Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

  В 3–4 классах трудовое обучение детей направлено на воспитание интереса и уважения к труду взрослых, особенно к рабочим профессиям; детей привлекают к посильному общественно полезному труду, прививают простейшие трудовые навыки. Трудовое обучение проходит на базе учебных мастерских. В процессе обучения на данном этапе учащиеся 4-х классов способны выполнять простейшие работы с использованием станочного оборудования, более широкого набора инструментов.

       На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–8 классах выделено 2 часа в неделю. Трудовое обучение осуществляется в учебных мастерских с разделением классов на две группы: мальчики и девочки. Базовыми блоками ОО «Технология» у девочек являются «Сельскохозяйственный труд» и «Обслуживающий труд», у мальчиков – «Технический труд».

  Обучение  девочек ОО «Технология» осуществляется по примерной программе «Технология сельского труда», представленная, включает такие разделы, как «Растениеводство», «Кулинария», «Технология создания изделия», «Технология ведения дома». Рабочие программы также предусматривают обучение по сквозным линиям: «Материаловедение», «Машиноведение», «Красота и здоровье», «Вязание», «Электротехника».

  Изучение  ОО «Технология» в 5-8 классах направлено на ознакомление с современными отраслевыми технологиями, получение знаний и умений выполнения обобщенных технологических операций, развитие навыков обучения, творческого мышления и решения практических задач, формирование профессионально значимых качеств личности во взаимодействии с основными объектами труда в базовых сферах экономической деятельности, достижение эффективного уровня профессиональной культуры, обеспечивающего выявление профессиональных интересов и склонностей для определения последующего образовательного маршрута учащегося.

  Основной  формой обучения являются учебно-практические работы, тестирования, упражнения, лабораторно-практические работы, творческая проектная деятельность, акцентирующая внимание учащихся на потребительском изделии, которое они выполняют, и направленная на развитие их творческих способностей.

  В школе-интернате действует летняя трудовая бригада, ухаживающая за пришкольным участком, в котором расположены отделы цветоводства, плодоводства и полеводства. В большей степени это осуществляется в целях улучшения организации питания воспитанников, их социально-трудовой адаптации, организации допрофессиональной подготовки. В свободное от учебы время воспитанники занимаются самообслуживанием, уборкой территории, своих комнат.

  Выбор специальности у школьников характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу 9 класса школы-интерната учащиеся должны сделать выбор между двумя социальными ориентациями: на общее образование (продолжение учебы в 10 классе, в вечерней школе) или профессиональное образование (поступление в ПТУ, ССУЗ).

  Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся в рамках ОО «Технология».  Программа предпрофильной подготовки школьников направлена на овладение учащимися навыков по трем направлениям профессиональных сфер социально-трудовой деятельности человека: «Ч-П» («Ландшафтный дизайн» и «Кулинария»), «Ч-Т» («Основы шитья») и «Ч-Х.О» («Парикмахерское дело»). Кроме этого проводится профориентационная работа классными руководителями и воспитателями, на которую отводится 34 часа в год. Программа предпрофильной подготовки дана в Приложении 1.

  С профориентационной целью для детей  проводятся экскурсии на предприятия, в различные организации и учреждения города. Сегодня идет активный поиск возможностей расширения профориентационной работы учреждения.  

     1.4 Состояние профессионального самоопределения выпускников школы-интерната 

  Профессиональная  ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.

  Для изучения  профессиональных предпочтений и интересов учащихся, выявления факторов выбора той или иной профессии в процессе обучения, оценки качества предпрофильной подготовки нами было проведено исследование, включающее опрос и тестирование учащихся.

  Данное  мероприятие проводилось в школе-интернате № 6 Красноперекопского района г. Ярославля с 1 февраля по 1 марта. В нем приняли участие учащиеся 9 класса школы-интерната.

  На  первом этапе мы провели тестирование среди учащихся. Будущим выпускникам были предложены следующие методики: «Опросник профессиональных склонностей», методика «Профиль», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова, тест «Тип профессии по Голланду (Холланду)». Методики представлены в Приложениях 2, 3, 4, 5 соответственно.

  Методика (ДДО) Е.А.Климова выявила, что: 38% - «Человек – Техника», 25% - «Человек - Художественный образ»; 13% от опрошенных имеют интерес к профессиям типа «Человек-Человек»;  «Человек-Природа» и «Человек- Знак».

  Результаты  методики «Профиль», достоинство которой заключается в том, что она выявляет скрытую мотивацию учащихся, показали следующее соотношение: преобладают механика и конструирование и предпринимательство и домоводство – по 38%; радиотехника и электроника и география и геология – по 25%; спорт и военное дело – 13%.

  «Опросник профессиональных склонностей» помог выявить склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: склонность к работе с людьми - 47%; склонность к исследовательской деятельности - 22%; склонность к работе на производстве -33%; склонность к эстетическим видам деятельности - 22%; склонность к экстремальным видам деятельности - 25% .

  Мы  видим, что особенно выявились склонности к работе с людьми (47%) и склонность к работе на производстве (33%).

  С помощью теста Голланда каждый ученик смог определить свой тип социально-профессиональной направленности: реалистический тип – 38%, социальный – 13%, предпринимательский – 13%, художественный – 38%.

  По  результатам данных методик можно  сделать вывод, что представления школьников о своей будущей профессии довольно-таки смутные: слабы представления о трудностях и социальной значимости. Знания школьников об условиях труда и будущей профессии недостаточные.

  Дальнейшее  исследование (второй этап) позволило дать оценку будущим выпускникам школы-интерната с точки зрения:

  - сформированности профессиональных  наклонностей и предпочтений;

  - знания рынка труда и востребованности  профессий;

  - индивидуально-личностной предрасположенности и мотивирования выбора будущих профессий;

  - степени влияния предпрофильной  подготовки в школе-интернате  на профессиональное самоопределение  выпускников. Бланк опросного листа представлен в Приложении 6.

  В первую очередь мы выявили процент выпускников, определившихся со своей будущей профессией. По рис.1 очевидно, что этот процент значительно меньше процента не определившихся.

     

Рис. 1 Степень профессионального  самоопределения выпускников школы-интерната

  Ситуация, когда менее половины выпускников  выбрали специальность, свидетельствует  о недостаточной эффективности  предпрофильной подготовки.

  В ходе исследования мы выяснили мнения учащихся о том, насколько они информированы о профессиях, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о своих личностных качествах (Табл. 1).  
 
 

  Таблица 1

     Осведомленность учащихся о выбранных (предполагаемых) ими профессиях

  Девушки Юноши
Обладают  достаточной информацией 60% 67%
Не  обладают 40% 33%
 

  Подавляющее большинство школьников обладает необходимой информацией о выбранной (предполагаемой) профессии. Однако при этом лишь 41,7% учащихся определился с выбором будущей профессией (42,8% юношей и 40% девушек).

  Результаты, представленные на рис. 2, наглядно дают понять, что большая часть учащихся считает свой уровень подготовки лишь частично соответствующим требованиям профессионального учебного заведения, что говорит о недостаточном качестве школьной подготовки к профессиональному будущему.

 

     Рис. 2 Оценка школьниками своего уровня знаний и умений 

  Из  табл. 2 очевидно, что 40% девушек и 33% юношей признают отсутствие важных для  овладения будущей профессией качеств. Это свидетельствует о недостаточной  интенсивности работы по развитию личностных качеств у школьников. Наблюдаются довольно яркие гендерные различия. Во-первых, девушки характеризуются более высокой развитостью рефлексивных процессов в области профессионального выбора. Во-вторых, представительницы женского пола чаще отмечают наличие у себя такого качества, как «целеустремленность», что является отражением более высокой самооценки и уверенности в себе. Разница в степени коммуникабельности между юношами и девушками обусловлена базовыми гендерными различиями (мужчины, в среднем, менее общительны).

     Таблица 2

     Гендерные различия сформированности качеств, необходимых  для овладения выбранной (предполагаемой) профессией

  Девушки Юноши
Необходимые качества есть 60,0% 67,0%
Целеустремленность 16,0% 9,0%
Коммуникабельность 10,0% 0,0%
Стремление  помочь людям 10,0% 8,0%
Креативность 4,0% 4,0%
Трудолюбие 4,0% 4,0%
Ответственность 0,0% 8,0%
Мужество 0,0% 10,0%
Принципиальность 4,0% 8,0%
Усидчивость 4,0% 0,0%
Интерес к определенным видам деятельности 4,0% 16,0%
Самоуверенность 4,0% 0,0%
Необходимых качеств нет 40,0% 33,0%
 

  Как видно по табл. 3, школьники, уже определившиеся с будущей профессией, опираются  на мнение своих одноклассников, при  этом, не обладая достаточным уровнем  знаний для осуществления профессионального  выбора. Учащиеся склонны осуществлять выбор профессии, исходя из критериев престижности и оплаты, что говорит о незрелости мотивациооной сферы. Предпрофильная полготовка не играет практически никакой роли, что указывает на необходимость оптимизации деятельности по подготовке школьников к профессиональному будущему. 

  Те  школьники,  которые еще не выбрали  себе профессию, в подавляющем большинстве  случаев ориентируются на советы учителей, 33% (1 чел) приходится на самостоятельный  выбор. Т.о. важность предпрофильной подготовки ими недооценивается.

     Таблица 3

     Влияние ближайшего окружения на выбор будущей  профессии

Фактор  влияния Уровень включенности (чел)
Для тех, кто уже определился с  будущей профессией Для тех, кто  еще не определился с будущей  профессией
Одноклассники 60% -
Учителя - 64%
Предпрофильная  подготовка 40% -
Самостоятельный выбор - 36%
 

  Вышеуказанные факты указывают на необходимость  улучшения профориентационной работы не только с учащимися, но и с воспитателями, так как те играют очень важную роль в процессе профессионального самоопределения своих воспитанников.

  Представленная  диаграмма на рис. 3 показывает, что  основным фактором выбора профессии  у большинства выпускниц является ее престижность. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. У мальчиков первое место занимает «заработная» плата».

  На 2-ом месте в списке детерминант  профессионального выбора находятся  «экзамены, которые необходимо сдавать для поступления в учебное заведение по выбираемой ими специальности». Между тем, именно данный критерий отражает компонент триады «хочу-могу-надо» под названием «могу», т.е. те способности, которыми обладает конкретный индивид.

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа