Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

  Именно  этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных  межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие  потребности человека, общества и государства [11].

  В настоящее время возникла угроза существенного ухудшения технологического образования школьников. Снижение уровня технологического образования учащихся в общеобразовательной школе ухудшает их практическую подготовку и профессиональную ориентацию.

  Отсутствие технологии в 9-м классе нарушает преемственность в системе её изучения, осложняет последующий выбор учащимися технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, и не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обучения.

  Снижение  статуса ОО «Технология» в школе, фактическое свертывание профориентации делают ещё менее престижными для выпускников профессии в сфере материального производства, обостряют проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования.

  Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированны на продолжение  образования в вузе. Значительная их часть относится к так называемому практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, замедлению процесса социализации. Таковыми являются, например, учащиеся образовательных учреждений интернатного типа.

  Перечень  негативных последствий разрушения технологического образования в  школе можно было бы продолжить. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это идет вразрез с потребностями общества и основными тенденциями развития страны.

  Дальнейшее  развитие ОО "Технологии" в системе общего образования, эффективность подготовки учащихся к трудовой деятельности и конкуренции на рынке труда и профессий во многом зависят от качества научных и практических результатов исследований, обобщения достижений передового опыта, их внедрения в практику. Важно, чтобы педагоги и руководители общеобразовательных учреждений, а также законодатели осознали социальную и экономическую значимость технологического образования школьников - этой важнейшей составляющей их развития [32]. 

     1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа 

     Особенности психического развития детей

  По  данным международных социально-психологических  исследований, около трети всех детей-сирот  на земном шаре, проживающих в учреждениях  интернатного типа, приходится на долю России. Число таких детей в  нашей стране резко увеличилось после перестройки, и в последние годы продолжает стремительно расти. Большинство детей, находящихся в сиротских учреждениях, - это дети с проблемами в развитии, нередко переживающие тяжелые психические травмы и нуждающиеся в создании благоприятных условий для компенсации множества возникших в результате этого проблем [34, c.12].

  По  своему психическому развитию дети, воспитывающиеся  без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития у них замедлен, имеется ряд качественных негативных особенностей, отмечающихся на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [13].

       В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношения с окружающими людьми. Отношения связаны с устойчивыми и определёнными свойствами личности этих детей.

  Подростковый  возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Он является самым острым и самым длительным. В течение этого периода происходит ломка и перестройка большинства прежних отношений подростка к окружающему его миру и собственной личности, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь [8, c.10].                                                                                                                                                                                                

  Большинство детей, оказавшихся в детском  доме испытывают негативные и противоречивые чувства, вызванные синдромом «покинутости», что, безусловно, отражается на их оценке себя и других людей. Не обладая эффективными способами совладения с трудными ситуациями, дети вырабатывают различные компенсаторные механизмы, - чаще всего в виде девиантного поведения, возникающего как реакция ребёнка на не возможность реализовать свой личностный потенциал, удовлетворить базовые потребности [9, c.16].

  Кроме этого воспитанники детских домов  не имеют образцов не только позитивного, но и нормативного поведения, не знакомы  со способами преодоления преград  на пути достижения своих целей-потребностей, разрешения возникающих конфликтов. Отсутствие такого рода социально-психологических компетенций вынуждает ребёнка-сироту прибегать к агрессивному (зависимому от вредных привычек) поведению в качестве усвоенных в кровной семье и затем транслируемых на бессознательном уровне способам реагирования на ситуации социального взаимодействия [6].

  Исследования  особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации. Ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в большинстве исследований проблем сирот их меньшая социальная адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни [10].

  Воспитание  в изолированной среде детского дома ведет к формированию групповой  специфической субкультуры низкого  уровня. Ее представитель характеризуется  слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе, как опоре для принятия решений. Сама подростковая группа формируется в условиях противостояния взрослому миру в лице педагога, и, как следствие, отрицает позитивные социальные ценности и нормы культуры.

  Достаточно  часто детям-сиротам свойственно  нежелание приспосабливаться к  социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных  отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений [8, c.8].

  Т.о. в специфических условиях воспитания и  развития личности в детском  учреждении интернатного типа, формируется  особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной конкретной жизнедеятельностью, эмоциональной уплощённостью, снижением отношения к себе, несформированностью избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивностью, неосознанностью и несамостоятельностью поведения, ситуативностью мышления и поведения [10].  

     Особенности социализации детей

  Рассматривая  особенности социализации детей-сирот, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.

  Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой - либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [22].

  Все концепции социализации тяготеют к  одному из двух подходов: субъект-объектному и субъект-субъектному. Первый предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации (Э. Дюркгейм, Т. Парсон), а второй активную (Ч.Кули, Д.Г. Мид). Второй подход характеризует социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры и происходит во взаимодействии человека со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1, c. 31].

  Очень важен процесс формирования представлений  ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей - сирот часто бывают искажены. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок-сирота сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации. Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:

  -  у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей или прародителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит асоциальный характер;

   - жесткая регламентация и ограниченность  социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющая одобрения и поддержки в обществе;

  -  ранний детский опыт ребенка-сироты  несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

  - затруднен процесс саморегуляции  соотносимый с постепенной заменой  внешнего поведения на внутренний  самоконтроль [4, c.235].

  Нахождение  в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

  Учёные  Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко указывают  на то, что у детей-сирот наблюдаются  значительные отклонения в поведении  и в личностном развитии. Им присущ комплекс нарушений социализации в различных сферах жизнедеятельности, что проявляется в следующих признаках: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, искажение ценностных ориентаций, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, праздное времяпровождение, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность,  утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань) [22, c. 13].

  Особое  значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Исследование советских психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить [5].

  Выделяют  три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность (освоение новых социальных ролей  и осмысление их значимости), общение, самосознание (самопознание личности, которое предполагает становление в человеке "образа его Я", возникающего у него не сразу). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

  Пребывание  в закрытом учреждении формирует  у воспитанников особый тип поведения, общения со сверстниками и взрослыми. И хотя  интернатное учреждение создает фон большой семьи, способствует эмоциональной стабильности, групповой защищенности, в целом подобный образ жизни отрицательно влияет на формирование навыков разнопланового общения, не учит детей, как наладить отношения с незнакомыми людьми, адекватно реагировать на ситуацию, адекватно оценивать свои качества и качества другого человека для успешного общения. У детей не удовлетворены многие социальные потребности, например в неформальном общении, в самоутверждении. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни. Отсюда следующие проблемы: недостаточное осмысление своего жизненного опыта, пассивность, отсутствие жизненных ориентиров и ценностей [22].

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа