Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

  Что касается результатов анализа факторов, на которые опираются юноши и  девушки при выборе специальности, можно сказать, что различия скорее вытекают из гендерных особенностей: молодые люди, в основном оценивают  профессию с точки зрения заработной платы и востребованности («надо»), девушки руководствуются в большей степени критериями «престижности» и «привлекательности условий труда».

  Последнее место по фактору, влияющему на выбор  профессии, является «интерес к профессии», который как раз является одним из компонентов триады - «хочу». 

  Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные  интересы и склонности ставят на седьмое место по степени важности, а возможность трудоустройства – на последнее. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. 

 

Рис. 3 Факторы, влияющие на выбор будущее профессии

  организации предоставления сведений профессиональными учебными заведениями, а также о низкой эффективности профориентационной работе в школе-интернате.

  

  Рис. 4 Востребованность дополнительной информации по профессиональной тематике

  Диаграмма на рис. 4 еще раз свидетельствует о недостаточной информированности будущих выпускников по профессиональной тематике.

  В среднем более 76 % учащихся указывают  на необходимость получения той  или иной информации. Наиболее востребованной является информация о местах подготовки специалистов данного профиля – это говорит о плохой В целом, результаты исследования свидетельствуют о достаточно низком уровне предпрофильной подготовки, выражающейся в слабом учете индивидуальных особенностей учащихся при выборе профессии, плохой осведомленности школьников о требованиях, предъявляемых конкретными профессиями и учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов определенного профиля.

  Таким образом, особенностями образовательной практики, затрудняющими формирование профессионального самоопределения учащихся школы-интерната, в процессе предпрофильной подготовки являются:

  - преобладание мотивов выбора школьниками профессий, которыми современный рынок труда перенасыщен;

  - неумение выпускников свободно ориентироваться в вопросах выбора сферы будущих занятий в рамках общественно необходимого разделения труда, так как они практически не информированы о профессиях, востребованных в условиях развития экономики региона;

  - отсутствие у большинства школьников адекватной самооценки своих возможностей и способностей, отсюда – не обоснованный ими выбор профиля обучения и будущей профессии и т. д.

Выводы  по первой главе

  1. Технологическая подготовка школьников включает в себя две категории целей: с одной стороны, связана с решением общеобразовательных задач обучения, развития и подготовки школьников к жизни в окружающем мире и обществе, с другой – представляет собой элемент системы непрерывной профессиональной подготовки, осуществляемой при подготовке в школе.

  2. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий.

  3. В сегодняшних условиях роль школ-интернатов ослабевает как в трудовой подготовке детей, так и в их общественно полезной деятельности и профессиональной ориентации. Школьникам вяло прививаются новые формы организации труда, которые стимулировали бы их активность, адекватную духу рыночных отношений, позволяющих им на практике приобщаться к работе в XXI веке - веке технологии. Безусловно, такая практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям современного рынка труда.

  4. Современная система профориентации не подразумевает учет индивидуально-личностной предрасположенности к определенной профессии, в результате чего школьники осуществляют профессиональный выбор, основываясь на престижности специальности и уровне оплаты труда.

  5. Подготовка учащихся школы-интерната не эффективна, так как не обеспечивает весь спектр направлений профессиональной деятельности.Такая система подготовки является недостаточной и требует дополнений.

  6. Анализ организации и содержания технологической подготовки учащихся школы-интерната подтверждает необходимость развития и совершенствования профориентационной работы средствами технологического образования.

  Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования  

  2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах 

  Новые требования предъявляются к современной  российской школе и, в частности, к содержанию учебного материала, формам, методам, средствам и условиям обучения и воспитания. Жизнь предусматривает наличие у школьников не только определенного базиса знаний, умений и навыков, которые они должны освоить по различным дисциплинам, но и сформированности у них готовности к непосредственному участию в широкой практической деятельности в условиях постоянно изменяющегося информационно-технологического мира. В наибольшей степени это относится к введению предпрофильного обучения в рамках учебных дисциплин технологического цикла (прежде всего, в рамках предметной области «Технология»), главные цели которого:

  - способствовать адекватному профессиональному и жизненному самоопределению школьников;

  - подготовить их к целесообразному  выбору сферы будущей профессиональной деятельности с учетом своих интересов, потребностей и возможностей, ознакомить их с основными ее особенностями, раскрыть ее суть и содержание.

  Необходимость введения предпрофильной технологической  подготовки обусловлена также тем, что молодежь в силу разных причин (объективных и субъективных) оказалась недостаточно подготовленной к установившейся в стране ситуации.

  В настоящее время все большую  актуальность приобретает вопрос о  профессиональном становлении личности школьников в процессе предпрофильной технологической подготовки на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе, одна из основных задач которой сводится к содействию в этом становлении, в подготовке их к будущей профессиональной деятельности. Данная проблема нашла широкое отражение в фундаментальных трудах многих отечественных педагогов и ученых. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли М.В. Ретивых, Л.Н. Серебренников, М.С. Савина, С.Н. Чистякова, И.Д. Чечель и мн. др. В их работах приводится обоснование и теоретическое доказательство необходимости предпрофильной технологической подготовки школьников, ее значения во всестороннем развитии личности, их профессиональном и жизненном определении [30, c. 6].

  Необходимость предварительного самоопределения  в выборе профилирующего направления школьником продиктована, как отмечалось выше, перестройкой всех сфер жизнедеятельности человека: и производственной, и политической, и культурной, и даже духовной – в результате становления информационно-технологической цивилизации, а также нехваткой грамотных специалистов в вышеупомянутых сферах.

  Среди целей и задач деятельности современной школы «одной из ведущих становится проблема активизации учащихся как активных субъектов учебной, трудовой деятельности и общения, включение их в реальную или моделируемую профессиональную деятельность, в которой создаются условия для пробы сил, проверки и развития способностей учащихся» [2, c.22].

  Предпрофильная  технологическая подготовка школьников позволяет предположительно определить, в каких областях деятельности они  смогут наиболее успешно трудиться, то есть приносить максимальную пользу для общества и получать наибольшее удовлетворение от своего труда. Она определяет специальные разделы обучения в соответствии с интересами и способностями учащихся с учетом национально-региональной и местной специфики и направлена на закрепление и развитие базисных знаний, умений и навыков практической деятельности, полученных в процессе инвариантного обучения.

  Вариативная составляющая предпрофильной технологической подготовки школьников предусматривает развитие индивидуальности, социально-трудовое воспитание и самоопределение учащихся с использованием возможностей общественно полезного и производительного труда для последующего выбора профиля обучения на старшей ступени средней школы либо в учреждениях профессионального образования [30,c.15].

  Педагогическое обеспечение предпрофильной подготовки предполагает практико-ориентированную учебную деятельность, создающую условия идентификации, мотивации и развития учащихся в соответствии с потребностями, способностями и направленностью и соответственно требованиями выбираемых профессий и специальностей.

  Формированию  целостной структуры предпрофильной подготовки школьников на общей концептуальной основе способствует создание системы  обучения в различных сферах деятельности в соответствии с типологией предметов  труда (Табл. 4).

  Таблица 4

  
          Объекты  
                     воздействия

Виды

деятельности

Человек –

человек

Человек –

техника

Человек – худож. 
образ
Человек – знаковая система Человек –

природа

  Изобретательство                   
  Творчество                    
  Производство                    
  Управление \  
     обслуживание
                   
  Исследование                    
  Проектирование                    

  Структура предпрофильной подготовки 

  Таким образом, центральное место в  процессе самоопределения учащегося занимает получение опыта в выборе самого широкого, универсального плана: приоритетного для него вида деятельности и объекта приложения этой деятельности.

  Важнейшим критерием успешности предпрофильной подготовки является достижение готовности учащихся к выбору направления образовательного развития, показателями которой выступает достижение ориентированности на рынке труда и образования, формирование социально-профессиональных интересов и устремлений, идентификация образовательных способностей и профессионально-важных качеств в соответствии с предпочтениями и возможностями учащихся [27]. 

  2.1.2 Общественно-полезная деятельность  и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся  

  В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования.

  Осуществляя социализацию выпускников школы-интерната, необходимо активно вовлекать его в различные элементы социальной среды, т.е. способствовать его посильному участию в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщать к социальной и культурной жизни общества, научить устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Это делается для того, чтобы выпускники школы-интерната  могли  комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели [14].

  Подготовка  учащихся к выбору профессии немыслима  вне формирования у них уважения, готовности и способности к общественно полезному труду, т.е. без решения общих задач целостной системы трудового воспитания, частью которой является профориентация. Выбор профессии должен соответствовать и общественным, и личным интересам [31].

  Общественно полезная деятельность (далее ОПД) и производительный труд (далее ПТ) учащихся являются составной частью предпрофильной технологической подготовки учащихся школ-интернатов, важнейшим средством воспитания и всестороннего развития школьников.

  Приобщение  учащихся к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями. ОПД нацелена на воспитание общественного долга, т. е. готовности к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу, служит хорошим средством экономического, эстетического воспитания, физического развития школьников, способствует расширению и активизации познавательной деятельности, повышению результативности профессиональной ориентации учащихся. Участие в различных видах ОПТ создает у детей уверенность в своих силах, способствует воспитанию у них общественного сознания и подготавливает их к включению в производительный труд.

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа