Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Главным направлением ОПТ учащихся являются работы для своей школы (ремонт мебели, некоторых помещений, учебных пособий и т. д.), поддержание санитарно-гигиенического порядка, дисциплины в школе и другие работы, включаемые в самообслуживание, по благоустройству и озеленению территорий, охрана природы и окружающей среды, по сбору вторичного сырья. Сюда можно отнести также и общественно-организационный труд, политико-просветительную, культурно-массовую, шефскую работу [19].
Важным условием формирования у школьников готовности к труду является связь с производительным трудом.
ПТ предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в ПТ развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.
Его основными задачами являются:
- формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;
- ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, общеобразовательной подготовки;
- экономическое воспитание, формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качестве продукции, хозрасчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде.
Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира. Когда молодой человек на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно [14].
Значение труда раскрывается через систему стимулов: материальные стимулы, побуждающие человека на труд как источник потребления; моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны коллектива, общества; творческие стимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной и интересной самой по себе; нравственные стимулы, благодаря которым человек трудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовного развития самой личности работника.
В воспитании потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:
а) создание ученических звеньев (трудовых коллективов) для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья, например, по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду и др. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы – для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;
б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;
в) в последние годы в школах создаются производственные кооперативы, где старшеклассники занимаются производственным трудом и получают за это денежную оплату;
г) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями.
Их деятельность может быть организована на основе соревнований, конкурсов, которые проводились бы как внутри ученических трудовых коллективов, так и между ними [7].
Время, выделяемое в старших классах на ОПД и ПТ, рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю (профессии) в рамках учебного процесса и во внеурочное время.
Темп
в работе имеет большое значение
для выработки скоростных навыков
и для повышения
В методике трудового воспитания существенно важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения. Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности.
При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних наставлений, призывов. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга [14].
Специальная организация, специальное построение ОПД предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.
Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения. Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания.
Многие учителя ошибочно считают, что труд сам по себе всегда воспитывает, главное – занять детей делом, а остальное будто бы приложится. Однако воспитывает труд только в том случае, если он правильно организован и умело направляется учителем [7].
Большой
воспитательный эффект дает такая коллективная
форма организации труда
Получая трудовое задание, весь класс коллективно составляет план его выполнения, стремясь добиться лучших показателей. Работа должна распределяться с учетом способностей каждого. Тем, кто может быстро сделать расчеты, поручается разметка, у кого хороший глазомер, те контролируют качество и т.д.
Каждая бригада должна состоять из 3-4 человек во главе с бригадиром, избираемым членами бригады. Бригадиры избираются на учебную четверть, что дает возможность каждому ученику в течение года руководить бригадой, проявить свои организаторские способности (сфера «Человек-Человек»). Все это способствует формированию правильных производственных отношений между учениками. В этой связи полезно вспомнить высказывание А.С.Макаренко: «Когда коллектив сживается в дружную семью, уже один образ коллективной работы захватывает, как приятная близкая перспектива».
На примере введения должности бригадира хорошо прослеживается педагогическая инструментовка в организации ученического самоуправления, о котором А.С. Макаренко говорил: «Самоуправление может сделаться самым эффективным воспитательным средством». Ученик, побывав в должности бригадира или готовясь к ней, внимательно присматривается к жизни класса, старается осознать свое положение в нем, получает возможность утвердить себя в кругу товарищей. Многообразная деятельность, реальные права и обязанности, ответственность, постоянный контроль и обязательная оценка проявленных в работе деловых и личностных качеств – все это влияет на личность ученика. Неслучайно многие ребята раскрывают себя с наилучшей стороны за время своей деятельности в должности бригадира. У них появляется вкус к общественной работе, выявляются организаторские способности.
Важный компонент самоуправления деятельности – выполнение общественных поручений. Индивидуальные, групповые, коллективные, они создают «отношения ответственной зависимости», когда товарищ подчиняется товарищу не из-за личной симпатии, не из страха перед сильным. Осознанное подчинение равных членов коллектива общественному долгу делает эту форму самоуправленческой деятельности важным средством воспитания.
Самоуправление не означает предоставления ребят самим себе. Оно – высшая форма педагогического руководства детским коллективом. В данном случае учитель должен помочь школьникам в правильной расстановке сил, обеспечить чередование видов деятельности и выполняемых функций, чтобы каждый школьник мог освоить позиции руководства и подчинения и органически включиться в отношения товарищеского сотрудничества [14].
В процессе коллективного труда школьники вступают в сложную систему отношений взаимной зависимости, взаимного контроля, взаимной ответственности и взаимопомощи. Они существенным образом влияют на развитие социально ценной мотивации, волевых усилий, на формирование социально активной позиции личности.
Компоненты самоконтроля – внимание к условиям, приемам и результатам своей работы; наблюдение за ее ходом; анализ результатов наблюдения и выявление на основе этого анализа недостатков в работе и их причин; точное и своевременное исправление подмеченных недостатков. Без целенаправленного обучения осуществить всесторонний контроль ученику будет сложно.
Подкрепление позитивных действий поощрением, соревнованием и другими методами вызывает у школьника положительные мотивы деятельности, что приводит к образованию таких социально ценных качеств личности, как коллективизм, социальная активность и социальная ответственность, дисциплинированность и как высшее проявление нравственности — положительное отношение к труду [31].
Выпускники школ-интернатов – в будущем члены общества. В процессе ОПД у школьников должны формироваться такие нравственные качества, как ответственность, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. А это те качества без которых не может обходиться ни один член общества, в какое бы он время он ни жил.
Подростки,
включенные в развитую ОПД, значительно
лучше разбираются во «взрослых» профессиях,
для них характерны глубокая заинтересованность
в профессиональном самоопределении,
знание большего числа профессий, а главное
— умение ориентироваться при решении
вопроса о будущей своей работе на требования
общества, понимание общественного смысла
профессионального самоопределения [19].
2.3
Использование активных методов обучения
в системе практико-ориентированной предпрофильной
подготовки учащихся
Метод проектов
Один из важнейших путей решения задачи по овладению обучающимися ключевыми компетенциями заключается в поиске и внедрении в учебный процесс методов активного обучения.
Активные
методы обучения – это способы
активизации учебно-
Основным способом реализации социально-личностного типа образования в школе-интернате является использование социальных технологий.
Социальные технологии – это организация форм и методов, направленных на освоение подростками положительного социального опыта, социальных ролей и установок в процессе социальной адаптации школьников 40]. Реализация таких технологий в школе-интернате возможна лишь в тесной взаимосвязи обучения с общественно полезным и производительным трудом. Для решения этих задач целесообразно использовать метод проектов, создающий условия для разнообразной по содержанию и уровню сложности практической деятельности в соответствии с интересами и способностями школьников.
Школьников
не удовлетворяет далекая
Главный педагогический смысл технологии социального проектирования – создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодёжи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта.