Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем.
Создание системы проектного обучения в различных сферах деятельности в соответствии с типологией предметов труда позволяет сформировать целостную структуру предпрофильной подготовки на общей концептуальной основе [37].
Для повышения вариативности деятельности учащихся школы-интерната и свободы выбора содержания, форм и видов деятельности большие возможности создает объединение различных проектов при выполнении коллективных общешкольных проектов, разрабатываемых и реализовываемых в самостоятельное внеурочное время и время, отведенное на общественно полезный и производительный труд. Например, предприятия по профилю (ученического ателье). Т.е. разработка и реализация проектов должны осуществляться в органичной связи урочной деятельности учащихся школ-интернатов с самостоятельной внеурочной, мотивируя их одновременно и к той, и к другой.
Объединение подпроектов по сфере деятельности единой идеей коллективного проекта позволяет создать условия свободы образовательного продвижения в соответствии с развитием интересов и возможностей учащихся.
Взаимодействие подпроектов в работе над общей проблемой позволяет решать отдельные задачи путем их совместного выполнения в смежных областях деятельности. Оно осуществляется в процессе перехода от одной задачи к другой как внутри конкретной тематики, так и между проектами, связанными с решением общих проблем. Коллективное планирование и выполнение работ позволяет переносить их практическое обеспечение с одного проекта на другой, составляя межпроектный «банк заказов» совместной деятельности при переходе от предметов к средствам труда и наоборот.
Актуальная и широкая проблематика проектов, охватывающая различные сферы деятельности в соответствии с типологией предметов труда (природа, техника, человек, художественный образ, знаковая система), способствует углублению и расширению познавательных интересов, помогает учащимся определить соотношение социально-профессиональных притязаний и уровня личностных характеристик, повышает адаптивность и готовность к самоопределению [27].
Cоциальный проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе – инициативный.
Воспитательная система школы-интерната может широко использовать проектную деятельность как основополагающую при проведении творческих мероприятий, праздников, подготовленных старшими школьниками для младших, при реализации деятельности школьного ученического самоуправления, в работе школьного музея.
Социальное проектирование является эффективным средством профессионального самоопределения школьников [40].
Предпочтения и получение результата в различных направлениях и видах деятельности выступают основанием для комплексной практико-ориентированной диагностики учащихся в процессе проектного обучения.
Таким
образом, в условиях проектного обучения
диагностика образовательных
Достижение целей предпрофильной подготовки характеризуется составлением жизненных и профессиональных планов выпускников основной школы и разработкой стратегии их реализации в процессе адекватного образовательного развития.
Таким
образом, проектная учебная деятельность
играет определяющую смыслообразующую
роль в системе предпрофильной подготовки
учащихся. Комплексная реализация задач
профессиональной диагностики, информации
и консультации в процессе проектного
обучения направлена на обеспечение самоопределения
выпускников школы-интерната и выбора
последующей профессионально-
Информационно-
Одной
из задач проектно-
Повышению компетентности школьников в сфере «Человек – Знаковая система», а значит, обеспечению целостности системы предпрофильной подготовки школы-интерната, способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Применение ИКТ в данном случае является условием формирования компьютерной грамотности школьников, а также эффективным средством обеспечения личностно-ориентированной направленности предпрофильной подготовки и повышения субъектной активности учащихся школы-интерната.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру образовательного цикла, но и способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету деятельности (профессии), позволяет учащимся проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика [38].
В рамках предпрофильной технологической подготовки ИКТ должны использоваться как на занятиях по программам элективных курсов всеми субъектами учебного процесса, так и в самостоятельное внеурочное время самими школьниками.
По целям обучения выделяют следующие формы работы школьников с ИКТ:
Деятельность
информационного характера
Инструменты компьютерных технологий не отменяют и не заменяют творческих способностей человека, в том числе и в области принятия решений, а лишь позволяют более продуктивно их использовать.
Использование ИКТ в проектной деятельности в предпрофильной подготовке способствует также развитию у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Обучаемым лучше всего предлагать реальные задания, т.е. те, которые могут быть использованы в их проекте. Задания такого типа позволяют учащимся ощутить качественно новый, социально значимый уровень компетентности, в результате чего происходит рост самопознания, накопление опыта самореализации, развитие самостоятельности. [37].
Обеспечение образовательного процесса ИКТ в кабинетах трудового обучения (мастерских) требует наличия необходимых средств информатизации (компьютеров с выходом в Интернет, мультимедийных проекторов, интерактивной доски, средств аудио- и видеооборудования, сканера, принтера и др.)
Таким образом, новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя таким образом и сам учебный процесс [38].
Выводы
по второй главе
1.
Предпрофильная подготовка
2.
Общественно полезный и
3.
Профориентационная работа
4.
Внедрение в учебный процесс
активных методов обучения, социальных
и информационных технологий, служит
основанием комплексной
5. Современные компьютеры и программные средства делают образовательный процесс эффективным только при использовании соответствующих технологий обучения, мотивирующих учащихся на активные познавательные действия, развивающих их личностные и профессионально значимые качества.
5.
Самостоятельное управление
6.
Повышение социально-
Глава
III. Разработка программно-методического
обеспечения технологической
подготовки выпускников
школы-интерната № 6
г.Ярославля
3.1
Разработка внутришкольной модели предпрофильной
подготовки в рамках ОО «Технология»
Общее положение
Внутришкольная модель предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» разработана с учетом образовательной среды школы-интерната, опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении ОО «Технология» в 5-8 классах (Приложение 1). В этом случае изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения, применять знания основ наук в практической деятельности.
Разрабатывая модель предпрофильной подготовки, мы исходили из того, что основным предназначением образовательной области «Технология» в 9 классе учреждений интернатного типа должно явиться:
-
продолжение формирования
-
развитие системы
- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;