].
Все концепции социализации тяготеют к одному из двух подходов: субъект-объектному и субъект-субъектному. Первый предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации (Э. Дюркгейм, Т. Парсон), а второй активную (Ч.Кули, Д.Г. Мид). Второй подход характеризует социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры и происходит во взаимодействии человека со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1, c. 31].
Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей - сирот часто бывают искажены. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок-сирота сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации. Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
- у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей или прародителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит асоциальный характер;
- жесткая регламентация и
-
ранний детский опыт ребенка-
-
затруднен процесс
Нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.
Учёные Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко указывают на то, что у детей-сирот наблюдаются значительные отклонения в поведении и в личностном развитии. Им присущ комплекс нарушений социализации в различных сферах жизнедеятельности, что проявляется в следующих признаках: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, искажение ценностных ориентаций, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, праздное времяпровождение, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань) [22, c. 13].
Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Исследование советских психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить [5].
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность (освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости), общение, самосознание (самопознание личности, которое предполагает становление в человеке "образа его Я", возникающего у него не сразу). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.
Пребывание в закрытом учреждении формирует у воспитанников особый тип поведения, общения со сверстниками и взрослыми. И хотя интернатное учреждение создает фон большой семьи, способствует эмоциональной стабильности, групповой защищенности, в целом подобный образ жизни отрицательно влияет на формирование навыков разнопланового общения, не учит детей, как наладить отношения с незнакомыми людьми, адекватно реагировать на ситуацию, адекватно оценивать свои качества и качества другого человека для успешного общения. У детей не удовлетворены многие социальные потребности, например в неформальном общении, в самоутверждении. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни. Отсюда следующие проблемы: недостаточное осмысление своего жизненного опыта, пассивность, отсутствие жизненных ориентиров и ценностей [22].