Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

  Трудовое  воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем.

  Создание  системы проектного обучения в различных  сферах деятельности в соответствии с типологией предметов труда  позволяет сформировать целостную структуру предпрофильной подготовки на общей концептуальной основе [37].

  Для повышения вариативности деятельности учащихся школы-интерната и свободы выбора содержания, форм и видов деятельности большие возможности создает объединение различных проектов при выполнении коллективных общешкольных проектов, разрабатываемых и реализовываемых в самостоятельное внеурочное время и время, отведенное на общественно полезный и производительный труд. Например, предприятия по профилю (ученического ателье). Т.е. разработка и реализация  проектов должны осуществляться в органичной связи урочной деятельности учащихся школ-интернатов с самостоятельной внеурочной, мотивируя их одновременно и к той, и к другой.

  Объединение подпроектов по сфере деятельности единой идеей коллективного проекта позволяет создать условия свободы образовательного продвижения в соответствии с развитием интересов и возможностей учащихся.

  Взаимодействие  подпроектов в работе над общей  проблемой позволяет решать отдельные  задачи путем их совместного выполнения в смежных областях деятельности. Оно осуществляется в процессе перехода от одной задачи к другой как внутри конкретной тематики, так и между проектами, связанными с решением общих проблем. Коллективное планирование и выполнение работ позволяет переносить их практическое обеспечение с одного проекта на другой, составляя межпроектный «банк заказов» совместной деятельности при переходе от предметов к средствам труда и наоборот.

  Актуальная  и широкая проблематика проектов, охватывающая различные сферы деятельности в соответствии с типологией предметов труда (природа, техника, человек, художественный образ, знаковая система), способствует углублению и расширению познавательных интересов, помогает учащимся определить соотношение социально-профессиональных притязаний и уровня личностных характеристик, повышает адаптивность и готовность к самоопределению [27].

  Cоциальный  проект, подготовленный и реализуемый  силами школьников, по своей природе  – инициативный.

  Воспитательная  система школы-интерната может широко использовать проектную деятельность как основополагающую при проведении творческих мероприятий, праздников, подготовленных старшими школьниками для младших, при реализации деятельности школьного ученического самоуправления, в работе школьного музея.  

  Социальное  проектирование является эффективным  средством профессионального самоопределения школьников [40].

  Предпочтения  и получение результата в различных направлениях и видах деятельности выступают основанием для комплексной практико-ориентированной диагностики учащихся в процессе проектного обучения.

  Таким образом, в условиях проектного обучения диагностика образовательных возможностей учащихся происходит в природосообразной  форме в структуре общественно полезного и производительного труда в соответствии с требованиями, предъявляемыми избираемыми видами деятельности.

  Достижение  целей предпрофильной подготовки характеризуется  составлением жизненных и профессиональных планов выпускников основной школы  и разработкой стратегии их реализации в процессе адекватного образовательного развития.

  Таким образом, проектная учебная деятельность играет определяющую смыслообразующую роль в системе предпрофильной подготовки учащихся. Комплексная реализация задач  профессиональной диагностики, информации и консультации в процессе проектного обучения направлена на обеспечение самоопределения выпускников школы-интерната и выбора последующей профессионально-образовательной траектории [27]. 
 

  Информационно-коммуникационные технологии

  Одной из задач проектно-технологического образовательного учреждения является подготовка молодого поколения к функционированию в современном информационном обществе. Культурный уровень современного молодого человека характеризуется умением пользоваться компьютером. Следовательно, информационная культура является составной частью технологической культуры.

  Повышению компетентности школьников в сфере  «Человек – Знаковая система», а  значит, обеспечению целостности  системы предпрофильной подготовки школы-интерната, способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

  Применение  ИКТ в данном случае является условием формирования компьютерной грамотности школьников, а также эффективным средством обеспечения личностно-ориентированной направленности предпрофильной подготовки и повышения субъектной активности учащихся школы-интерната.

  Работа  по этим технологиям не только сохраняет  структуру образовательного цикла, но и способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету деятельности (профессии), позволяет учащимся проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика [38].

  В рамках предпрофильной технологической  подготовки ИКТ должны использоваться как на занятиях по программам элективных курсов всеми субъектами учебного процесса, так и в самостоятельное внеурочное время самими школьниками.

  По  целям обучения выделяют следующие формы работы школьников с ИКТ:

  • образовательные:
  • имитация типичных ситуаций профессионального общения с помощью средств мультимедиа;
  • изучение предмета с нуля до границ предметной области, определенных программой обучения (учебные электронные издания и ресурсы: электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, задачники, тесты, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • решение творческих учебных задач (информационно-справочные издания и ресурсы: виртуальные уроки и репетиторы/тренажеры);
  • создание презентаций в Power Point, Publisher, Adobe Photoshop, 3D Studio Мах, Corel Draw, Flash MX);
  • использование средств компьютерной графики для создания эскизов редакторы Paint, Adobe Photoshop, 3D Studio Мах, Corel Draw;
  • поиск необходимой информации в сети Internet (каталоги, поисковые системы).
    • воспитательные: получение равных возможностей воспитания общей культуры, широты мировоззрения всеми учащимся (виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам, континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам живописи, музыки, коллекции, фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы).
    • профориентационные:
  • знакомство с положением на рынке труда, вакансиями, современными профессиями и требованиями, предъявляемыми профессией к людям в сети Internet;
  • выполнение виртуальной допрофессиональной пробы, которое позволяет учащимся ознакомиться с данной сферой деятельности, определить наличие профессионально важных качеств в выбранной области, а также утвердить или изменить свой профессиональный выбор (компьютерные образовательные программы).

  Деятельность  информационного характера приобретает  целенаправленную работу в организации  индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучению юридической грамотности, представлению о профессиональном росте, современным экономическим условиям рыночной экономики [43].

  Инструменты компьютерных технологий не отменяют и не заменяют творческих способностей человека, в том числе и в области принятия решений, а лишь позволяют более продуктивно их использовать.

  Использование ИКТ в проектной деятельности в предпрофильной подготовке способствует также развитию у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Обучаемым лучше всего предлагать реальные задания, т.е. те, которые могут быть использованы в их проекте. Задания такого типа позволяют учащимся ощутить качественно новый, социально значимый уровень компетентности, в результате чего происходит рост самопознания, накопление опыта самореализации, развитие самостоятельности. [37].

  Обеспечение образовательного процесса ИКТ в кабинетах трудового обучения (мастерских) требует наличия необходимых средств информатизации (компьютеров с выходом в Интернет, мультимедийных проекторов, интерактивной доски, средств аудио- и видеооборудования, сканера, принтера и др.)

  Таким образом, новые  информационные  технологии  помогают  найти  естественный  путь  превращения  школьников  в активных  участников  учебного  процесса,  а учителям помогают  совершенствовать  свой опыт и методику,  совершенствуя таким образом и сам учебный процесс [38].  

  Выводы  по второй главе 

  1. Предпрофильная подготовка учащихся  школ-интернатов в рамках ОО «Технология» - в первую очередь, это подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, а также социальная защищенность за счет полученных специальных знаний, умений применять их на практике.

  2. Общественно полезный и производительный труд являются неотъемлемой частью предпрофильной технологической подготовки, что позволяет создать условия для решения важных задач.

  3. Профориентационная работа может  быть эффективной,  если обеспечивается целостность системы предпрофильной технологической подготовки школьников.

  4. Внедрение в учебный процесс  активных методов обучения, социальных  и информационных технологий, служит  основанием комплексной практико-ориентированной  диагностики учащихся в предпрофильной  подготовке.

  5. Современные компьютеры и программные средства делают образовательный процесс эффективным только при использовании соответствующих технологий обучения, мотивирующих учащихся на активные познавательные действия, развивающих их личностные и профессионально значимые качества.

  5. Самостоятельное управление образовательным  развитием и саморазвитием учащихся  формируется только на основе  личного опыта значимой практической  деятельности. Отступление от практико-ориентированного  обучения и подмена его изложением  информации о профессиональной деятельности приводит к снижению уровня рефлексии и самоопределения учащихся.

  6. Повышение социально-профессиональной  направленности технологической  подготовки выпускников школы-интерната  требует разработки соответствующего  научно-методического обеспечения.

  Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля 

    3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» 

    Общее положение

  Внутришкольная модель предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» разработана с учетом образовательной среды школы-интерната, опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении ОО «Технология»  в 5-8 классах (Приложение 1). В этом случае изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения, применять знания основ наук в практической деятельности.

  Разрабатывая  модель предпрофильной подготовки, мы исходили из того, что основным предназначением образовательной области «Технология» в 9 классе учреждений интернатного типа должно явиться:

  - продолжение формирования культуры  труда школьника; 

  - развитие системы технологических  знаний и трудовых умений;

  - воспитание трудовых, гражданских  и патриотических качеств его личности;

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа